Психологический аспект суеверий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить психологический аспект суеверий.
Объект исследования – психологический подход к суевериям.
Предмет исследования – феномен суеверий в психологии.
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. рассмотреть психологические подходы к суевериям;
2. раскрыть связь мировоззрения и суеверия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУЕВЕРИЙ 4
1.1. Психологические подходы к суевериям. 4
1.2. Связь мировоззрения и суеверия. 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СУЕВЕРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 16
2.1. Причины и условия возникновения суеверий в обществе. 16
2.2. Механизмы и психологические аспекты изучения суеверий. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЕВЕРИЙ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Межличностные позиции «Родитель» и «Дитя» глухи к доводам рассудка, т.е. в случае общения с ними апелляция к фактам и логике не дает заметного эффекта. «Дитя» подвержен внушающим воздействиям и обращению к чувствам, а «Родитель» подвержен влиянию со стороны признанных авторитетов (достаточно и ссылок). Занятие позиции «Дитя» – один из способов ухода от ответственности за принятие решения и решения проблемы. «Взрослый» мало подвержен влиянию эмоций, он принимает доводы рассудка, логики, доверяет фактам. Эта позиция характеризуется большей ответственностью за выполнение принятых решений.

Суеверия основываются на важных, но нереализованных потребностях (потенциальных мотивах): неудовлетворенных  потребностях в безопасности, в аффилиации, в объяснении явлений окружающего мира. Это также и потребность в экономии усилий, в легких путях достижения цели, в снятии ответственности, потребность в комфорте, в избегании трудностей и неудач.

Условно можно разделить  суеверия на 2 категории28:

- традиционные суеверия (вера в приметы);

- наукообразные суеверия  – вера в гороскопы, лунные  календари, предсказание неблагоприятных  дней, сонники, телепатию, нумерологию,  НЛО, полтергейст и т.п. 

Суеверность – свойство личности человека, заключающееся в некритичном отношении к паранормальным явлениям и их безусловном принятии без опоры на разум и сознание. Суеверный человек рассматривает в качестве таинственных, сверхъестественных, необъяснимых с точки зрения дедуктивной логики и непознаваемых посредством чувственного восприятия и мышления такие явления как астрологические прогнозы и гороскопы, гадания и ясновидение, телепатию и телекинез, НЛО, полтергейст и привидения, целительство, иллюзии и галлюцинации и т.п. Возможность существования такого рода явлений суеверным человеком не подвергается сомнению, принимается на веру.

2.2. Механизмы и психологические аспекты изучения суеверий.

 

Механизмы суеверий представляется возможным рассмотреть на материале  гаданий, приобретших широкое распространение в настоящее время. В качестве первого механизма необоснованной веры в сообщаемые гадателем прогнозы следует назвать получаемую им от клиента обратную вербальную и невербальную связь, которая чаще всего носит неосознаваемый характер, клиент сообщает гадалке о себе какие-либо сведения, не отдавая себе отчета в этом. Невербально клиент может подкреплять те или иные слова и действия гадалки в рамках ее поисковой, ориентировочной активности, соответствующие его собственным актуальным потребностям, ожиданиям и установкам.

Вторым механизмом суеверий являются чрезмерно общие фразы и обтекаемые формулировки, используемые гадателем и применимые к чрезвычайно широкому контексту жизненных явлений и сфер деятельности, из которого клиент избирательно, хотя и непроизвольно, отбирает ту информацию, которая в наибольшей степени соответствует как его собственным ожиданиям, так и прогнозу развития ситуации, сообщенному гадателем (постфактум).

О подобной чрезмерной общности предлагаемого клиенту прогноза свидетельствует и отсутствие указаний на конкретные временные рамки его реализации. Символика, применяемая в гадании, также носит чрезмерно общий характер, поскольку ассоциативно обобщает любые предметы, явления и людей на основе избирательности восприятия, памяти и внимания. Символы клиент интерпретирует не как указатели конкретных предметов и событий, а как обобщающие знаки для самого многообразного ряда явлений.

В соответствие с теорией Л.С. Выготского, такого рода обобщение, основанное на случайных, несущественных связях, характеризует допонятийное комплексное мышление29.

Третьим механизмом является самореализующееся пророчество. Каким  бы ни было прорицающее сообщение гадателя, клиент, таким образом, преобразует физическую действительность и межличностные отношения, чтобы стимулировать реализацию прогнозируемого. Делает он это чаще всего неосознанно. Действие пророчества основано на внушении, преобразуемом в самовнушение посредством процесса воображения.

Избирательность памяти, внимания и восприятия также становятся механизмами развития и укрепления суеверных представлений. Избирательность данных познавательных процессов заставляет клиента слышать и видеть, запоминать и воспроизводить, а также концентрировать свое сознание либо на том, чего ему хочется и к чему он стремится, либо на том, чего он опасается и избегает. То, что не соответствует значимым потребностям, установкам и опасениям не замечается, не запоминается и свободно не воспроизводится, избирательность отражения воздействий задается как гадателем, так и самим клиентом в силу существующей у него направленности личности.

Пятым механизмом суеверий становится эффект ореола, возникающий  при восприятии клиентом гадалки. Эффект ореола гадателя задается клиенту другими людьми, рекомендующими его как человека, обладающего мистическими и таинственными способностями - способностями ясновидения, предвидения будущего, экстрасенсорными возможностями. Созданию положительного эффекта ореола гадателя способствуют его авторитетность, уверенность, императивность и др.     

Шестой механизм суеверий - это индивидуально-личностные и социально-демографические особенности самих клиентов, предрасполагающие к эффективному внушению30. Индивидуально-личностные особенности, делающие человека суеверным - это тревожность, неуверенность в себе, экстернальность, невысокий уровень развития понятийного мышления и т.п. к социально-демографическим условиям суеверности можно отнести принадлежность к женскому полу, невысокий уровень образования. И, наконец, последним механизмом суеверий можно считать обстоятельственную атрибуцию ответственности. Подразумевается размывание персональной ответственности клиента за последующие поступки и поведение в связи с возможностью ее возложения на подателя прогноза.

Таким образом, в соответствии с перечисленными механизмами возникновения и укрепления суеверий их можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логических доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познавательную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.

Суеверия выполняют  функцию атрибуцию ответственности  посредством трансформации персональной ответственности в обстоятельственную форму, когда причины своих поступков  человек видит не в самом себе, а в судьбе, богах, духах и т.п. суеверия выполняют также аффективно-защитную, психотерапевтическую функцию - функцию разрядки напряжения и преодоления страха. Отражательно-регулятивная функция суеверий заключается в объяснении связи событий в окружающем мире с целью их дальнейшего прогнозирования и планирования собственного поведения.

Суеверия помогают человеку сделать мир и себя понятным, доступным, тождественным самому себе и предсказуемым. Для суеверий также не исключена роль развлекательного средства, избавляющего обыденную жизнь человека от монотонности, однообразия и скуки.

Выделяют такие аспекты изучения суеверий как когнитивный, поведенческий и аффективно-мотивационный. Анализ этих компонентов суеверий позволяет сделать вывод о том, что суеверия, хотя и не утратили до конца свою роль как механизма понимания, объяснения мира, прогнозирования будущих событий, все же потеряли свое главенство перед лицом пока еще сохраняющего свои позиции научно-логического подхода к действительности31.

Позволяя познавать  и категоризировать реальность, суеверия делают это необъективно, некритично, чрезмерно эмоционально, заменяя  достоверные знания иллюзиями, и  только в сферах, ограниченных практической деятельностью, что обесценивает их когнитивную роль. Поведенческий аспект суеверий означает реализацию суеверных мыслей и чувств в практической деятельности и деятельности общения, регуляцию поведения посредством социальных норм и морали. Сейчас ценность суеверий как механизма распространения и укрепления нравственных норм в значительной мере утрачена, т.к. поведение, отвечающее «традициям и обычаям» в настоящее время весьма размыто.

Наиболее существенным аспектом суеверия следует считать  его аффективно-мотивационную составляющую, выполняющую психотерапевтическую роль, поскольку источником возникновения суеверий является страх (в первую очередь, страх смерти, присущий каждому человеку) и желание от него обезопаситься.

В пользу главенства защитной функции суеверия по сравнению с  познавательной и регулирующей поведение говорит и тот факт, что суеверными часто являются образованные люди с преобладающим логическим мышлением, а также лица, не слишком строго следующие социальной морали.

Исследования психологов обнаружило связь суеверности с такими личностными свойствами, как тревожность и экстернальность, и подтвердило приоритетность аффективно-мотивационного компонента суеверий и их роль как защитного механизма личности.

Приоритетное изучение аффективно-мотивационных аспектов суеверия по сравнению с познавательными объясняется тем, что в современную эпоху относительного преобладания естественнонаучного мировоззрения когнитивная функция суеверий, имевшая важное значение во времена массового распространения мифологического мышления, отступила на второй план перед функцией защиты эмоциональной сферы личности.

Недостаток же внимания к поведенческим аспектам суеверий вызывается их отнесенностью скорее к предмету не психологических наук, а культурологии, этнографии, лингвистики  и др. Аффективно-мотивационная сторона суеверий, наиболее тесно связана с исследованиями личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, наше исследование было посвящено изучению психологического аспекта суеверий.

К основным результатам  работы можно отнести следующее:

- рассмотрены психологические подходы к суевериям;

- раскрыта связь мировоззрения  и суеверия;

- определены причины и условия возникновения суеверий;

- проанализированы механизмы и психологические аспекты изучения суеверий.

Суеверия – это рудиментарные осколки прошлых религий. Иногда, однако, это и благоприобретенные, новые верования, близкие по психологическому происхождению к неврозу навязчивых состояний. В силу этого бороться с ними практически невозможно – они составляют «бытовую подкладку» нашего сознания. Типичный пример суеверия – это представление о связи, якобы существующей между каким-либо предметом, выступающим в роли амулета, и удачей в делах. А также, наоборот, между плохой приметой и последующими неудачами и даже несчастьями человека. Приметой может служить любое обыденное и распространенное в жизни явление.

Психологическое объяснение большинства существующих суеверий – поиск логической связи между событиями, наступающими одно после другого. Здесь действует известная формула: после того – значит, вследствие того. Разумеется, это логическая ошибка. Однако в психологии масс представления о вполне возможной сверхъестественной связи между близкими или совпадающими по времени явлениями до сих пор продолжает сохраняться и служить источником веры в приметы, предчувствия и гадания. Помогает здесь и особая избирательность нашей памяти: одна сбывшаяся примета или некое предсказание запоминаются лучше, чем десяток несбывшихся. Одно из типичных суеверий – вера в предчувствия. Ее основа – это подмена предчувствием предположения. Предположение – это допущение события, вероятность которого еще не известна. Умение предполагать – ценное свойство интеллекта. Однако сочетание предположения с чувством тревожного ожидания часто переживается людьми как предчувствие. Обычно это происходит в условиях реальной или потенциальной опасности и значительного нервного напряжения, стресса. Если развитие событий не подтвердит предчувствие, то оно легко забывается. Однако подтверждение предчувствия, напротив, непроизвольно запоминается. Так создается суеверное убеждение, легко перерастающее в предрассудок: «предчувствие меня никогда не обманывает». Близка к вере в предчувствия и вера в загадывание, развивающаяся по сходному механизму.

Суеверия осуждаются догматической религией, хотя психологическая  природа и структура суеверия иной раз мало отличается от канонизированной веры. Отличия часто сводятся в основном к идейным компонентам, которые определяют содержание суеверия.

С одной стороны, суеверия бывают очень близки к вере. Однако, с другой стороны, часто они сливаются с предрассудками. Эти два явления религиозной психологии часто путают между собой. В психологической структуре суеверия обычно доминирует чувство веры, тормозящей мышление. Суеверие больше переживается, чем понимается. В его основе лежат лишь эмоции.

Предрассудок же – это явление ошибочной «картины мира», в его психологической структуре преобладает элемент мышления, неправильного понимания, причем обычно внушенного извне. Предрассудок не бывает без суеверия – последнее входит как элемент в его структуру. При этом и суеверия, и предрассудки всегда представляют собой явления обыденной психологии масс, объединяемые под общей рубрикой.

Таким образом, психология суеверий – еще более древняя и широкая основа психологии масс, чем даже психология самой религии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Берн Э. Познай себя. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
  2. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.
  3. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Габдуллин И.Р. Явление предрассудка: гносеологические корни и социальные детерминанты// http://credonew.ru/content/view/55/49/
  5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Высшая школа, 2002.
  6. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских суеверий. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  7. Демоз Л. Психоистория. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  8. Лебедев В.И. Духи в зеркале психологии. – М.: Сов. Россия, 1987.
  9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Атеист, 1930.
  10. Леман А. История магии и суеверий от древности до наших дней. – М.: Эксмо, 2002.
  11. Мюллер М. От слова к вере. – М.: ЭКСМО, 2002.
  12. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.
  13. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.
  14. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М.: Рефл-бук, 2000.
  15. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. – М.: Лабиринт, 2001.
  16. Рассел Б. Может ли человек быть рациональным? / www.i-u.ru
  17. Саенко Ю. В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии: научный журнал. – 2006. – № 6.
  18. Саенко Ю.В. Исследование суеверности тестовым методом // Проблемы российской правовой системы. Инновационные процессы в образовании / Под ред. Г.П. Пазюковой, Е.Л. Монаховой. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003.
  19. Саенко Ю.В. Социально-демографические и индивидуально-личностные различия в современных суеверных представлениях / Сб. науч. тр. каф. ТиПП. Вып. 1.  Таганрог: ТИУиЭ, 2002.
  20. Саенко Ю.В. Суеверия как препятствие для личностного и профессионального развития // Акмеология: личностное и профессиональное развитие / Под ред. О.В. Москаленко, Е.В. Селезневой. М.: «ЭКО», 2004.
  21. Словарь практической психологии / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.
  22. Флоренский П.А. О суеверии. Предисловие к публикации: А. Ф. Управителев // Философские науки. –199, № 5.
  23. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989.
  24. Шрейдер Ю. Наука – источник знаний и суеверий // Новый мир, 1969, вып. 10.
  25. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

Информация о работе Психологический аспект суеверий