Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:42, научная работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Раздел I. Теоретический анализ неуспешности младших школьников……...5
1.1. Понятие неуспеваемости………………………………………………...5
1.2. Причины неуспеваемости. Группы психологических причин неуспеваемости…………………………………………………………...5
1.3. Пути преодоления неуспеваемости младших школьников…………....9
Вывод к I разделу……………………………………………………………....13
Раздел II. Практическая часть………………………………………………....14
2.1 Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе……………………………………………………………………...14
2.2 Использование методик при проведении уроков……………………...14
Вывод ко II разделу…………………………………………………………....15
Общий вывод………………………………………………………………..…16
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

индз.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Практическая часть.

2.1   Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе.

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0, нейтральный - 1, положительный -3 балла).

Вопросы анкеты:

Тебе нравится в школе или не очень?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе.

2.2   Использование методик при проведении уроков.

1. методика «Веселые картинки» (изучение непроизвольной памяти). Ученику показывалют одновременно двадцать картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по четыре-пять картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убираются, а ученика просят назвать те изображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получал один балл.

2. Методика «Лабиринт» (выявление степени развития аналитико-синтетической деятельности). Ученик с закрытыми глазами обводит пальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации, вырезанной в картоне. Задача состоит в том, чтобы представив себе эту фигуру, нарисовать ее затем на листе бумаги. Оценка качества выполненного рисунка зависет от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации.

3. Методика «Палочки» (выявление особенностей саморегуляции интеллектуальной деятельности). На листе бумаги в линейку ученику надо написать систему палочек и черточек между ними (I-II-III-I-II-III). Выполняя задания, ученик должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе не разрывать группу палочек, писать палочки через строчку. Наилучший результат оценивается 10 баллами.

4. Методика «Змейка» (изучение особенностей зрительно моторной координации). На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл. Для определения кратковременной памяти используется методика 10 слов - стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак (нормальный уровень 5-6 слов). Для определения смысловой памяти предлагаем запомнить пары слов (5 пар): шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь (называется 1-ое слово - ребенок вспоминает второе). Можно использовать тест НИИ дефектологии (выявить уровень словесно-логического мышления). I субъект. Осведомленность. «Выбери нужное слово и закончи предложение».

1. У сапога всегда есть… - шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет… - медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3. В году… - 24мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес..

4. Месяц зимы… - сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет… - соловей, аист, синица, страус, скворец.

6. Отец старше своего сына… - часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток… - год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У дерева всегда есть… - цветы, плоды, корень, листья, тень.

9. Время года… - август, осень, суббота, утро, каникулы.

10. Пассажирский транспорт… - комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Разработав и рассмотрев практическую часть данной темы можем сделать вывод, что анкетирование и методики при проведении уроков положительно способствуют выявлению причин неуспеваемости младших школьников и устранить причины возникновения этих причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Рассмотрев и изучив теоретическую и практическую часть материала данной темы, можем прийти к выводу, что сегодня мы имеем дело с ростом  неуспеваемости  школьников.

Поскольку  стопроцентный  показатель  уже  не  требуется,  то  каждая  школа пытается решить эту проблему по – своему. Нет единого понимания,  а  главное единой  стратегии.  А  ведь  причины  неуспеваемости,  как  и  средства   ее преодоления, остаются общими.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов.  Мировая  школа  накопила лишь два подхода к решению  этой  проблемы.  Первый  –  перевод  неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется  по  программам  с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый  год, то есть второгодничество.  Первый  подход  в  силу  ряда  причин  у  нас  не практикуется. Остается второгодничество,  которое  как  давно  показано,  не оправдывает  себя  ни  в  экономическом,  ни   в   психологическом,   ни   в педагогическом смысле.

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление  школьной  действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость   трактуется   как   несоответствие    подготовки   учащихся обязательным  требованиям  школы  в  усвоении  знаний,  развитии  умений   и навыков,  формировании  опыта  творческой   деятельности   и   воспитанности познавательных  отношений.  Мы  стремились  показать,   что   предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение  всех  ее элементов. Выдвигается понятие  «отставание»,  которым  характеризуется  как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные  и  разновременные невыполнения требований. Отставание предстает  как  невыполнение  требований учебного процесса.

Подробно изучив эту тему, я открыла для себя много нового и интересного, что наверняка пригодится в моей профессиональной деятельности. Я познакомилась с трудами выдающихся педагогов-новаторов. Я поняла, что именно мы, учителя, можем сделать так, чтобы наша школа не выпускала «брак», чтобы не было неуспевающих учеников. Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аверин В.А. "Психология детей и подростков", 2-е издание, "Издательство Михайлова В.А.", Санкт-Петербург, 1998.

2.  Битянова М.Р., Азарова т.В., Афанасьева Е.И., Васильева И.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.,1998.

3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.

4. Выгодский Л.С. "Мышление и речь"//Собрание сочинений: в 6 т. - М.: 1982.- Т.2. - С.273.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6 - ти т.. Т. - М.,1984.

6. Выготский Л.С. проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Избранные психологические исследования. - М.: Изд- во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1956.

7. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. - М.: Книжный дом "Университет", 2000.

8. Гильбух Ю.З. "Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия". Киев, 1993.

9. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972.

10. Дубравина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.,1991.

11. Дубровина И.В. "Рабочая книга школьного психолога". М., "Просвещение", 1991.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001.

13. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М., 1982.

14. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. "Учителю о психологии детей шестилетнего возраста" М., "Просвещение", 1989.

15. Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии. // Ярославский вестник. 1996. № 2.

16. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

17. Талызина Н.Ф. "Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя", М., "Просвещение", 1988, С.175.

 

 



Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников