Психологический аспект суеверий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить психологический аспект суеверий.
Объект исследования – психологический подход к суевериям.
Предмет исследования – феномен суеверий в психологии.
Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. рассмотреть психологические подходы к суевериям;
2. раскрыть связь мировоззрения и суеверия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУЕВЕРИЙ 4
1.1. Психологические подходы к суевериям. 4
1.2. Связь мировоззрения и суеверия. 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СУЕВЕРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 16
2.1. Причины и условия возникновения суеверий в обществе. 16
2.2. Механизмы и психологические аспекты изучения суеверий. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЕВЕРИЙ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЕВЕРИЙ

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  проблемы исследования: В настоящее время важное место в сознании значительной части населения нашей страны занимают суеверия. Суеверия рождаются не в сознании отдельного человека, они не являются итогом анализа собственного опыта людей. Они внедряются в их сознание в готовом виде. Суеверия известная с древних времен форма своеобразная форма оправдания настоящих и будущих проблем, возникающих в жизни, с помощью мистики.

У первобытных людей суеверия возникали, когда они были бессильны объяснить те или иные события. Тогда они придумывали некие ритуалы, надеясь, что таким образом смогут укротить злых духов. Надо сказать, что мы недалеко ушли от своих далеких предков. Сталкиваясь с чем-то для нас непонятным, мы до сих пор ищем ему какие-то мистические объяснения и свято верим, что сможем избежать в будущем серьезных проблем.

Изучая суеверия, современные  психологи нашли прямую взаимосвязь  между ними и теми внутренними  проблемами, которые испытывает тот или иной человек1.

Психологическая специфика  исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером.

В результате человек  устанавливает ложную связь между  своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

Большинство суеверий имеют  глубокие исторические корни, часть  относятся к древним религиозным  верованиям. Основные интенции: желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций, утешить человека, желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями; содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно; приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности  психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Однако тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии, что обусловило актуальность и значимость нашего исследования.

Целью курсовой работы является изучить психологический аспект суеверий.

Объект исследования – психологический подход к суевериям.

Предмет исследования – феномен суеверий в психологии.

Цель исследования реализуется  в решении следующих задач:

1. рассмотреть психологические  подходы к суевериям;

2. раскрыть связь мировоззрения и суеверия;

3. определить причины и условия возникновения суеверий;

4. проанализировать механизмы и психологические аспекты изучения суеверий.

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУЕВЕРИЙ

1.1. Психологические подходы к суевериям.

 

Суеверие есть вера в  действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь  людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.

Когнитивный подход. В  этом случае суеверия анализируются  как представления, как попытка  понять необъяснимое и неизвестное.

Так, Л. Леви-Брюль рассматривает  суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством  передачи от поколения к поколению  в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания2. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.

А. Леман подчеркивает, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами; пыталось получить власть над внешним миром, недостижимую обыкновенными средствами3.

По словам П.П. Блонского, суеверия играют огромную роль в «первобытной науке», являясь увековечением какого-нибудь прецедента навсегда и позволяя прогнозировать будущее. Т.е. суеверия можно считать элементарными средствами памяти и воображения4.

П.Я. Гальперин указывает  на такую функцию суеверий как  классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал5.

Г.Г. Почепцов определяет суеверия как предрассудок, состоящий  в том, что индивид принимает  за реальность неведомые силы, способные  предвещать события, и считает возможным  влиять на них6. Суеверие включает в себя допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты ошибочности вытесняются. Сохранению и распространению суеверий способствует желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций. Суеверия более широко распространяются в экстремальных обстоятельствах.

Суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.

Итак, можно сказать, что  суеверия – это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной  с умственным трудом. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логических доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познавательную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.

Другим подходом к  пониманию суеверий можно считать  аффективно-мотивационный подход, с  позиции которого суеверия рассматриваются  как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем.

Б. Рассел иррационализм рассматривал как неверие в объективные  факты, полученные объективными методами, и как потакание человека своим непосредственным неосознанным желаниям и эмоциям. Вера в реальность, отличную от той, о которой говорят органы чувств, возникает в состоянии эмоциональной напряженности7.

По мнению некоторых авторов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях8.

Чувство бессилия перед  таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного опыта и связывать между собой явления, в действительности не связанные никакими отношениями, т.е. мыслить дологично.

В. И. Лебедев в качестве психологических факторов суеверий называет страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры9. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.

И.Д. Ялом считает, что  функция магических верований заключается  в защите индивида от страха старения и смерти, от страха перед реальностью10. Иллюзорные верования ослабляют чувствительность к боли существования: утратам, горю, одиночеству, неразделенной любви, депрессии, отсутствию смысла жизни, неизбежности смерти. Ободряя человека, они не позволяют ему познать свои чувства, мысли и желания.

В действительности ясное  осознание смерти в противоположность  мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь. С иррациональным взглядом на мир, по мнению этого автора, также тесно связан страх перед свободой и ответственностью. Свобода неразрывно соединена с тревогой, т.к. требует, чтобы человек сам отвечал за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал волевые усилия для изменения своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного замысла. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию себя как создателя своих проблем и жизненных затруднений.

Д.В. Ольшанский показывает, что суеверия являются механизмом психологической  защиты, самопомощи для людей, испытывающих постоянное беспокойство, с трудом переносящих состояние неопределенности, нуждающихся в психологическом  контроле, стремящихся видеть вещи лишь в черно-белых тонах11.

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют  человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности  в кризисных ситуациях усиливает потребность индивида руководствоваться в своей повседневной жизни установленными вековыми традициями и ритуалами, к числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.

Следуя приметам, человек  стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство авторов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

Тесно примыкает к вышеназванному психоаналитический подход. З. Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз12 и Э. Блейлер13.

По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении  о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира14. Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности.

Магию, также как и объективные знания, используют для максимально быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных знаний – без учета объективных причинно-следственных связей, без точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т.е. принцип реальности приносится в жертву принципу удовольствия.

Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия можно рассматривать  как зависимость субъекта (часто  неосознаваемую) от некоторой внешней  силы, призванной защищать, заботиться и нести ответственность за результаты его собственных поступков. Э. Фромм называет эту внешнюю силу волшебным помощником15. Волшебный помощник, персонифицированный в суевериях в виде божеств, ведьм, знахарей и других лиц, обладающих волшебными, сверхъестественными способностями, призван помочь человеку удовлетворить свои актуальные потребности без приложения собственных усилий. В большей или меньшей степени деятельность суеверного человека направлена на манипулирование волшебным помощником и принуждение его к выполнению своих желаний.

Итак, согласно психоаналитическому  подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с  опорой на обстоятельственную и объектную  атрибуцию.

Согласно бихевиористскому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Бихевиористы рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять существование (отсутствие) причинно-следственных связей между собственным поведением и последующими событиями в мире. Суеверное поведение – поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется.

В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться  регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали16.

С точки зрения Е.А. Грушко и Ю.М. Медведева, суеверия – это  концентрированный опыт общения  с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир17. Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, поскольку они помогают уберечься от житейских и нравственных бед.

Информация о работе Психологический аспект суеверий