Психологический анализ семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью предпринятого нами исследования является психологический анализ семейно-брачных отношений общества. Интерес к избранной теме обусловлен спецификой семейных отношений в обществе. Одной из важнейших проблем теоретического осмысления семьи в современной науке является вопрос о взаимоотношении семьи и общества, а именно о том, что первично — отношения в семье или отношения в обществе?

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3


Глава I. Исторический взгляд на брак ……………………………………………… 6


1. Классификация семейно-брачных отношений …………………………………. 8
2. Социальная сущность и функции семьи…………….……………………… 9
3. Кризис семьи и ее будущее.……..………………….……………………………. 16


Глава II. Психоанализ семейных отношений


1. Семейный психоанализ как научно-практическое направление………………. 22

2. Сущность теорий объектных отношений…………..…………………………….. 24

3. Методика диагностики супружеских отношений…....………………………….. 26

Заключение….…………………………………….……………..……………………… 26

Библиография…….…………………………….…..………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Психанализ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Психологический анализ семейных отношений 

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                      

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

                                                                                                                                            Стр.

    Введение  ………………………………………………………………………………….    3 

Глава I. Исторический взгляд на брак ………………………………………………     6 

    1. Классификация семейно-брачных отношений ………………………………….    8 
    2. Социальная сущность и функции семьи…………….………………………  9 
    3. Кризис семьи и ее будущее.……..………………….…………………………….    16
     

Глава II. Психоанализ семейных отношений      

    1. Семейный психоанализ как научно-практическое направление……………….     22

    2. Сущность теорий объектных отношений…………..……………………………..   24

    3. Методика диагностики супружеских отношений…....…………………………..    26 

Заключение….…………………………………….……………..………………………  26

Библиография…….…………………………….…..…………………………………. 29 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                И рече Господь Бог: не добро быти

                                                                                 человеку  единому,   сотворим ему 

                                                                                помощника по нему (Быт. 2, 18).

ВВЕДЕНИЕ

     Целью предпринятого нами исследования является психологический анализ семейно-брачных отношений общества. Интерес к избранной теме обусловлен спецификой семейных отношений в обществе. Одной из важнейших проблем теоретического осмысления семьи в современной науке является вопрос о взаимоотношении семьи и общества, а именно о том, что первично — отношения в семье или отношения в обществе? Большинство отечественных ученых придерживаются по этому вопросу точки зрения, которую выразил известный социолог И.С. Голод: «Я придерживаюсь... того проекта, который, с одной стороны, не отрицает зависимости семьи от общества и, стало быть, созвучия в их изменениях, но, с другой — признает и эволюцию семьи, обусловленную ее имманентными закономерностями. Результат совокупного воздействия противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо» или «плохо». Как и любое значимое социальное движение, трансформация института семьи разрешает одни проблемы, создавая другие» [26].

Американский  социолог А. Калгул выразил сходное  мнение: «Семья ни в каком смысле не является независимым институтом, который можно было бы по произволу  лепить, сохранять или переделывать. Это неотделимая часть органической цивилизации и подлежит той эволюции, которая удерживает ее в соответствии с существующими социальными институтами, чья форма и структура зависят в первую очередь от эволюции экономической техники» [28].важной как для каждого человека, так и для всего общества, поскольку все негативные явления в семьях отзываются в обществе и, напротив, стабилизация семейных взаимоотношений напрямую влияет на укрепление общественного строя.

          Мы  поставили перед собой задачи:

  1. исследовать вопросы терминологии семейных отношений и мотивов вступления в брак,
  2. ознакомиться с историей исследования вопроса семейных отношений,
  3. изучить вопрос  психологического анализа семейных отношений,
  4. рассмотреть основные методики диагностики семейных отношений,
  5. сделать вывод о путях нормализации семейных отношений.

          Таким образом, объектом нашего исследования является семья, а предметом исследования – семейные отношения.

   Семья - это первичная  ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном  родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. [3] 
 Современная семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане.  
 Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических.

   Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния  брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего  поколения, а значит, и будущее  самого общества и государства. Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно - экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.  
Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение "Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать". В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную - никто не уведет, будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.  
Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. Например, если в 1977 г. в СССР на возраст 45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. В этом году ни одна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет, то сейчас такие браки заключаются. Причем в них рождаются и растут желанные дети и их относят к бракам по любви (Табаков, Якубович). Поэтому критерий оценки – разница в возрасте, по нашему мнению, для определения брака по расчету в настоящее время не может быть основным. Более точно мотивы вступления в брак дают данные опросов, которые, по мнению опрашиваемых, показывают, что от 72 до 86 процентов женятся по любви, 9-23 - по шаблону, и 5-9 процентов - по расчету. Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения, причем не всегда мужчина, проживая вместе с женщиной, даже имея детей, считает себя женатым (Боярский). Вот почему данные переписей свидетельствуют, что замужних женщин всегда значительно больше, чем женатых мужчин.

      Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви, и наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

   В последние годы наблюдается тенденция  снижения среднего возраста, вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста моложе 18 лет, заканчивается разводом.  
 
 

   Глава I. Исторический взгляд на брак

      Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому  
философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах "Идеального  
государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

    Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" – государство.

    Подобная  точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это подобие отца, народ – детей...". 
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие  
философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает  
их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816--1887), автор работы "Материнское право". Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития,  каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

 
Методологической основой понимания  причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.
 
 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной "постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем". Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. "Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива". Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту акцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого рода. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии: 1) она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети; 2) жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связь с другими человеческими объединениями;  
3) таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы. 
Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.

Информация о работе Психологический анализ семейных отношений