Психологический портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является попытаться составить свой психологический портрет: выявить свойства своей нервной системы, понять свой характер, определить индивидуальный стиль деятельности, самооценку, темперамент и уверенность в себе с помощью пройденных тестов и собственных наблюдений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Направленность личности . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Определение профессиональной направленности личности (опросник Йовайши). ……………………………………………………………………..4
3. Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина . . . ………………………………………………….………………. . .5
4. Темперамент (тест Айзенка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . . . . . 5
5. Понятие характера, его акцентуаций и патологий (характерологический опросник Леонгарда) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . ……..8
6. Исследование уровня субъективного контроля (опросник Роттера) . . . .. 10
7. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (Бойко В.)…12
8. Определение уровня эмоционального выгорания (Бойко В.В.) . . . . . . . . .13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Работа содержит 1 файл

курсовая Коля Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.31 Кб (Скачать)

     Акцентуация – чрезмерная выраженность отдельных черт.

     Под акцентуациями характера понимают чрезмерное усиление отдельных его  черт, проявляющееся в избирательной  уязвимости личности по отношению, к определённого, рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     Автором концепции "акцентуированных" личностей  является немецкий психиатр Карл Леонгард, выдвинувший теорию о том, что присущие личности черты характера могут быть разделены на основные, составляющие стержень личности, и дополнительные. В случае яркой выраженности основных черт они становятся акцентуациями. Эти черты не являются патологическими, могут при определенных условиях развиваться как в положительном, так и в отрицательном направлениях.

     Характерологический опросник Леонгарда предназначен для выявления типа акцентуации характера.

     Средними  считаются показатели акцентуации  в диапазоне от 10 до 14-16 баллов, в  случае получения 16 и более баллов акцентуация считается ярко выраженной. Максимальное значение 24 балла, что  является крайним вариантам нормы  и отличается наличием довольно постоянных черт характера.

     Пройдя  тестирование, были получены следующие результаты по данным шкалам: 
 

1. гипертимная – 6 б,

2. возбудимая – 14 б,

3. эмотивная – 9 б,

4. педантичная  – 8 б,

5. тревожная – 9 б,

6. циклотивная – 9 б,       

7. демонстративная – 14 б,

8. неуравновешенная – 9 б,

9. дистимная – 12 б,

10. экзальтированная – 12 б. 

Выводы:

По данным результатам видно, что у меня нет ярко выраженных акцентуаций, в средних значениях находятся показатели шкал  возбудимости (14б), демонстративности (14б), дистимности (12б), экзальтированности (12б).

     Следовательно, для меня характерны некоторые черты  демонстративного, возбудимого, дистимического  и аффективно-экальтированного типов. Мне характерна  некоторая демонстративность поведения, свойственна повышенная импульсивность, и фиксация на мрачных сторонах жизни, и свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Я достаточно легко прихожу в восторг от радостных событий.  
 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО  КОНТРОЛЯ (УСК)

(ОПРОСНИК ДЖ. РОТТЕРА) 
 

     Опросник  УСК представляет собой психодиагностический инструмент, является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Направленный на выявление показателей уровня склонности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям. Понятие экстернальности—интернальности предложено американским психологом Д. Роттером, разработавшим специальную шкалу определения локуса контроля.

       Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив, малообщителен, у него слабый самоконтроль и высокая напряженность. Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью.

     Субъективный  контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени взаимодействует с силой «Эго», самоконтроля, социальной экстраверсией, чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). Однако люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

     Исследование  самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что  люди с низкой общей интернальностью характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, честными.

     Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

     По  результатам тестирования были получены следующие результаты:

Шкала общей интернальности (ИО) – 3

Шкала интернальности в области достижений (ИД) – 4

Шкала интернальности в области неудач (ИН) – 1,5

Шкала интернальности в сфере семейных отношений (ИС) – 3

Шкала интернальности в области производственных отношений (ИП) – 3,5

Шкала интернальности в  области межличностных  отношений (ИМ) – 6

Шкала интернальности в  сфере здоровья и  болезни (ИЗ) – 7  

     В основном показатели находятся в области низких значений, за исключением шкал интернальности в области межличностных отношений (ИМ) – 6 и интернальности в сфере здоровья и болезни (ИЗ) – 7. Что характеризует меня как человека, способном оказывать влияние на партнеров по общению, устанавливать и контролировать неформальные контакты. А также считаю себя ответственным за состояние здоровья.

     А в основном я склонен считать, что все происходящее в жизни зависит от удачного стечения обстоятельств и воли случая, помощи других людей и результаты деятельности и значимые события жизни мало зависят от меня.  
 
 

  1. МЕТОДИКА  ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

    (БОЙКО  В.В.) 

      Методика  «Ваши эмпатические способности» диагностирует общий уровень эмпатии и развитие различных компонентов данного феномена: рационального, эмоционального, интуитивного каналов; установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности и идентификации в эмпатии.

      Эмпа́тия -  осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.   По определению В.В.Бойко эмпатия это - «форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека». 

      Рациональный  канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому человеку, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера. В данном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому человеку. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему объективно выявлять его сущность.

      Эмоциональный канал эмпатии позволяет определить способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

      Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

        Установки, способствующие  или препятствующие  эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

      Проникающая способность в  эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

      Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

     По результатам данного теста я получил следующие показатели: 

    Рациональный  канал эмпатии  – 3

    Эмоциональный канал эмпатии - 2

    Интуитивный канал эмпатии - 2

    Установки, способствующие – 3

    Проникающая способность – 1

    Идентификация – 3 

    Суммарный показатель уровня эмпатии – 14

      И так по суммарному показателю у меня очень низкий уровень эмпатии, это говорит о том, что я не склонен сопереживать малознакомым мне людям.

      Преобладающий канал эмпатии не выявлен т.к. все показатели не превышают средние значения. Самые низкие показатели по шкале Проникающая способность (1). Что может свидетельствовать о том, что для меня сложно создавать с малознакомыми людьми атмосферу открытости и доверительности.  
 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

      (БОЙКО В.В.) 

     Проблематика  стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений.

     В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «эмоциональное выгорание» и описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей различных профессий.

     Симптомы  профессионального выгорания указывают  на характерные черты длительного  стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить  к полной дезинтеграции различных  психических сфер и прежде всего - эмоциональной. Развитие синдрома носит  стадиальный характер. Сначала наблюдаются  значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой  положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство  усталости, которое постепенно сменяемся  разочарованием, снижением интереса к своей работе. 

     Приспособительным назначением «выгорания» является возможность снижать расходование энергетических ресурсов и предохранять тем самым организм от угрозы истощения. Однако, как многие адаптационные  реакции, этот защитный механизм обладает лишь относительной целесообразностью  и его негативные последствия  проявляются в снижении успешности профессиональной деятельности и ухудшении  отношений с партнерами, а в  некоторых случаях могут сопровождаться появлением различного рода психосоматических  расстройств. Таким образом, достигнутое состояние «защищенности», на самом деле приводит к профессиональной дезадаптированности и нарушению контактов с другими людьми. Поэтому можно считать достаточно обоснованным подход к проблеме «эмоционального выгорания» как особому виду профессионального заболевания («болезнь общения»).

     При рассмотрении эмоционального выгорания выделяют три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение, 2) резистенция, 3) истощение.  

Информация о работе Психологический портрет