Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, дипломная работа
Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, в их основе лежит сходный мотив — борьба за первенство.
В психологической науке начало изучению собственно сиблинговых отношений положила психоаналитическая школа. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Адл
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретическая. Теоретические подходы к консультированию сиблингов……………………………………………………………………….…7
1.1 Конфликты и корни соперничества между братьями и сестрами
……………………………………………………………..……………………….7
1.2. Очередность рождения как фактор взаимоотношений между сиблингами………………………………………………………………….……8
1.3 Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании……………………………………………………….…………..16
1.4. Детская ревность……………………………………………………………23
1.5 Психология зависти………………………………………………………….24
Глава 2. Практическая. Консультативная работа по гармонизации отношений между братьями………………………………………………...………………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список используемой литературы………………………………….…………..36
Приложение………………………………………………………………………37
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт
педагогики и
психологии образования
Лампадова Анна Владимировна
Межсиблинговый
конфликт
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
……………………………………………………………..……………
1.2. Очередность
рождения как фактор
1.3 Особенности
сиблинговых отношений и роль
родителей в их формировании………
1.5 Психология
зависти………………………………………………………….
Глава 2. Практическая.
Консультативная работа по гармонизации
отношений между братьями………………………………………………...…
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………….…………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, в их основе лежит сходный мотив — борьба за первенство.
В психологической
науке начало изучению собственно сиблинговых
отношений положила психоаналитическая
школа. Фрейд рассматривал соперничество
как один из самых важных аспектов
сиблинговых отношений. Адлер полагал,
что появление сиблинга является
одним из самых драматичных событий в
жизни ребенка, им был введен специальный
термин «развенчивание» (dethronenment) для обозначения
ситуации, при которой старший сиблинг
перестает быть центром внимания семьи.
Эволюция взглядов на сиблинговые отношения
связана с развитием системной семейной
теории. Согласно данной теории все члены
семьи – часть диалоговой, взаимосвязанной
структуры, в которой изменение поведения
одного индивидуума или одной подсистемы
неизменно влияет на другие подсистемы.
Одним из первых полномасштабных исследований
сиблингов стала научная работа Кох. В
рамках данного исследования было проведено
интервью с 360 детьми в возрасте 5–6 лет
с целью выявления влияния на качество
сиблинговых отношений таких показателей,
как пол, разница в возрасте и порядок
рождения. Так, было показано, что уровень
враждебности выше в парах сиблингов-мальчиков.
В дальнейшем влияние формальных семейных
характеристик на развитие личности ребенка
исследовал Томан. Его теоретическая модель
основана на предположении о том, что люди
получают роли в семье в зависимости от
их пола, порядка рождения и т.д., приобретенные
в семье роли распространяются во внесемейное
пространство (например, роль «младшей
сестры брата»). МакГолдрик и Герсон выделяли
следующие факторы, влияющие на развитие
сиблинговых отношений: пол, разница в
возрасте, время рождения каждого ребенка
в истории семьи, характеристики личности
ребенка, сиблинговая позиция ребенка
по отношению к сиблинговой позиции родителя.
Более подробный анализ ранних сиблинговых
исследований представлен в работе Н.М.Зыряновой.
Уолтер
Тоумен на основе изучения тысяч нормальных
семей обнаружил, что люди, занимающие
одинаковые позиции в структуре
семьи, имеют тождественные
Сиблинговая позиция (от англ. sibling – брат или сестра) – стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий. В контексте развития личности взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в формировании адекватной социальной эмоциональности.
Старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространство, вещи, родительское внимание. При отсутствии конкретных воспитательных действий взаимное неприятие сиблингов может доходить до ненависти со всеми вытекающими и часто серьезными последствиями.
Каин убил родного брата Авеля из зависти и ревности. С тех пор на земле были принесены тысячи подобных жертв, а миллионы братьев и сестер и сегодня живут словно кошка с собакой. Даже повзрослев, многие братья и сестры подсознательно опасаются покушений на свою жизненную "территорию" со стороны самых близких для себя людей. А это может приводить к патологическому чувству одиночества, потере чувства тыла, комплексам неполноценности, неврозам, неоправданной агрессивности, хроническим депрессивным состояниям, неумению адаптироваться к новым коллективным условиям. Очень долго ребенок - абсолютный эгоист. Он не желает делить родительскую заботу о себе ни с кем. Поэтому он чувствует тревогу всякий раз, когда его наказывают, обижаются на него, хвалят при нем соседского малыша или как-то еще дают понять, что он не оправдывает ожиданий. А уж когда в доме появляется младенец, первенец легко может решить, что это он был недостаточно хорош, послушен, способен, старателен и поэтому вы решили завести себе "запасного" ребенка, так как первый вам не удался. Вот почему, даже повзрослев, дети часто продолжают неосознанно воспринимать друг друга как конкурентов, и в их отношениях бывает так мало терпимости. Кроме того, сиблинги не только ревнуют, но и защищаются друг от друга, потому что бессознательно опасаются покушения от брата/сестры на собственную зону душевного комфорта.
Объект исследования: межсиблинговые конфликты
Предмет исследования: процесс выявления причин межсиблинговых конфликтов.
Гипотеза: предполагаем, что целенаправленная
систематическая работа с клиентом может
привести к гармоничным отношениям с сиблингом
Задачи:
1. На основе изучения психологической литературы по проблеме исследования провести анализ сложившейся ситуации клиента в отношениях с сиблингом;
2. Провести ряд психологических консультаций с клиентом по проблеме межсиблинговых отношений.
1.2. Очередность рождения как фактор взаимоотношений между сиблингами
Многочисленные наблюдения показывают, что наши психологические характеристики во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие.
Последователь Фрейда, Альфред Адлер первым выделил "порядковые позиции" ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Основываясь на этой классификации и используя собственные наблюдения, мы попытаемся проанализировать, как порядок рождения и сиблинговая позиция влияет на человека.
По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.
В первую
очередь, важны «производные» от
нее — восприятие себя самого, окружающих
и мира, свойственные каждой из позиций.
Ведь эти детские решения в
подавляющем большинстве
Любая
классификация порядка
Действительно, порядок рождения важен не сам по себе, а в контексте конкретной семейной ситуации. Добавим сюда еще и природные задатки и получим известное, «сколько людей, столько судеб». Однако существует предрасположенность, связанная именно с порядком.
Первенец (старший ребенок). Положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было "как полагается". Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.
Информация о работе Психологическое консультирование Сиблинговый конфликт