Психологический анализ семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью предпринятого нами исследования является психологический анализ семейно-брачных отношений общества. Интерес к избранной теме обусловлен спецификой семейных отношений в обществе. Одной из важнейших проблем теоретического осмысления семьи в современной науке является вопрос о взаимоотношении семьи и общества, а именно о том, что первично — отношения в семье или отношения в обществе?

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3


Глава I. Исторический взгляд на брак ……………………………………………… 6


1. Классификация семейно-брачных отношений …………………………………. 8
2. Социальная сущность и функции семьи…………….……………………… 9
3. Кризис семьи и ее будущее.……..………………….……………………………. 16


Глава II. Психоанализ семейных отношений


1. Семейный психоанализ как научно-практическое направление………………. 22

2. Сущность теорий объектных отношений…………..…………………………….. 24

3. Методика диагностики супружеских отношений…....………………………….. 26

Заключение….…………………………………….……………..……………………… 26

Библиография…….…………………………….…..………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Психанализ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Общий признак этих отношений выражается в сильной неудовлетворенности (фрустрации) членов семьи индивидуальными семейными потребностями, деструктивным браком, дисгармоничным (нарушенным) внутрисемейным общением и семейной жизнью в целом.

Приведем  только основные единичные признаки нарушенных семейных отношений. Эмпирические индикаторы прямо противоположны (имеют негативную, деструктивную выраженность) индикаторам семи основных единичных признаков (характеристики) зрелых семейных отношений.

1. Психофизический  показатель. Психофизическая, в том числе сексуальная, несовместимость супругов, негативное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом, нарушение психоэнергетического баланса (внутренних и внешних связей).

2. Личностный показатель. Личностная незрелость, психические нарушения (нарушения психотического, психопатического уровней, borderline, шизофренического характера и др.) или одного из родителей, или обоих супругов, или всех членов семьи. 
3. Межличностный мотивационный показатель. Высокая степень неудовлетворенности базовым индивидуальным, семейным потребностями, прерывание привычного хода развития семейных отношений, семьи в целом. 
4. Межличностный эмоциональный показатель. Крайняя степень доминирования деструктивных, негативных эмоций, чувств, в контактах, связях внутри семьи (Танатоса). 
5. Межличностный когнитивный показатель. Неадекватное восприятие друг друга, отсутствие взаимопонимания, крайняя степень несовпадения ценностных ориентации у членов семьи, неприятие другого как личности.

6. Межличностный поведенческий показатель. Сильная степень ригидности, конфликтности, дезадаптивности, конфронтации, неустойчивости в поведении членов семьи, деформация власти, нарушения коммуникативных процессов в семье. 
7. Динамический показатель. Неспособность принять решение, отсутствие мотивации у большинства членов семьи (супругов, родителя и ребенка, детей, подростков) в решении различных проблем на определенном этапе жизненного цикла семьи. 
Проблема конкретизации, более четкого определения общих, единичных признаков, эмпирических индикаторов всех приведенных типов, а также практически зрелых, пограничных семейных межличностных отношений требует глубокого всестороннего экспериментального исследования и может быть названа одной из перспективных направлений в научном исследовании. Семейная психоаналитическая психотерапия. 
В построении теории семейной психоаналитически ориентированной психотерапии используются такие принципы, как системность, детерминизм, интегративностъ, принципы развития, синтеза, принцип единства внутреннего и внешнего, бессознательного и сознательного, принцип объектного взаимодействия, соотношения внутриличностного и межличностного конфликтов, индивидуальных и семейных потребностей, индивидуального и группового (семейного) уровней зрелости. 
Показаниями к применению данной модели считаются преимущественно трудности, связанные с нарушением родительско-детских, супружеских отношений, личностные трудности, невротические реакции, неврозы, личностные расстройства в контексте жизненного цикла семьи, семейных паттернов взаимодействия. 
Значительно реже эта модель используется при трудностях родственно-семейных отношений в семьях профессиональных военнослужащих из-за специфики их проживания и практически нежелательна при borderline и психотического уровнях расстройств членов семьи, тяжелых семейных нарушениях, при распаде семьи. 
Общая цель данной модели заключается в том, чтобы на основании осознания, понимания и принятия причин психологических личностных, семейных проблем, деструктивных внутренних объектных отношений достигнуть изменения в реальных объектных отношениях на конкретном этапе жизненного цикла, зрелости, гармонии каждого члена семьи и всей семьи в целом. Предлагаемая модель психотерапии позволяет: осуществлять психодиагностику основных типов личностных и семейных проблем, их базовых причин; достигать осознания, понимания причин внутренних деструктивных объектных отношений, личностных психологических проблем, рассогласований реальных объектных отношений в семье через преодоление внутриличностных конфликтов; изменять реальные объектные отношения в семье, достигать их зрелости, гармонизации на конкретном этапе жизненного цикла семьи; 
адаптировать к новому уровню личностной зрелости, реальным согласованным объектным отношениям, новой жизненной ситуации в семье. 
Этапы семейной психоаналитически ориентированной психотерапии. Мы предлагаем четыре этапа психотерапии в соответствии с ее задачами (на примере семьи военнослужащего): психодиагностический, этап осознания, реконструктивный (согласование отношений) и адаптационный.

1. Психодиагностический  этап. Установление вербального  и невербального контакта с  семьей (членом семьи, диадой). Знакомство  с каждым членом семьи, характеристикой жизненного цикла данной семьи. Предварительная психодиагностика уровней личностной психопатологии (психологических проблем) членов семьи, типов семейных проблем (конфликтов, трудностей, нарушений), актуального состояния психофизического здоровья членов семьи и их семейных объектных отношений, взаимодействий в соответствии с индивидуальной структурой. Начало исследования глубинно-психологических причин (родительская семья), межличностных причин (юношеский период, предбрачный этап, актуальная супружеская семья), психологических факторов воинской деятельности мужа-отца военнослужащего (объективные и субъективные факторы учебной, служебной, боевой деятельности, влияющие на объектные отношения в семье). 
Дифференциация различных биофизических факторов (болезни, образ жизни, негативные привычки и др.). 
Исследование актуальных причин психологических личностных семейных проблем (актуальная проблемная социально-психологическая ситуация в семье профессионального военнослужащего).

2. Этап осознания. Дальнейшее исследование глубинно-психологических, межличностных, деятельностных причин личностных и семейных проблем. 
Достижение ряда инсайтов (эмоционального, когнитивного осознания) основных глубинно-психологических причин (психотравмы раннего детства, подросткового периода; неконструктивные стили воспитания (социализации); застревания (фиксации) на соответствующих стадиях психосексуального развития, ранних объектных отношениях (значимых фигурах); неадекватная психосексуальная, полоролевая идентичность и др.) Осознание негативных, деструктивных внутренних объектных отношений и рассогласования межличностных отношений, потребностей, ожиданий, представлений и притязаний супругами. При этом максимальное самоосознание, принятие, преодоление самих себя (сопротивления, неадекватных - переносных объектных отношений). Достижение определенного начального уровня саморегуляции взрослыми членами семьи и подростками.

3. Реконструктивный  этап (согласование отношений). Согласование, конструирование психофизической (сексуальной) составляющей, достижение относительной совместимости (в соответствии с личностными, возрастными особенностями супругов, других членов семьи, этапами жизненного цикла семьи). 
Согласование, реконструкция новых объектных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, родственно-семейных), их составляющих - эмоционалыю-потребностной, когнитивной и поведенческой сферы. Достижение в целом наиболее полного понимания и принятия друг другом членов семьи, изменения их отношений в сторону гармонизации, зрелости.

4. Адаптационный этап. Приспособление к новому уровню психологической зрелости - личностей супругов, других членов семьи, их объектных отношений, к реальной жизненной ситуации на конкретном этапе жизненного цикла данной семьи. Адаптация и выход из психотерапевтического процесса членов семьи. Формирование мотивации, установок к самостоятельному преодолению в дальнейшем проблемных личностных, семейных ситуаций посредством различных методов психологической самопомощи и совместной помощи членами семьи профессионального военнослужащего. 

Заключение

   Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

     Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в  
первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

   Разве человек не может удовлетворить  эту потребность вне  
семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для  
человека. 
 В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность определены в самом эпиграфе – «сотворим помощника по нему». Именно это дает ту целостность, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи  
образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Стабилизация семейных отношений — одна из важнейших задач социальной практики и психологической науки. Наиболее оптимальный путь стабилизации семьи связан с организацией системы психологического консультирования супружеских пар как в момент их образования, так и в процессе их нормального или конфликтного функционирования.

     Для того чтобы определить  стратегию консультирования конфликтных  семей недостаточно их определенным образом классифицировать, недостаточно использовать разнообразные методики исследования. Наряду с этим важно, по нашему мнению, донести до каждой семьи, что основа семьи – Любовь и жена – подруга призвана быть помощником по нему. Жена не ниже мужа, она помощница, подобная ему.

   Хорошо  известно, что супружеские пары, подающие заявление на развод, совершенно ошибочно считают, что развод является для них единственным способом разрешения супружеского конфликта.

   Процесс развития супружеских отношений  и осознание партнерами характера  этих отношений не всегда осуществляются одновременно. Нами были выделены три группы семей: 1) пары, преодолевающие конфликт, или стабильные, 2) пары, которые частично овладевают конфликтом, или проблемные; 3) пары, не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной мотивации, или нестабильные. Если расположить все семьи на континууме «стабильные — нестабильные», то можно отметить, что в полной мере осознание взаимоотношений произошло у пар со сложившимися стабильными и с практически прекратившимися отношениями, т. е. в стабильных и нестабильных семьях. Исследование показало, что оба типа семей вполне адекватно оценивают сложившиеся у них супружеские отношения. У части семей процесс формирования отношений опережает процесс их осознания. Существующие затруднения в развитии супружеских отношений, вызванные зачастую психологической и моральной незрелостью вступающих в брак, не всегда адекватно осознаются супругами. Иногда отношения, находящиеся в стадии становления, субъективно воспринимаются как прекращающиеся, что побуждает часть молодых семей принимать необоснованное решение о разрыве супружеских отношений.

Семейный  конфликт можно рассматривать на различных уровнях взаимодействия супругов: на уровне взаимоотношений (стадия скрытого конфликта) и на поведенческом  уровне (различные формы вербального  и невербального конфликтного поведения  — стадия открытого конфликта). На поведенческом уровне конфликтные отношения развивающейся (проблемной) супружеской пары и пары, практически прекратившей свое существование как целостности (нестабильной), не всегда различаются как самими супругами, так и окружающими. Необходима диагностическая процедура, которая в ситуации консультирования позволила бы отнести пару к определенной группе. Это даст возможность отдифференцировать проблемные семьи в качестве объекта психотерапевтического воздействия. Задачей психотерапии будет либо ослабление психотравмирующего воздействия не сложившихся супружеских отношений, либо оптимизация функционирования супружеской диады.

   Рассматривая  взаимодействия внутри супружеской  пары, можно выделить объект и условия  взаимодействия. Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в исполнении определенных семейных ролей (мать — отец, хозяин — хозяйка, женщина — мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самоусовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции». В качестве условий взаимодействия супругов были включены культура общения, уровень взаимной информированности о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера, уровень моральной мотивации, При возникновении супружеских конфликтов существенным является как противоречивость потребностей, так и ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак.

   Методика  МСК дает возможность выявить специфику супружеских затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде.

   Диагностическая и коррекционная работа с конкретными  семейными парами выявила для нас направления дальнейшего научного поиска: необходима более детальная разработка вопроса о том, какие именно конфликтные ситуации характеризуют проблемные, а какие нестабильные отношения; целесообразно изучение соотношения уровня самооценки личности и ее самооценки как брачного партнера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

1 Миронов Б.Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? // В человеческом измерении. М., 1989. С. 226.

2 Hareven T.K. The History of the Family and the Complexity of Social Change // The American Historical Review. Vol. 96. 1991. No 1. P. 95.

3 Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 127.

4 Зверев В.А. Семейное крестьянское домохозяйство в Сибири эпохи капитализма (историко-демографический анализ). Новосибирск, 1991. С. 11.

5 Комарова О.Д. Демографические аспекты изучения семьи // Семья: традиции и современность. М., 1990. С. 240.

6 Подробный анализ дореволюционной литературы о русской крестьянской семье см.: Крюкова С.С. Русская крестьянская семья во второй половине XIX в. М., 1994.

Информация о работе Психологический анализ семейных отношений