Психологическое консультирование Сиблинговый конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, в их основе лежит сходный мотив — борьба за первенство.
В психологической науке начало изучению собственно сиблинговых отношений положила психоаналитическая школа. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Адл

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретическая. Теоретические подходы к консультированию сиблингов……………………………………………………………………….…7
1.1 Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами
……………………………………………………………..……………………….7
1.2. Очередность рождения как фактор взаимоотношений между сиблингами………………………………………………………………….……8
1.3 Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании……………………………………………………….…………..16
1.4. Детская ревность……………………………………………………………23
1.5 Психология зависти………………………………………………………….24
Глава 2. Практическая. Консультативная работа по гармонизации отношений между братьями………………………………………………...………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………….…………..36
Приложение………………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

ВКР ПСИХ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Первый  ребенок — это нечто новое, непознанное и интересное для  родителей. Родители чувствуют себя создателями, людьми, переступившими, расширившими собственное бытие, поэтому  первый ребенок часто воспринимает со стороны родителей трепетную любовь и восхищение.

Первое  дитя, в отличие от других, получает с самого начала своего существования  громадную заботу и внимание со стороны  взрослых, его самочувствие и поведение  постоянно волнуют окружающих. Немудрено, что первые дети часто подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне», которая делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантий любви и уважения.

Кроме того, первый ребенок появляется в семье, еще недостаточно готовой к детям. Как и все, с чем мы встречаемся в первый раз, появление ребенка и уход за ним в первые месяцы сопряжены с определенной долей неуверенности, тревожности. Часто молодая мать то и дело звонит подругам или доктору, чтобы узнать, нормально ли, что ее ребенок ночью не просыпается и не хочет есть, что, покушав немного, засыпает, а потом сразу же просыпается и снова просит есть, что двухмесячное дитя улыбается не только маме, но и постороннему, — мало ли вопросов возникает в голове матери малыша! Постепенно родители начинают понимать реакции ребенка на их поведение, начинают верить в «мудрость» развивающегося человека и не боятся собственных ошибок.

В результате родители несколько успокаиваются и ведут себя более уверенно. Шнейдер отмечает, что в некоторых семьях первенцы являются осью, вокруг которой концентрируются все остальные члены семьи. В таких случаях старшие дети чувствуют себя удовлетворенными, если им уделяют основную часть внимания и заботы в семье. По мнению А. Адлера, данная позиция делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантий любви и уважения. Многие исследователи отмечают также, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявляются с появлением второго ребенка, который забирает часть внимания родителей, принадлежавшего изначально старшему ребенку.

Наличие сиблинга в семье является важным фактором психического развития ребенка. А.Адлер часто описывал положение  первенца при рождении второго ребенка, как положение "монарха, лишенного трона", и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, озабоченны или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении.

А. Адлер  также полагал, что самый старший  ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Громадное влияние на развитие личности первого  ребенка имеет рождение второго. Для большинства первенцев рождение второго ребенка не полная неожиданность. Дети любопытны, и их внимание привлекают изменившиеся очертания фигуры матери; они слышат разговоры взрослых о намечающейся «покупке», наблюдают за приготовлениями к появлению-малыша, удивляются приобретению, по их мнению, «слишком маленьких» ползунков, новой и «уже не нужной» коляски и т. д. Раньше или позже их вопросы принуждают родителей раскрыть суть происходящего, и правильно поступают те родители, которые уделяют объяснению того, что в семье появится еще один маленький человечек, большое внимание.

Дети, как  правило, хотят, чтобы в их семье  был малыш. Часто первенцы прямо  просят «купить» братика или сестричку. Их желание понятно — в семье  им нужен не только авторитет, покровительствующий, заботящийся, руководящий человек, но и равноправный друг для игр, спутник, компаньон. Более того, дети мечтают быть такими же, как их родители, поэтому рождение малыша сулит приятную перспективу попробовать себя в роли отца или матери, в роли опекуна и учителя. Эти две внутренние позиции создают эмоционально положительное отношение первенца к будущему новорожденному, и родителям следовало бы стремиться их поддержать.

Второй (средний) ребенок. Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо  меньше тревоги родителей. После  рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, «нормальности» и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее. Поэтому второй и следующий дети, сами, будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Можно сказать, что они имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец, но... Каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Второй ребенок сталкивается с иными, но не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший.

Второй  ребенок в семье, по мнению А. Фромма, никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок — по собственной инициативе или по настоянию родителей.

С точки  зрения Р. Ричардсона, родители, независимо от мотивации, ожидают от второго  ребенка гораздо меньше, чем от старшего, поэтому он меньшего достигает. Он обычно предъявляет к жизни  меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. При решении своей судьбы склоняются к художественному творчеству. С другой стороны, младший ребенок также может оказаться бунтарем, если ему потакают или руководят им. Он занят низвержением общественных установок и борьбой с иерархией, но без прямой конфронтации. Обычно младший ребенок имеет «приключенческий» подход к жизни и легко берется за новое. Опираясь на свой опыт, он знает, что быть агрессивным бесполезно и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого: демонстративно обижаясь, либо пытается очаровать. «Обычно он тем или иным способом старается догнать старших, но это ему не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в котором может преуспеть благодаря своим собственным способностям. Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравиться».

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая  сестра: ситуация стимулирует его  побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более  высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. А. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Развитие  второго ребенка, как мы видим, во многом зависит от личности старшего и от отношения родителей к  детям. Ориентируясь на эти два и  другие обстоятельства, ребенок выбирает свой путь, который становится стержнем его личности. Второй или третий ребенок, в зависимости от дальнейшего развития семьи, может оказаться младшим ребенком или стать средним. В первом случае его первичные установки приобретают постоянство.

Младший ребенок дольше, чем первый или средний ребенок, испытывает к себе снисходительное отношение взрослых и продолжительное время остается «малышом». Ему не выдвигаются жесткие требования, ему больше помогают даже тогда, когда он может справиться с возникшими трудностями сам. Снисходительное отношение приводит к тому, что он мало включается в обычную жизнь семьи. «Ты еще маленький — погоди. Это еще тебе не по силам». Видя перед собой более умелых, «взрослых» старших братьев и сестер, он стремится их достичь, обогнать. Однако это сильное желание в то же время непоследовательно. Привыкнув к помощи окружающих и принимая ее как «должное», встретившись с более серьезными препятствиями, он ожидает и требует их поддержки.

На личность младшего ребенка оказывает большое влияние и то обстоятельство, что отношение родителей к нему по сравнению с первенцем резко не менялось. Не испытав, как старшие его братья или сестры, «свержения с престола», он более уверен в постоянстве эмоционального отношения родителей к себе и растет более самоуверенным и оптимистичным.

В семьях с большим количеством детей  второй (третий, четвертый и т. д.) ребенок сталкивается с изменением семейной структуры в связи с  появлением малыша. Это накладывает  определенный отпечаток на средних  детей.

Смена позиций для среднего ребенка осложнена тем, что он как бы ограничен сверху первым ребенком — в семье уже есть сильный и способный. В то же время он чувствует, что не может конкурировать с малышом, так как не обладает его непосредственностью, очаровательностью. Оказавшись между этих двух позиций, средние дети чаще, чем другие, чувствуют несправедливость, считают себя обиженными, отвергнутыми. Такое внутреннее состояние вынуждает их добиваться «доказательств», что родители их любят. Они спрашивают об этом, им особенно хочется ласки, физического контакта с матерью или отцом. Это необходимо им для поддержания внутреннего равновесия, нахождения новых способов включения в жизнь семьи. Они бывают разными. Ребенок может стать по отношению к родителям очень покладистым, послушным, соблюдать везде порядок, оказывать родителям разные услуги, принять по отношению к младшему роль няни, проявить интерес к определенным сферам занятий или наукам и т. п. Если ему это не удается, он начинает воспринимать этот мир несправедливым, что вызывает у него агрессивные мысли и действия. Для того чтобы конкурировать со старшим и младшим, он использует все возможные средства — интриги, ябедничество, средство физической борьбы. Родителям — это первый сигнал, что ребенок не находит себе места в новой структуре семьи и нуждается в помощи. Если он ее не получает, установка, что свой путь в этом мире можно пробить и удержать только локтями, закрепляется, становится его характерной чертой.

Последний ребенок (самый младший). Положение  последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или баловнем семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря  на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая  мотивация превзойти старших  сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

Каждый  из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание "типичного" старшего, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у  каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными А. Адлером, А. Фроммом, Л. Шнейдером и Г. Хоментаускасом.

Так А. Бардиан, М. Руфо, И. Никольская, Е. Карпунина  и И. Карепанова утверждали лишь то, что позиция каждого ребенка  в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами. 

1.3 Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании

Наличие сиблинга, как такового, уже само по себе является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка.

Отношениям  братьев и сестер в большей  или меньшей степени свойственна  конкуренция. Сиблинги могут бороться друг с другом за родительское внимание, любовь, за территорию, за обладание чем-либо. В их отношениях практически всегда присутствует соревновательность (кто лучше, сильнее, умнее, красивее?).

Семья переживает очередной кризис отношений, когда появляется еще один ребенок. В это время происходит перестройка эмоциональных связей не только у родителей, но и у старших детей, и формируются сиблинговые отношения, то есть эмоциональные отношения между детьми. И здесь может быть место и радости, и любви, и любопытству, и ревности, и соперничеству.

Соперничество среди братьев и сестер проявляется  менее чем у половины всех первенцев. «Соперничать – бороться с кем-либо, добиваться той же цели, и быть равного  достоинства и равных свойств» (Ожегов С.И. «Толковый словарь»).

По мнению Г. Хоментаускаса и В. Холта, «…соперничество – естественная реакция самоутверждения детей. Оно исчезает лишь в том случае, когда один ребенок приказывает, а прочие подчиняются».

Информация о работе Психологическое консультирование Сиблинговый конфликт