Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

На каждом этапе жизненного цикла семейная жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи. Соответственно, это находит отражение в особенностях консультирования добрачной пары, молодой семьи, семьи или супружеской пары и т.д.
В своей курсовой работе я решила рассмотреть именно добрачное консультирование так как недостаточная проработанность указанной проблемы в современной психологической науке актуальна и вызвала интерес.

Содержание

Введение
Часть 1. Психологическое консультирование
1.1 Общие представление о психологическом консультировании
1.2 Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия
Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни
2.1 Готовность к браку
2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни
2.3 Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение
2.4 Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка
2.5 Образовательно-операциональная подготовка
Часть 3. Психологические особенности добрачных отношений
Часть 4. Из истории добрачного психологического консультирования
Часть 5. Добрачное консультирование
5.1 Консультирование как информирование
5.2 Консультирование по телефону доверия
5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних, имеющих трудности общения с другим полом
5.4 Групповое консультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом
Ссылки
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Подготовка к браку и добрачное консультирование.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

· Способность  любить. Уровни способности «любить» различны — от взаимного чувства  до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся4 готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение; 

• понимание  прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях; 

• стремление к  повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; 

• умение приспособиться к привычкам и чертам характера  другого человека и понимание  его психических состояний. 

B.C. Торохтий  считает, что эти требования  реализуются в разных семьях  в разной степени, на основании  этого очевидного факта он  вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих. 

1. Это способность  заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно  делать добро. 

2. Способность  сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком. 

3. Способность  к кооперации, сотрудничеству, межличностному  общению, наличие навыков и  умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения. 

4. Высокая этическая  и психологическая культура, предлагающая  умение быть терпимым и снисходительным,  великодушным и добрым, принимать  другого человека со всеми  странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу. B.C. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями. 

К психологической  зрелости, по мнению B.C. Topoxтия, относится  отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности  и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях. 

Совокупность  факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в  подготовку молодежи к семейной жизни включает также: 

• коммуникативные  умения; 

• владение психотехникой  общения и саморегуляции; 

• психологическую  поддержку; 

• добродушие и  отходчивость в ссоре; 

• терпимость к  недостаткам другого; 

• умение преодолевать конфликтные ситуации; 

• желание и  готовность к появлению детей  и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении; 

• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел. 

Добавим сюда еще  умение прощать. 

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

 

2.5 Образовательно-операциональная  подготовка 

Кроме психологической  готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье. 

Реально в большинстве  обычных российских семей основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей. 

Кроме того, функционально-ролевая  согласованность в структуре  взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и социально-психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее, не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема знаний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов. 

· Половая культура. Характерной чертой современной  информационной среды является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ. 

Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМИ о преступности и проституции в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками как легко запоминающаяся крайность половых отношений; экзотичность форм половых отношений возбуждает, манит и притягивает. Добавим, что своего устоявшегося сформированного сексуального сценария у подростков нет, эротические желания и фантазии, душевные отношения не устоялись, не сложились, т. е. защит против такого насыщенного воздействия нет ни в эмоциональном плане, ни в жизненном опыте. 

Даже при сохранности  культурного контекста такая  информация может повлиять деструктивным  образом, поскольку нарушаются характерные  для данной ментальности архетипы и  социальные роли. Прямолинейные и  вульгарные призывы использовать, например, «сексуальные средства», «девять позиций темной девушки», «таиландский секс» разрушают романтику отношений между мужчиной и женщиной. 

В русском обществе развита гуманистическая традиция в понимании природы любви  и, обращаясь к потаенным вопросам пола, сексуальную энергию человека связывали с продолжением рода, с пониманием духовной культуры человека — с религией, художественным творчеством, с поиском новых нравственных ценностей. Любовь оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и постижением божественного. Этот синкретизм — одна из характерных особенностей русского Эроса5. На восприятие продукции порнографического толка может влиять стереотип страны-изготовителя1. В нем отражаются йога, гимнастика, система питания, мифологические сказания, представления о маскулинности-феминности, этнокультурные традиции Индии, Китая, Японии, Таиланда и др. Например, в основе восточной эротической философии лежит учение тантризма, одного из течений шиваизма, провозгласившего путь к божеству через эротический экстаз. Соприкосновение с этой стороной восточных традиций, вырванных из своего культурного, этнографического контекста, акцентирует внимание подростков (детей), у которых целостных представлений о восточных учениях нет, только на одном — эротическом экстазе, возбуждает, порождает домыслы. В итоге — просто развращает ум и растлевает души. Эротическая сфера жизни становится для подростков игрой по принципу «а давай тоже попробуем». 

В зарубежных исследованиях  психоаналитического толка принято считать, что телевидение и — шире — СМИ выступают в обществе в роли суперотца или сверх-сознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации», «идеальной рекламы», «популярной личности в журнале» и т. д. 

Таким образом, зрители, читатели ждут, что общество, используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать, развивать  в рамках нравственных норм и с  уважением к достоинству человека. Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательные материалы аппелируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, а реальные фото- и видеоматериалы модифицируют картину мира, а зачастую и схему тела человека7, в результате может нарушиться самоидентификация человека как биологического вида. 

В исследовании Курдюковой Ю.А., Лидской Э.В., Мдивани  М.О. (Психологический институт РАО) осуществлен количественно-качественный анализ 1198 названий видеофильмов, предлагаемых пунктами продажи видеокассет. Результаты показывают, что подавляющее большинство (72%) названий отражают низшие, имеющие физиологическую основу потребности человека. 

Малолетние сутенеры, фетишизм, групповой секс, педофилия, детская проституция, цинепимастия, эс-каудиризм, трансвестизм, фроттеризм и другие девиации — образ секса, который запечатлевается в умах миллионов подростков в нашей  стране. 

Образы, наполняющие разум, мотивируют поведение. Наши дети преображаются в те образы, которые создаются для них масс-медиа. Не случайно раньше средства массовой информации буквально пестрели случаями из сексуальной практики Филиппин, Полинезии, Африки, Америки, теперь же их теснят примеры из нашей собственной отечественной практики. 

Это извращенное  понимание образа мужчины и женщины, их половых отношений, запечатленного в умах молодежи, приводит к тому, что она полна обид, насмешек, анархии и пренебрежения. 

Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. 

Вся нация оказалась  под разрушительным зарубежным влиянием «бэтменов», «секс-герл» и пр. Они  порождают чрезмерно унифицированные  стереотипы и могут становиться  психотравмирующими для тех, кто  этим стереотипам не соответствует. 

Конечно, все  выше сказанное это не только вина СМИ, современной литературы и искусства, это, прежде всего беда воспитания, когда интерес к миру отливается в форму самодовлеющего сексуального любопытства8 .Отсюда особенно остро встает проблема половой подготовки к семейной жизни. И.В. Дубровина подчеркивает, что, наряду с формированием нравственного мира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений ребенка о себе как человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайно актуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания, сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей, выразившегося в изучении формирования представлений о маскулинности — фемининности как одного из условий подготовки к семейной жизни9. 

Важным элементом  подготовки молодежи к семейной жизни  является развитие культуры половых  отношений, формирование установки  на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, — душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью. 

Информация о работе Психологическое консультирование