Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:42, научная работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Раздел I. Теоретический анализ неуспешности младших школьников……...5
1.1. Понятие неуспеваемости………………………………………………...5
1.2. Причины неуспеваемости. Группы психологических причин неуспеваемости…………………………………………………………...5
1.3. Пути преодоления неуспеваемости младших школьников…………....9
Вывод к I разделу……………………………………………………………....13
Раздел II. Практическая часть………………………………………………....14
2.1 Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе……………………………………………………………………...14
2.2 Использование методик при проведении уроков……………………...14
Вывод ко II разделу…………………………………………………………....15
Общий вывод………………………………………………………………..…16
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

индз.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки  Украины

Харьковский национальный педагогический университет

имени Г.С. Сковороды

 

 

                                                                                           Кафедра психологии

 

 

 

 

Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса 21-и группы

факультета начального обучения

Колесник Людмила Юриевна

Проверила:

Колесник Н.А.

 

 

 

Харьков

2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Раздел I. Теоретический анализ неуспешности младших школьников……...5

1.1.           Понятие неуспеваемости………………………………………………...5

1.2.           Причины неуспеваемости. Группы психологических причин неуспеваемости…………………………………………………………...5

1.3.           Пути преодоления неуспеваемости младших школьников…………....9

Вывод к I разделу……………………………………………………………....13

Раздел II. Практическая часть………………………………………………....14

2.1        Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе……………………………………………………………………...14

2.2        Использование методик при проведении уроков……………………...14

Вывод ко II разделу…………………………………………………………....15

Общий вывод………………………………………………………………..…16

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в первый класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Цель исследования: выявление и описание причин школьной неуспеваемости у младших школьников общеобразовательной школы.

Из цели следуют задачи:

1) Раскрыть сущность неуспеваемости и причины ее возникновения.

2) Выделить основную группу факторов, формирующих различные причины школьной неуспеваемости учащихся общеобразовательной школы.

3) Оценить состояние различных сторон психической деятельности младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

4) Определить основные векторы реабилитационной работы с младшими школьниками учитывая различные причины школьной неуспеваемости.

Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.

Предмет исследования: учебная деятельность младших школьников.

Методы исследования: анализ психологической литературы, анализ медицинской и педагогической литературы, метод психологического эксперимента, представленный в виде тестов интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Теоретический анализ неуспеваемости младших школьников.

1.1  Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. [ 7; 5 ]

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых про­текает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддержи­вать стремление работать самостоятельно, творчески. [ 5;47 ]

2.2  Основываясь на результатах современных исследований, можно

утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Отмечается многообразие причин, порождающих школьную неуспешность. Так, выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.), так и

психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, нарушения физического и психологического здоровья и др.) [ 13; 14]

Медико-социологические исследования вскрывают следующие предпосылки этого явления: нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое, отражаясь на здоровье матери, приводит к различным дефектам организма у новорожденных; физические и эмоциональные перегрузки женщин в системе производственных и семейных отношений, которые отрицательно влияют на организм детей и на условия их жизни; рост алкоголизма, наркомании, создающих условия для рождения психически и физически неполноценного потомства, пагубно влияющих на жизнь детей в семье; низкая культура семейного воспитания вообще, возрастание числа неполных и неблагополучных семей. Совершенно очевидно, что неуспеваемость редко обусловлена только одной какой-то причиной, чаще это комплекс причин, возникающих одна за другой. [16; 85]

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, мы объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Среди психологических причин первой группы выделим следующие три:

• несформированность приёмов учебной деятельности;

• недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка;

• неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Рассмотрим особенности неуспевающих школьников, отличающихся несфомированностъю правильных приёмов учебной деятельности. Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Ребёнок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приёмам, он будет интуитивно находить их сам, и они не всегда будут правильными и эффективными (заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности).

Оставленные без внимания неправильные навыки и приёмы учебной работы, могут закрепиться и принести к стойкому отставанию школьника в учёбе. [5; 12]

Рассмотрим неуспевающих учащихся другого типа, характеризующихся недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для наблюдателя. Отсюда возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также и особенностям памяти и внимания. Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьников.

Согласно исследованием памяти и внимания неуспевающих учащихся было установлено, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми того же класса. Слабо успевающие ученики не имеют рациональных приёмов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Точно так же при выполнении специальных заданий на внимание (корректурная проба) неуспевающие учащиеся дают результаты не хуже тех, которые получают их товарищи по классу. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Неумение и нежелание активно мыслить - это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих, называемых Л.С. Славиной «интеллектуально пассивными». [ 12; 48]

Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Таким образом, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей. [ 17; 63]

Рассмотрим третью психологическую причину неуспеваемости – это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей, которые в отечественной психологии изучаются в связи с учением о типологических свойствах нервной системы.

Среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность как наиболее заметно влияющие на обучение. Отдельные учебные задачи, действия и ситуации признаны неодинаково трудными для лиц, различающихся по своим типологическим особенностям. В отдельных видах

учебных заданий и некоторых формах учебной деятельности могут выступать как сильные, так и слабые стороны учащихся с разными проявлениями основных свойств нервной системы. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформировались индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальными проявлениями типологических свойств – с другой. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя. Имея в виду вышесказанное, выделим и рассмотрим те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

■     длительная напряженная работа;

■ ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная или контрольная работа, когда на нее отводится ограниченное время;

■   ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;

■   работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа;

■    работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

■   работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);

■ работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику);

■    работа в шумной, неспокойной обстановке;

■ ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

А теперь выделим ситуации, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:

Информация о работе Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников