Психологический аспект суеверий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить психологический аспект суеверий.
Объект исследования – психологический подход к суевериям.
Предмет исследования – феномен суеверий в психологии.
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. рассмотреть психологические подходы к суевериям;
2. раскрыть связь мировоззрения и суеверия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУЕВЕРИЙ 4
1.1. Психологические подходы к суевериям. 4
1.2. Связь мировоззрения и суеверия. 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СУЕВЕРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 16
2.1. Причины и условия возникновения суеверий в обществе. 16
2.2. Механизмы и психологические аспекты изучения суеверий. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЕВЕРИЙ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В них поощряется социально полезное поведение и качества характера – трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени.

Благодаря суевериям  сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным  способом контроля над группой посредством  императивного приобщения к системе  моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции. Норму поведения, закрепленную в суеверии, характеризует всеобщее признание в обществе или группе. Разрешения и запреты подобного рода не нуждаются в переосмыслении или оправдании: вопрос о том, какова цель запрета и от кого он исходит, вообще не встает перед индивидом.

В рамках эволюционистского  подхода суеверия осмысливаются  как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее.

С точки зрения Б.Ф. Поршнева, суеверия как проявления доисторического  сознания, являются продуктом несвободы, свойственной родо-племенным традициям и обычаям18.

Как утверждает М. Мюллер, первоначально в момент их возникновения  в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный  характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения  к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т.е. связь с породившей19.

В.Я. Пропп рассматривает  суеверие наряду с колдовством и  магией как вытесненный и преследуемый обычай или обряд, совершаемый тайно  и не согласующийся с хозяйственной  и социальной структурой народности на данном этапе ее развития20.

Наиболее продуктивным нам представляется аффективно-мотивационный  подход к суевериям, поскольку не вызывает сомнения, что суеверия, в  первую очередь, выполняют аффективно-защитную функцию.

1.2. Связь мировоззрения и суеверия.

 

Мировоззрение представляет собой системную совокупность взглядов человека на окружающий мир, общество и самого себя. Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Оно всегда стоит между человеком и миром, связывает человека с ним, а иногда, если оно искаженное, способно дезориентировать его.

Исходя из мировоззрения, человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. Мировоззрение исторично, определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Однако развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, ибо отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития21.

В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным и антипрогрессивным. Таково суеверное мировоззрение.

По видовым различиям мировоззрение может быть философским, религиозным, научным, обыденным и суеверным. Именно последнее является необъективным и дезориентирует человека. Если первые виды мировоззрения являются позитивными, а последнее (обыденное) – терпимым, то суеверное мировоззрение искаженно воспринимает окружающий мир, оно – негативно.

Его носитель извращает  или вовсе отрицает как достижения науки, так и мировые религии вместе с философией. Субъективно он может причислять себя к какой-либо развитой религии, но подменять ее глубокое содержание своими или позаимствованными вымыслами (астрологией, колдовством, магией и т. п.). Суеверное мировоззрение опасно не только для индивида, но и для общества. Разрушить его может помочь приобщение к науке, философии и правильно понимаемой вере.

Борясь с "ложными" верованиями – суевериями, религия в то же время всячески отстаивает "истинные" верования22.

Вместе с тем необходимо отметить, что суеверия вполне могут присутствовать в любом мировоззрении, если оно не носит целостного характера. В целом же, в идеале, суеверия не совместимы только с философским и развито-религиозным мировоззрением, ибо только философия и религия способны своим методом объяснить весь окружающий мир: философия – на основе разума, а религия – на основе веры.

Поэтому, строго говоря, может быть только два целостных мировоззрения, несовместимых ни с какими суевериями – это философское и религиозное23. Однако на деле, в эмпирической жизни обычный верующий человек зачастую примешивает к вере еще и массу суеверий, не видя между ними разницы. Но вера и суеверия принципиально различны.

Вера основывается на умозрительной идее и не носит натуралистического характера, в то время как суеверия – это своеобразная «суетная вера», вера во всякую чепуху. Суеверия всегда натуралистичны, они дают буквальное толкование тому, что в вере толкуется духовно-символически. Вера дает простор свободе человека и утверждает ее, а суеверия всегда говорят о полной зависимости человека от каких-либо сил и духов.

Суеверия, как и мистика, строят иные миры по образу и подобию, по аналогии с этим чувственным миром; по сути, они просто удваивают, утраивают этот мир. Вера говорит об ином мире как мире духовном, умозрительном, а не находящемся где-то в пространстве и времени. Вера говорит о вечности. Рай и ад – это духовные идеи, поэтому в этих понятиях бесполезно искать чудесные сады или чертей со сковородками. В религиозных преданиях эти символы могут присутствовать, но пониматься они должны не натуралистически. Суеверий всегда бесконечное множество, а вера – одна, хотя ее интерпретации могут быть различными.

Если суеверия не совместимы с философским и религиозным мировоззрением, то вполне совместимы с научным и обыденным. Да, наука противоречит суевериям, является их антиподом, но только с точки зрения методологии. Научная методология строится на причинно-следственных связях, проверенных экспериментально, а суеверия лишь на фантазиях и страхах. Но если мы говорим о мировоззрении, которое стремится организовать себя на научных началах, то в нем вполне могут соседствовать рядом с научными фактами самые абсурдные суеверия. Известно, что даже знаменитые ученые не лишены суеверий, когда начинают размышлять о том, что выходит за рамки их конкретной науки. Происходит это потому, что наука, в отличие от философии и религии, не способна объяснить абсолютно все, не способна заполнить все «пространство» сознания24.

Всегда остается нечто, что наука не может объяснить. Более того, с ростом научного знания растет и сфера непознанного. Исходя из того, что наука не все может объяснить, она, строго говоря, не может построить и целостного мировоззрения на собственных началах. В этом смысле можно сказать, что научное мировоззрение в принципе невозможно, возможно лишь мировоззрение, которое стремится использовать в объяснении мира те знания, которые может ему предоставить наука, но она может предоставить весьма немного. Поэтому в таком мировоззрении остается место или для философии, или для религии, или, в конечном счете и что проще всего – для суеверий.

Распространение суеверий в российском обществе можно назвать интеллектуальным геноцидом, так как это ведет к разрушению нации изнутри, ее духовного строя. К суевериям можно отнести все вымышленное, никак не подтвержденное, иллюзорное. Вместе с тем к ним нельзя отнести, например, художественный и творческий вымысел, сказки или фантастику.

Они являются элементом  культуры, предназначены для воспитания, развития воображения и мыслительной деятельности, в то время как суеверия ничего не развивают, напротив, сужают сознание человека, делают его фанатичным и трусливым, не несущим ответственность за свои поступки, все списывающим на какие-либо потусторонние силы. Суеверия являются плодом не культуры, а бескультурия и невежества.

Особенно опасны для личности и общественной жизни такие суеверия, как предсказания определенного будущего, будь то на индивидуальном или социальном уровне. Опасность заключается в том, что человек, будучи чрезвычайно сложно психически устроенным существом, может подвергаться как гипнозу, так и  самовнушению. Веря в некую предопределенность, о которой ему говорит какой-либо астролог или предсказатель, человек сам формирует ее, в то время как он свободен25.

Человек есть то, что он думает о себе, во что он верит. Он – единственное сущее, способное к самоопределению, самосозиданию. Любое суеверие уничтожает или, в лучшем случае, ограничивает человеческую свободу и альтернативность общественного развития.

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СУЕВЕРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

2.1.  Причины и условия возникновения суеверий в обществе.

 

 

Мы с раннего детства  привыкаем к суевериям, даже еще  и не зная, что они так называются.

Суеверия – объективно бесполезные, но субъективно воспринимаемые как эффективные, верования в наличие и действенность сверхъестественных явлений. Будучи результатом мифологического мышления, преобладающего в сознании человека на ранних этапах развития общества, суеверия представляют собой установки человека приписывать причинно-следственные зависимости предметам и явлениям, не связанным между собой объективно существующими отношениями.

Условиями сохранения суеверий в современном обществе являются следующие обстоятельства26:

1. Суеверия порождаются отсутствием в некоторых областях жизни строгого постоянства фактов, их разноречивостью. Они возникают не столько из-за полного невежества, сколько из-за недостаточного знания, полуобразованности. Суеверия популярны из-за того, что они объясняют любые проблемы в простой форме и предлагают элементарные решения сложных задач.

2. Низкий уровень развития способности к абстрагированию и оперированию отвлеченными категориями, свойственный носителям иррационального мышления.

3. Некритичность мышления и высокий уровень доверия. Заговоры и проклятия лучше всего действуют тогда, когда в них верят, причем беспрекословно. Как мифологические тексты, так и суеверия не проверяемы. Заговор действует только на верующих в его силу; целебные снадобья не действуют, если они не наговорены на глазах у больного, т.к. главная сила в словах заговора, а снадобья – лишь успокоительные средства.

4. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются.

5. Постоянная повторяемость и узнаваемость мифологических текстов, их долговременность. Миф опирается на многократно внедренные в человеческое сознание структуры и дает возможность для интерпретации не только прошедших, но и будущих событий. Долговременность существования в сознании человека суеверий обусловлена постоянной повторяемостью.

5. Сочетание стремления к приобретению новых знаний с низким уровнем развития волевой регуляции деятельности. Имеется в виду стремление к минимизации усилий. Оккультная практика дает надежду на получение знаний, которые нельзя приобрести, используя логические научные методы.

6. Апелляция созданного коммуникатором сообщения к эмоциональной сфере реципиентов. Например, в религии аргументация строится на использовании эмоции страха, основывающейся на введении полярных понятий.

7. Экстремальные ситуации, в которых биологическая составляющая человека играет главную роль. В кризисные моменты на первый план выходят потребности, стоящие на низших ступенях иерархии – физиологические и потребности в безопасности, поэтому мистицизм процветает на осколках разрушающегося (материально или /и духовно) общества. Страх перед будущим, болезнями, одиночеством, переживание опасностей, угрожающих жизни, пробуждает стремление к безопасности, желание получить утешение, ответы на свои вопросы.

Это способствует росту  оккультизма, магии, суеверий, мистическим  обрядам и учениям. Мифы и религиозные  понятия порождены работой воображения  человека, противостоящего природным  стихиям. Не имея возможности их познать, он овладевает силами природы посредством обрядов и магических действий. Отсутствие научной подготовки поощряет воображение создавать способы воздействовать на внешний мир с целью извлечения выгоды. 

8. Детская позиция верующего, занимающего подчиненное положение по отношению к богу или богам, которые воспринимаются как родители, советчики, дающие знание, силу, покровители, опекуны, заботящиеся о своих детях. Это способствует перекладыванию персональной ответственности за свою судьбу и жизнь на другого, вышестоящего, в частности, на бога. К нему, как отцу обращается верующий в минуту горя, страха, скорби за утешением и успокоением. Родительская позиция также может быть предпосылкой суеверности.

Суеверия и стереотипность мышления присущи авторитарным личностям, характеризуемым некритичным отношением к авторитетам и враждебностью к проявлениям слабости27. Признаками психологической слабости авторитарной личности считаются иррациональность, мистицизм и руководствование в первую очередь эмоциями. Авторитарная личность (личность, стремящаяся к власти и подавлению других людей) формируется в условиях массовых фрустраций и неврозов. Ее эмоциональная сфера характеризуется подавленностью, напряжением, тревожностью, безысходностью, отчаянием.

Информация о работе Психологический аспект суеверий