Психологический портрет личности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: овладение навыками комплексного описания психологических особенностей человека
Задачи: договориться с испытуемым о проведении психологического обследования, подготовиться к обследованию, выбрать методы обследования, провести интервью и тестирование, обработать результаты тестирования, обсудить результаты тестирования с испытуемым, написать отчет

Работа содержит 1 файл

пси портрет.курсовая.doc

— 709.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образовательного

ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра прикладной психологии и социологии

Курсовая  работа

составление психологического портрета

                                                                        Выполнила: студентка группы пси-810

                                                                                           Золотых А.В.

Санкт-Петербург 2010 год

Введение

Цель: овладение  навыками комплексного описания психологических  особенностей человека

Задачи: договориться с испытуемым о проведении психологического обследования, подготовиться к обследованию, выбрать методы обследования, провести интервью и тестирование, обработать результаты тестирования, обсудить результаты тестирования с испытуемым, написать отчет

На основе оценки свойств личности можно составить  ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1. темперамент;

2. характер;

3. способности;

4. направленность;

5. интеллектуальность;

6. эмоциональность;

7. волевые  качества;

8. умение  общаться;

9. самооценка;

10. уровень  самоконтроля;

11. способность  к групповому взаимодействию.

 

Отчет:

1.Данные  об испытуемом

Испытуемая - Запатрина Евгения

Возраст-19 лет,

Должность - рабочая кондитерской фабрики.

Степень знакомства - близкое знакомство, на протяжении 6 лет

2. Условия обследования:

- Место – личная комната испытуемого (в квартире)

- Время- 10:00 - 15:00

- Продолжительность - Учитывая паузы, в сумме продолжительность исследования составила около 5 часов

- Этапы: 1.Подготовка к исследованию, поиск ресурсов, беседа с испытуемым.2.Интервью.3.тетстирование.4.обработка результатов.5.интерпритация результатов.6.выводы и заключения.

3. Данные наблюдения

- Отношение испытуемого к обследованию :

Интервью вызвало  небольших затруднений и, менее  всего , было интересно испытуемой, вопросы  об успеваемости и поступлении в вуз вызвали отрицательную оценку (могу предположить из-за двукратного неуспеха поступления в ВУЗ) 

Анкета Голланда была оценена как интересная, эффективная.

Результаты согласовывались  с личными представлениями испытуемой о своей профессиональной направленности, также необъемный текст методики и минимальная затрата времени, по отношении с другими методиками, была оценена положительно

Психологическая диагностика интеллекта и тест  структуры интеллекта Р.Амтхауэра : «трудная работа,много времени затрачивает»

16-факторный  личностный опросник Р.Кетелла. Испытуемая долго размышляла над вопросами, зачастую сомневалась, переживала за результаты.

 В целом,  обследование вызвало интерес  и активность. По началу было  ощутимое предвзятое отношение  к тестам и психологическим  методикам,аргументируя это тем,что  как тесты «могут залезть мне в душу»,распознать личностные особенности и дать анализ.

По окончанию  обследования « Никогда бы не подумала,что  неточная наука,может давать такой  анализ,а тем более того, что  скрыто в глубинах моей личности»  Выражение уважения к экспериментатору,к сложности и длительности обработки результатов 

Поведение и состояние испытуемого

Испытуемая под конец исследования делала много перерывов, когда в начале была полна энтузиазма

Состояние стабильное

4. интервью

Биографическое  интервью Т.В. Андреевой1 (1)

Назначение  теста: исследование творческого становления.

Описание  теста: был разработан для исследования творческого становления архитекторов. Использовался для опроса проектировщиков, реставраторов, научных сотрудников, преподавателей, имеющих специальность «архитектура» в возрасте от 25 до 60 лет. Выборка составила 100 человек обоего пола. Может использоваться как биографическая анкета, но лучше проводить в виде интервью: при этом удается собрать более полные сведения

Инструкция  к тесту: Ответьте на следующие вопросы.

Тест

  1. Год, место  рождения, место жительства до поступления  в вуз.
  1. Профессии родителей.
  1. Профессии деда, прадеда (имели ли какое-либо отношение  к искусству, строительству, различным  ремеслам?).
  1. Профессии родственников (дядей, теток, кузенов и т.д.) – имела ли отношение к архитектуре, строительству, ремеслам, искусству деятельность тех родственников, с которыми приходилось общаться в детстве и юности? В частности, приходилось ли в детстве наблюдать работу с различными инструментами – по дереву, по металлу и т. п.?
  1. Увлечения (хобби) в семье, занятия в свободное  время: хобби отца, матери. Дополнительный вопрос: занимались ли члены семьи  или другие родственники живописью, рисованием, рукоделием, конструированием, фотографией, музыкой, спортом и др.?
  1. Планы в семье относительно вашей будущей  профессии: какие и в каком  возрасте?
  1. Отношение к избираемой вами профессии (у родителей, друзей).
  1. Чему  учили в семье: знаниям, навыкам, умениям, иностранным языкам, прочее (языки, спорт)?
  1. Были  ли попытки у родителей или родственников чем-то заинтересовать вас (например, любительской фотографией, спортом, игрой на музыкальных инструментах и т. д.)?
  1. Ваше  отношение к тому, чему учили в  семье.
  1. Ваша  успеваемость в школе:
  • в 1-4-м  классах;
  • в 5-8-м  классах;
  • в 9-11-м классах.
  1. Каковы  ваши любимые и нелюбимые предметы?
  1. Какие предметы вам давались легче, какие  тяжелее?
  1. Дополнительное  обучение (кружки, спецшколы, дополнительное индивидуальное обучение):
  • до школы;
  • 1-4-е  классы;
  • 5-10-е  классы (укажите возраст, в котором занимались в спецшколах, кружках и т.д.).
  1. Чем вам  приходилось заниматься в свободное  от учебы время (перечислите любые  виды увлечений, включая спортивные игры)?
  • в дошкольном возрасте;
  • в 1-4-м  классах;
  • в 5-8-м  классах;
  • в 9-11-м  классах.
  1. Читали  ли вы книги, журналы по искусству, архитектуре, технике и т.д.?
  1. Вспомните, признавали ли вас способным в  каком-либо виде деятельности в школе, семье, кружках?
  1. Пытались  ли вы поступать в художественные или иные школы и насколько  успешно? Кто посоветовал?
  1. По  окончании школы – планы, мотивы, повлиял ли кто-нибудь на ваш выбор. Мнение родителей, учителей, друзей о выбранной профессии.
  1. Подготовка  к поступлению в вуз: велась ли специально, в чем заключалась, где (в каком учреждении).
  1. Успешность  вашего поступления – примерно какие оценки за общеобразовательные и специальные предметы.
  1. Для тех, кто поступил не сразу или не поступал: Где вы работали и в течение  какого времени? Мотивы дальнейших попыток  поступить в институт.

5. тестирование

- Материалы и источники  для подготовки тестирования:

  • Психологическая диагностика интеллекта и тест  структуры интеллекта Р.Амтхауэра 2     (2)
 

 Отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определенных и в то же время подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях личности существенное место занимают интеллектуальные особенности, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях. Эта идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI).

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно  до 35-40 лет, поскольку выполняется  в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «У» – техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти – № 5, хотя в содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

    • Анкета  Голланда (3)
 

Анкета  разработана американским психологом Джоном Голландом и основана на его  концепции, в соответствии с которой все люди делятся на шесть типов профессиональной направленности личности:

  • реалистичный (Р),
  • интеллектуальный (И),
  • артистический (А),
  • социальный (С),
  • предприимчивый (П),
  • конвенциальный (К).

Каждый  тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума,
  • способностями к определенным видам деятельности,
  • предпочтениями определенного рода занятий,
  • содержанием увлечений,
  • профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

В России наиболее часто используется сокращенный  вариант анкеты Голланда, состоящий из 42 пар профессий. Испытуемый должен в каждой паре выбрать и отметить наиболее привлекательную для него профессию. 

В клеточке слева от названия каждой профессии  указан номер типа личности, которому эта профессия соответствует. Для  каждого из шести типов личности необходимо подсчитать количество выборов, и полученные суммы записать в графы «Р», «И», «А», «С», «П» и «К» в нижней части бланка. Если суммы по каждому типу подсчитаны правильно, то сумма баллов по всем шести типам будет равна 42. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует ведущую профессиональную направленность личности. 

ИНСТРУКЦИЯ. В строчках таблицы Вам будут  представлены пары различных профессий. В каждой паре постарайтесь отдать предпочтение одной из них и поставьте крестик или галочку в клетке слева от названия наиболее привлекательной для вас профессии. 

I II
1 Инженер-технолог 2 Конструктор
1 Электротехник 4 Санитарный  врач
1 Повар 6 Налоговый инспектор
1 Оператор котельной 5 Дилер
1 Шофер 3 Дизайнер
2 Философ 4 Психиатр
2 Химик-исследователь 6 Бухгалтер
2 Редактор научного журнала 5 Адвокат
2 Лингвист 3 Переводчик  художественной литературы
4 Педиатр 6 Банковский  служащий
4 Преподаватель высшей школы 5 Менеджер по продажам
4 Спортивный  тренер 3 Художник
6 Нотариус 5 Агент по недвижимости
6 Оператор ЭВМ 3 Фотограф
5 Политический  деятель 3 Писатель
1 Садовник 2 Метеоролог
1 Автомеханик 4 Фельдшер
1 Инженер-электронщик 6 Библиотекарь
1 Маляр 3 Музыкант
2 Биолог 4 Священнослужитель
5 Телерепортер 3 Актер
2 Фармацевт 6 Ревизор
2 Программист 5 Биржевой брокер
2 Математик 3 Архитектор
4 Инспектор по делам несовершеннолетних 6 Кассир
4 Учитель 5 Коммерсант
4 Воспитатель 3 Парикмахер
6 Экономист 5 Директор рекламного агентства
6 Корректор 3 Критик
5 Заведующий  хозяйством 3 Дирижер
1 Лесник 2 Специалист  по ядерной физике
1 Пожарный 6 Архивариус
1 Агроном 5 Председатель  сельскохозяйственного кооператива
1 Закройщик 3 Певец
2 Археолог 6 Аудитор
2 Работник музея 4 Специалист  по семейному консультированию
2 Ученый 3 Режиссер
4 Логопед 6 Судебный исполнитель
4 Врач 5 Дипломат
6 Секретарь 5 Журналист
3 Поэт 4 Психолог
1 Радиомеханик 5 Прораб

Информация о работе Психологический портрет личности.