Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа
1. Краткое описание трудностей ребенка, феноменология проблемы.
2. Формулировка диагностических гипотез.
3. Способы проверки диагностических гипотез .
4. Результаты поведения диагностики и психологический диагноз.
5. Этапы консультативной работы с указанием использованных техник оказания психологической помощи
6. Формулировка рекомендаций для родителей
Приложение 3. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка - методика «Домики»
Девочка Анна, 6 лет
Задание 1.
зеленый | черный | коричневый | красный | синий | желтый |
Задание 2.
Задание 3.
Интерпретация.
1. Цветовые выборы: Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 6! – явные протестные реакции (черный цвет на втором месте, желтый на шестом, а синий на пятом) и выраженный стресс вызванный неудовлетворением потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным и коричневым цветом социальных объектов во втором и третьем задании указывают на возможные факторы, вызывающие стресс «доброта», «играем», «мама и папа».
2. Эмоциональная сфера недифференцирована. Амбивалентны, недифференцированны социальные эмоции «доброта - горе», «справедливость-ссора». «Счастье» находится на низком рейтинговом месте (5-е место в цветовом ряде), также «восхищение» и «дружба (6-е место в цветовом ряде). Кроме того, актуализированы: негативные полюса - «ссора», «злоба», «обида», в меньшей степени «горе»; позитивный полюс – «справедливость», «доброта».
Ярко выражены деформации в системе личностных отношений, базового комфорта и благополучия, потенциальной агрессии и познания мира. «Справедливость» и «доброта» выступают как ценности, но актуализированы состояния ссоры, злобы, обиды.
3. Социальная сфера деятельности – Анализ цветовых выборов показывает на то, что у Ани сформировано позитивное отношение к наблюдениям за природой. Отмечены протестные реакции в отношении детского сада. Вызывает тревогу собственный выбор ребенка «мама и папа» и «игра» обозначенные черным цветом и свидетельствующие о выраженной протестной реакции.
Приложение 4. Тест "Анализ семейных взаимоотношений"
Татьяна Юрьевна, 1983 г.р.
Результаты:
Гиперпротекция | 7 |
Гипопротекция | 3 |
Потворствование | 5 |
Игнорирование потребностей ребенка | 3 |
Чрезмерность требований обязанностей | 2 |
Недостаточность требований обязанностей ребенка | 4 |
Чрезмерность требований запретов | 2 |
Недостаточность требований запретов | 3 |
Чрезмерность санкций | 2 |
Минимальность санкций | 3 |
Неустойчивость стиля воспитания | 4 |
Расширение сферы родительских чувств | 4 |
Предпочтение в подростке детских качеств | 2 |
Воспитательная неуверенность родителя | 5 |
Фобия утраты ребенка | 5 |
Неразвитость родительских чувств | 2 |
Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств | 3 |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания | 1 |
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола предпочтение женских качеств | 1 |
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола предпочтение мужских качеств | 2 |
Диагностируются нарушения:
- Гиперпротекция
- Недостаточность требований-обязанностей ребенка
- Недостаточность требований-запретов
- Патологические стили воспитания не выявлены
Интерпретация:
Особенности процесса воспитания
Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Адекватное удовлетворение потребностей ребенка. Можно говорить, что родители правильно учитывают потребности ребенка и стремятся в достаточной мере их удовлетворить, не проявляя, однако, избыточной заботы и потворства ребенку.
Недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.
Недостаточность требований-запретов к ребенку. В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого типа.
Адекватность санкций. Родители могут применять разные способы наказания и менять их в соответствии с необходимостью санкций и тяжестью проступка.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании
Воспитательная неуверенность родителя. Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации" минимум требований - максимум прав". Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель. В одних случаях "слабое место" обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других - определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство "неоплатного должника", что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей - признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
Информация о работе Психологический анализ консультативного случая