Психологическое консультирование Сиблинговый конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, в их основе лежит сходный мотив — борьба за первенство.
В психологической науке начало изучению собственно сиблинговых отношений положила психоаналитическая школа. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Адл

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретическая. Теоретические подходы к консультированию сиблингов……………………………………………………………………….…7
1.1 Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами
……………………………………………………………..……………………….7
1.2. Очередность рождения как фактор взаимоотношений между сиблингами………………………………………………………………….……8
1.3 Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании……………………………………………………….…………..16
1.4. Детская ревность……………………………………………………………23
1.5 Психология зависти………………………………………………………….24
Глава 2. Практическая. Консультативная работа по гармонизации отношений между братьями………………………………………………...………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………….…………..36
Приложение………………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

ВКР ПСИХ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
ify">В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера  игр, неудовлетворения потребности  в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом. Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения. 
Глава 2. Практическая. Консультативная работа по гармонизации отношений между братьями.
 

Краткое содержание проблемы. Запрос. На первой консультации сбор информации, спецификация цели.

Олег 22 года. Студент МГУ. Иногородний, живет  в общежитии. С братом не общаются, что является больной темой для  родителей. Брат учится в том же институте  что и он, живет в общежитии  через дорогу. Разница в возрасте 2 года, Олег старший брат.

Далее из рассказа клиента:

 В детстве Олега всегда больше ругали, покупали менее ценные вещи, младшего больше баловали и ласкали. Но также чаще его ставили в пример младшему и вели «по его стопам». Первые роды у мамы были трудными. В психологии есть неизученный фактор – влияние особенностей биологического рождения человека на личность и деятельность. Рождение – это первое яркое проявление личности и деятельности, которое является праобразом, или матрицей дальнейшего развития индивидуальности. Исходя из концепции И. Шемет – первенец, если борется за свое рождение и роды проходят нормально, становится по жизни «борцом», так и Олег, родившись первым, со слов клиента, и мы, проанализировав данный фактор, можем сказать что он по жизни борец, привык добиваться своего. Он всегда стремится быть лидером, участвует в многочисленных соревнованиях и олимпиадах по математике и программированию, в детстве постоянно стремился доказать родителям что он – лучший.

  Братья часто друг на друга ябедничали и злорадствовали, когда другого ругали родители. Много дрались и кричали, пытаясь обратить на себя внимание. Родители много работали и, по словам клиента - «У них не было на меня времени, когда я был ребенком. А когда я вырос, их внимание уже стало мне не нужным».

Повзрослев  и уехав из дома, братья совсем перестали общаться. Олег в детстве часто завидовал и злился на Вадима. Лучшие дорогие игрушки, любовь и ласка родителей – все доставалось младшему. Вадим, со слов клиента, считает, что ему все обязаны и все самое лучшее для него, идет по жизни легко и беззаботно. Олег привык всего добиваться сам, никогда не прося помощи. Вадим иногда звонит ему, например когда ему нужна помощь Олега, или когда он заболел. Олег же никогда не звонит Вадиму, только на праздники отправляет смс. Но ему надоело испытывать это чувство зависти и некоторой ненависти по отношению к брату. Общаться с ним он бы может и хотел, но боится что это проявление слабости. Да и в принципе общих интересов у них мало – музыку слушают совершенно разную, стиль одежды абсолютно противоположный и пр. Олег обижен на родителей, что те в детстве уделяли ему мало внимания, а больше опекали брата. Сейчас родители обеспокоены и постоянно напоминают о брате. И все таки они гордятся тем, что Олег такой умный, отличник, образованный,  порядочный молодой человек. Он может обеспечить себя сам, зарабатывая неплохие деньги, в отличии от брата. 

Вторая  встреча. Спецификация цели. Заявленная клиентом проблема – чувство зависти и презрения к брату, при встрече с ним наяву или в Интернете. Испытывать спокойствие при встрече с ним. Снятие нересурсного состояния по средству коллапса якорей. Вспомнили ситуацию где он испытывал спокойствие. Состояние ресурса. Вспомнил как сидел на лавке в деревне и смотрел в поле. Калибровка. Якорение состояния. Шкалирование до 120%. Разбивка состояния. Активизировали позитивный якорь. Затем оживили негативный якорь. Разбивка состояния. Оживление обоих якорей, оставляя позитивный. Что чувствуете? – Мне так спокойно! Приятно даже. Так хорошо.

Что вы думаете теперь о том что у  вас была зависть к брату? - Ну думаю мне теперь будет немного спокойнее. Спасибо.

Когда в ближайшее время пригодится это состояние? – В новогодние праздники.

Что вы будете делать? – Игнорировать брата.

Вы ничего не потеряете? -  Нет. Приобрету спокойствие. 

Третья  встреча. Спецификация цели. Испытывать относительно брата чувство радости за него и уважения. Снятие нересурсного состояния по средству коллапса якорей.

Просили вспомнить ситуацию где клиент испытывал чувство радости за кого-либо. Состояние ресурса. Вспомнил дедушку. Калибровка. Якорение состояния. Шкалирование. Разбивка состояния. Активизировали позитивный якорь. Затем оживили негативный якорь. Разбивка состояния. Оживление обоих якорей, оставляя позитивный. Что чувствуете? – Не знаю но какая то радость что ли… Клиент улыбается.

Что вы теперь думаете по поводу того что  у вас было? – Все лучше чем  было.

Когда вам в ближайшее время пригодится это состояние? – На новогодних праздниках когда поеду домой.

Что вы будете делать? – Не знаю. Ну спокойно к брату относится.

Вы ничего не потеряете? – Думаю, нет. Спасибо.

Клиент  отмечает повышение спокойствия относительно мыслей о брате. 

 

Заключение

1. Общепризнанна  значимость влияния семьи на  личность, где семья характеризуется как социальная среда, включающая в себя: партнерские, детско-родительские, детские отношения, находящиеся в теснейшей связи.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических.

2. В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной. Как в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.

3. Основными  факторами, определяющие сиблинговые  отношения в семье выступают:  разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности  детей, что определяет уровень  соперничества старших и младших  сиблингов.

4. Отдельным  фактором выделяют родительское поведение и отношение к сиблингам, что влияет на динамику взаимодействия последних, а именно:

·   предпочтение какого-либо пола, например в отношениях «мать-ребенок».

·  применение дисциплинарных мер, не учитывая индивидуальность каждого из детей и непоследовательность в их применении, независимо от характера этих мер, что побуждает сибсов к соперничеству.

5. Соперничество  старшего и младшего ребенка,  являясь важной характеристикой  сиблинговых отношений, характеризуется  средством самоутверждения и способом получения родительского внимания и любви, что определяет психологические особенности детей. 
Список литературы:

1. Адлер А. Помощь родителям в воспитании детей. М., 1992.

2. Адлер А. //Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности

3. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: 2004. – 244 с. 
4. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом «NOTA BENE», 1998. 
5. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990. 
6. Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребенок. М., 1987.

7. Бенджамин Спок Разговоры с матерью. М.: «Прогресс», 1988.

8. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологическом консультации.

9. Бразингтон Р. Порядок рождения // Психологическая энциклопедия. Изд. 2-е / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. СПб., 2003

10. Дрисколл Р.,Икстейн Д. Порядок рождения и личности Психологическая энциклопедия. Изд. 2-е / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003

11. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. 
12. Коропулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова Л.М. Психологический словарь. Ростов-на-Дону. 2003. – 640 с. 
13. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. 
14. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; Издат. Дом «Нева»; М., Олма-Пресс, 2001. 
15. Ричардсон Р. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.

16. Хаментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

17. Эйдемиллер Э.Г. , Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

 

Приложение 1

Спецификация  цели

1.  Цель сформулирована утвердительно. 
Чего вы хотите (вместо того, чего вы больше НЕ хотите)? Следите за словами, означающими отрицание (не, прекратить, удалить, без-, чтобы не, и др.). Отрицание существует в языке, но не в опыте. 
Например: ”Я не хочу чувствовать себя скованно в разговоре с начальником”. –  “Хорошо, а как Вы хотите себя чувствовать?”.

2.  Цель относится к Вам, находится под Вашим личным контролем. 
Что лично Вы можете сделать? Убедитесь, что процесс реализации действительно находится под Вашим личным контролем и зависит только от Вас. 
Например: “Я хочу чувствовать заинтересованность начальника во мне”. –  “А что лично Вы могли бы сделать, чтобы заинтересовать его?”.

3.  Цель  сформулирована сенсорно. 
Что конкретно вы будете видеть, слышать и чувствовать в результате достижения своей цели? Получите сенсорно обоснованные описания или поведенческую демонстрацию, которые позволят узнать цель, когда она будет достигнута.Например: “Я хочу быть уверенным в себе”. – “Как Вы поймете, что достигли своей цели? Покажите мне, каким Вы были бы, если бы были уверены в себе?”.

4.  Цель находится в нужном контексте. 
Где, когда и с кем вы хотите этого? Обязательно определите ситуации, для которых желаемое поведение является уместным и подходящим, а для каких – нет.Например: “Я хочу всегда отстаивать свою точку зрения”. – “В каких конкретно ситуациях Вы хотите отстаивать свою точку зрения? Есть ли ситуации, где этот подход не так эффективен?”.

5.  Реализация цели экологична для вашей жизни. 
Как желаемый результат/цель повлияет на вас? Проверьте внимательно, что все выгоды настоящего состояния сохраняются. 
Например: ”Я хочу быть самостоятельным”. – “Потеряете ли Вы что-нибудь важное, полезное, став самостоятельным?”.

6.  Выбран соответствующий масштаб обобщений. 
Если цель слишком глобальна, выделите для начала один ее меньший компонент и работайте с ним. 
Например: “Я хочу, чтобы жизнь в стране стала лучше”. – “Качество жизни каких людей волнует Вас в первую очередь?”.

7.  У вас есть доступ к необходимым ресурсам. 
Какие ресурсы вам нужны для достижения цели? Можете ли вы иметь к ним доступ? Как получить к ним доступ уже сейчас? Определите  ресурсы (внутренние и внешние), которые нужно задействовать для реализации цели. 
Например:  “Я хочу открыть свое дело”. – “Что Вам нужно, чтобы открыть свое дело? Что или кто может Вам помочь?”

8.  Исследования возможных препятствий на пути к достижению цели. 
Что мешает Вам запустить процесс достижения цели прямо сейчас? Какие препятствия могут встретиться на Вашем пути? Что Вы можете сделать? Какие ресурсы Вам нужны для преодоления этих препятствий?

9.  Подстройка к будущему (первые шаги). 
Определите самые маленькие, первые шаги, с которых Вы начнете процесс реализации Вашей цели, а также место и время, когда Вы сделаете эти шаги.

 

Информация о работе Психологическое консультирование Сиблинговый конфликт