Психологический анализ семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью предпринятого нами исследования является психологический анализ семейно-брачных отношений общества. Интерес к избранной теме обусловлен спецификой семейных отношений в обществе. Одной из важнейших проблем теоретического осмысления семьи в современной науке является вопрос о взаимоотношении семьи и общества, а именно о том, что первично — отношения в семье или отношения в обществе?

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3


Глава I. Исторический взгляд на брак ……………………………………………… 6


1. Классификация семейно-брачных отношений …………………………………. 8
2. Социальная сущность и функции семьи…………….……………………… 9
3. Кризис семьи и ее будущее.……..………………….……………………………. 16


Глава II. Психоанализ семейных отношений


1. Семейный психоанализ как научно-практическое направление………………. 22

2. Сущность теорий объектных отношений…………..…………………………….. 24

3. Методика диагностики супружеских отношений…....………………………….. 26

Заключение….…………………………………….……………..……………………… 26

Библиография…….…………………………….…..………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Психанализ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Глава II. Психоанализ семейных отношений

1. Семейный психоанализ как научно-практическое направление

Объектом  исследования семейного  психоанализа является семья. Растет число разводов в России, обостряется системный кризис семьи. В массиве обращений за помощью к тем или иным специалистам (психиатрам, клиническим психологам, психотерапевтам любого направления, сексологам и т.п.) заметно увеличился удельный вес многих семейных проблем - конфликтов, трудностей, нарушений. В клинической практике семейной психоаналитической психотерапии на основе психоаналитического метода успешно проводится психоанализ как метапси-хологии, исследования психических процессов, метода психотерапии.

    Предметом исследования семейного психоанализа являются взаимоотношения в семье. Рассмотрим виды и направления современного психоанализа. 
Современный психоанализ дифференцируется по следующим основаниям: 
¦ по форме (виду) реализации: индивидуальный психоанализ (З.Фрейд); групп-анализ (З.Фулкс); семейный психоанализ (Н.Аккерман);

¦ по работе с различными возрастными категориями  пациентов: психоанализ детей (детский психоанализ); психоанализ подростков; психоанализ взрослых; 
¦ по показаниям (уровню нарушения психики пациента): психоанализ пациентов с неврозами; пациентов с нарушениями характера; нарциссических пациентов; бодерлайн пациентов (borderline); психотиков, пациентов с шизофренией; 
¦ по соотношению теории и практики: теоретический психоанализ (теоретико-методологический, философский); клинический; прикладной. 
В современном психоанализе выделяют:

¦ инстинкт-теорию З.Фрейда (классический психоанализ) и его последователей в МПА (IPA), значение влечений в психической жизни личности;                                         ¦ объект-теории (М.Кляйн, Р.Фэрберн, Д.Винникотт, М. Бал-линт, Гантрип, Дж. Боулби, Р.Спитц, М.Малер, Д.Штерн и др.), роль межличностных отношений в семье;

¦ эго-психологию (А.Фрейд, Э.Эриксон, Х.Хартманн, Левен-штейн, О.Кернберг и др.), структура Эго, ее отношения с другими структурами, внешней реальностью;

¦ селф-психологию, или психологию нарциссизма (Х.Когут, О.Кернберг, Г.Розенфельд, Г.Зайдлер и др.), значение раннего развития личности в период нарциссизма, особая метапсихология для нарциссических теорий личности; 
¦ психосоматические теории (телесно-ориентированный психоанализ) (Ф. Александер, В. Райх, Т. Френч, А. Лоуэн и др.), психоаналитическое толкование психосоматических процессов взаимодействия, соотношение психики и сомы, биоэнергетический подход в соединении с психодинамическим; 
o гуманистический психоанализ (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Сал: Ливан), роль факторов культуры, социума, интерперсональных отношений в формировании личности;

¦ экзистенциальный психоанализ (Р. Мэй, X. Диллема, Р.Д. Лэнг), акцентирование роли смысла существования в психоаналитическом измерении. Семейный психоанализ наряду с индивидуальным и групп-анализом  рассматривается как самостоятельный вид психотерапии и как научное направление в концептуальном ключе. Его методологической основой могут послужить объект-теории.

     Семейный  психоанализ состоит из семейной психологии психоаналитического толка; семейной психоаналитической психопатологии и семейной психоаналитической психотерапии.

Каждый  из названных элементов требует  своего обоснования, детализации, раскрытия, но вначале рассмотрим объект-теории.

Объект-теории как методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии. 
Объект-теория (теория объектных отношений) - это подход, в котором потребность субъекта выстраивать отношение к объектам является определяющей в отличие от инстинкт-теории, строящейся вокруг потребности субъекта ослабить инстинктивное напряжение (Ч. Райкрофт, 1995 г.). По типу объекты различаются на внешний и внутренний, целое и часть, переходный, плохой и хороший; объект, удовлетворяющий потребность, объект-либидо. В психоанализе понятие объекта рассматривается с трех основных ракурсов: в контексте влечения, любви (или ненависти), как философская или психологическая категория теории познания.

     Объекты и отношения рассматриваются  только с точки зрения отдельного субъекта. Объект-отношение может быть либо внешним, либо внутренним объектом.

     Существуют  многообразные формы отношений  объект-теорий с другими направлениями психоанализа: акценты в данном подходе поставлены на взаимодействие объектов "мать - дитя", "отец -ребенок", между супругами, сиблингов в формировании ребенка, иными словами, - на динамике развития в раннем детстве, и особенно в первый год его жизни. Взаимоотношения матери и ребенка в отличие от инстинктивных теорий (развитие ребенка в зависимости от удовлетворения влечений, эрогенных зон, линий развития) кардинально смещены на доэдиповы отношенния.

     Среди исследователей, положивших начало и  способствовавших дальнейшему развитию объект-теорий, - З.Фрейд, М.Кляйн, Р.Фэрнбер, Д.Винникотт, М.Баллинт, О.Кернберг, А.Фрейд, Дж.Боулби, Гантрип, Сьютерленд, Дж.Кохон, Р.Спитц, Х.Хартманн, Э.Эриксон, Дж.Сандлер, Якобсон, Эмди, М.Малер, В.Р.Байон, Д.Штерн, Х.Кохут, Г.Левальд и др. Отметим также теорию привязанности Дж.Боулби, сепарации-индивидуации М.Малер (А.Фрейд, британская школа, Р.Спитц, Г.Левапьд, Д.Штерн), эго-психологии (Ф.Тайсон, Р.Л.Тайсон).

1. Сущность теорий объектных отношений. Сосредоточение на изучении объектных отношений в процессе развития, то есть по мере того, как взрослеющий ребенок вступает вначале в диадные отношения (мать-дитя), триадные (отец -мать - ребенок) и, наконец, в многоликий мир всевозрастающе сложных, дифференцированных объектных ситуаций. Психоаналитики постепенно стали заниматься более сложными патологиями, глубже обсуждать нормальные и патологические процессы психического развития ребенка (развитие детского психоанализа), придавать отношению с объектом главную роль в человеческой психической жизни. В общем спектре теорий объектных отношений обозначились два направления. Приверженцы фрейдовского наследия исходят из гипотез о влечениях. Объектные отношения здесь выступают как дополнение, обогащение и развитие теории структуры и влечений (М. Кляйн). Другое направление занимает более радикальную позицию. Объектные отношения рассматриваются как нечто отличное, новое, более трудно согласующееся с теорией структуры, влечений (В. Фэрберн). Многие аналитики занимают промежуточные позиции (О. Кернберг, М. Малер, М. Балинт и др.).

В теории объектных отношений часто появляется концепт дефицита психических функций, или дефицита, который появляется из-за недостатков, ошибок в заботе о психическом развитии ребенка (фрустрации). А в теории З.Фрейда основополагающий компонент психики - конфликт, и вся психопатология основывается на теории конфликтов. В целом теории объектных отношений показывают, что психика - сложнейшая структура, которая имеет несколько мотивационных импульсов, а отношения субъект-объект крайне необходимы (т.е. детерминационно) для психического существования, развития (гармоничного), при этом они разнообразны, комплексны. 
Таким образом, объект-теории дают возможность концептуально объяснить механизмы взаимодействия интрапсихических и интерпсихических явлений в семье, образования различных типов семейной психопатологии и разработать содержательно семейную психоаналитическую психотерапию.

2. Психоанализ как семейная психология.

К структурным  элементам семейной психологии (психоаналитическая парадигма) относятся: сущность брака, нуклеарной семьи, типология брака, семьи; функции семьи; жизненный цикл семьи; семейные комплексы (Эдипа, Электры, Каина); индивидуальные, семейные защитные механизмы; семейные объектные отношения, в том числе взаимоотношения, их типология по различным основаниям, отношения в различных подсистемах (супружеские, родительско-детские, родственно-семейные); семейное взаимодействие; роли в семье: психосексуальные (мужские, женские), традиционные в нуклеарной семье (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра), в расширенной семье (бабушка, дедушка, внук, внучка, дядя, тетя, свекр, свекровь, невестка, теща, тесть, зять и др.), неформальные роли (хозяин, лидер, ответственный за досуг и др.); любовные чувства, эмоции, отношения в семье (Эрос, Тана-тос); агрессивные чувства, эмоции; топографическая и структурная модели личности в семейном контексте - отношений и взаимодействий; развитие личности ребенка (стадии развития в классической инстинкт-теории З.Фрейда и объект-теориях); линии развития ребенка в процессе социализации (А.Фрейд, М.Кляйн, М.Малер); стили воспитания (конструктивные, зрелые и деструктивные, нарушенные); психология детской сексуальности (феномены, механизмы, закономерности); психология мужской, женской сексуальности (феномены, механизмы, закономерности). 
Как полагает К.Витакера (1998), известный специалист в области семейной психотерапии, развитие семьи, жизнь в семье осуществляется в динамике таких полюсов, как соприпадлежность и индивидуализация, разум и интуиция, роль и личность, контроль и импульс, общественная и личная жизнь, любовь и ненависть, безумие и хитрость, стабильность и изменения.

3. Семейная психоаналитическая психопатология

Основываясь на идеях современного психоанализа, семейной психологии, понимании нормы - патологии, трудных, нарушенных семейных отношений. 
В теории, на практике, научно-экспериментальной деятельности назрела необходимость более четкой дифференциации и выделения признаков семейных межличностных отношений по такому значимому основанию, как уровень их зрелости (гармонии, нормальности). Используя поуровневый подход (по горизонтали) между зрелыми и трудными отношениями, в реальности выделяются практически зрелые межличностные отношения, а между трудными и нарушенными - пограничные (преднарушенные) семейные отношения.                                                                Трудные семейные отношения (семейные трудности) - это негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых потребностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования.

Генерализованный  признак семейных трудностей выражается в неудовлетворенности или фрагментарной удовлетворенности базовыми потребностями членов семьи (или хотя бы одного из супругов) в процессе трудностей общения, неудовлетворенности браком, семейной жизнью в целом, назовем основные единичные признаки наряду с эмпирическими индикаторами трудных отношений:

1. Недостаточная психофизическая  совместимость, в том числе сексуальная супругов, негативное или неявное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом. Индикаторами психофизического показателя являются несоразмерность затрачиваемых усилий членами семьи для удовлетворения базовых потребностей, напряженность отношений, рассогласованность внутренних и внешних усилий, фрагментарность (в противоположность целостности) психоэнергетических связей, дискомфорт.

2. Недостаточная личностная  зрелость родителей,  детей (или только  супругов) в зависимости  от пола, возраста, ролевого места в семье. Индикаторы личностного показателя: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неуверенность, психическое напряжение, симптомы невротических реакций, неврозов; трудности поведения, акцентуированные черты; недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер члена семьи; неполная адаптивность в микросоциальных процессах; трудности саморегуляции состоянием, чувствами, поведением и др. 
3. Отсутствие взаимного стремления в удовлетворении базовых потребностей мужа, жены, детей со стороны супругов-родителей. Индикаторы межличностного мотивационного показателя: слабая удовлетворенность в индивидуальных физиологических, общих и специфических (мужских, женских) психологических, семейных ожиданиях и потребностях, слабое обеспечение потребности в развитии семейных отношений, семьи в целом.

4. Преобладание в  контактах, связях  внутри семьи негативных, деструктивных эмоций, чувств (Танатоса) наряду с позитивными, конструктивными эмоциями, чувствами (Эроса). Индикаторы межличностного эмоционального показателя: фрустрация, слабая эмоциональная привязанность, наличие чувств вины, безразличия, ненависти, враждебности, гнева, отвращения, одиночества, скуки, страхов, тревоги, а также беспокойства, разочарования, раздражения, нерешительности, злобы, нестабильности, нетерпения, страдания, хандры, неудовольствия и др. 
5. Когнитивное рассогласование в восприятии, понимании, совпадении ценностей супругов, родителей и детей. Индикаторы межличностного когнитивного показателя: различия в представлениях, видении себя, партнера, социального мира в целом, несовпадение когнитивных сценариев, неполное принятие другого как личности, слабый учет мнений других членов семьи и обмен различной информацией, несовпадение культурных, личных, семейных ценностных ориентации у членов семьи и др.

6. Ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность, слабая адаптивность в межличностном  поведении членов семьи. Индикаторы  межличностного поведенческого показателя: затрудненное распределение власти (ответственность жены, старшего ребенка за семью), скрытая или явная борьба за власть, различные модели общения в семье, привязанность, изменчивость, нормированность, недостаточная активность в действиях, нетерпимость к разногласиям, скрытность, неискренность, различия в общесемейных задачах, пессимизм, неуверенность в действиях, недостаточные волевые проявления и др. 
7. Затрудненный поиск методов, способов, видов решения различных проблем в процессе жизненного цикла семьи. Индикаторы динамического показателя: недостаточные знания в области видов семейной психологической помощи, недостаточное желание в зависимости от типа личности решать семейные проблемы, закрытость и замкнутость при столкновении с проблемами, сомнения в реализации методов, в обращении к специалисту, различные варианты динамики данных отношений (позитивной, негативной, застревающей) и др.

Нарушенные (дисгармоничные) семейные межличностные  отношения. Нарушенные семейные отношения - это дисгармоничные, бессистемные, нестабильные, препятствующие нормальному развитию семьи установки, ожидания, ориентации ее членов относительно друг друга, обусловленные крайней степенью неудовлетворенности их базовых потребностей в процессе нарушения общения на определенном этапе жизненного цикла семьи.

Информация о работе Психологический анализ семейных отношений