Психологический анализ консультативного случая

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

1. Краткое описание трудностей ребенка, феноменология проблемы.
2. Формулировка диагностических гипотез.
3. Способы проверки диагностических гипотез .
4. Результаты поведения диагностики и психологический диагноз.
5. Этапы консультативной работы с указанием использованных техник оказания психологической помощи
6. Формулировка рекомендаций для родителей

Работа содержит 1 файл

КР Психологический анализ консультативного случая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Приложение 3. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка - методика «Домики»

Девочка Анна, 6 лет



Задание 1.

зеленый

черный

коричневый

красный

синий

желтый

Задание 2.

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация.

1.      Цветовые выборы: Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 6! – явные протестные реакции (черный цвет на втором месте, желтый на шестом, а синий на пятом) и выраженный стресс вызванный неудовлетворением потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным и коричневым цветом социальных объектов во втором и третьем задании указывают на возможные факторы, вызывающие стресс «доброта», «играем», «мама и папа».

2.      Эмоциональная сфера недифференцирована. Амбивалентны, недифференцированны социальные эмоции «доброта - горе», «справедливость-ссора». «Счастье» находится на низком рейтинговом месте (5-е место в цветовом ряде), также «восхищение» и «дружба (6-е место в цветовом ряде). Кроме того, актуализированы: негативные полюса - «ссора», «злоба», «обида», в меньшей степени «горе»; позитивный полюс – «справедливость», «доброта».

Ярко выражены деформации в системе личностных отношений, базового комфорта и благополучия, потенциальной агрессии и познания мира. «Справедливость» и «доброта» выступают как ценности, но актуализированы состояния ссоры, злобы, обиды.

3.      Социальная сфера деятельности – Анализ цветовых выборов показывает на то, что у Ани сформировано позитивное отношение к наблюдениям за природой. Отмечены протестные реакции в отношении детского сада. Вызывает тревогу собственный выбор ребенка «мама и папа» и «игра» обозначенные черным цветом и свидетельствующие о выраженной протестной реакции.

Приложение 4. Тест  "Анализ семейных взаимоотношений"

Татьяна Юрьевна, 1983 г.р.

   Результаты:

Гиперпротекция

7

Гипопротекция

3

Потворствование

5

Игнорирование потребностей ребенка

3

Чрезмерность требований обязанностей

2

Недостаточность требований обязанностей ребенка

4

Чрезмерность требований запретов

2

Недостаточность требований запретов

3

Чрезмерность санкций

2

Минимальность санкций

3

Неустойчивость стиля воспитания

4

Расширение сферы родительских чувств

4

Предпочтение в подростке детских качеств

2

Воспитательная неуверенность родителя

5

Фобия утраты ребенка

5

Неразвитость родительских чувств

2

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств

3

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

1

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола предпочтение женских качеств

1

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола предпочтение мужских качеств

2

Диагностируются нарушения:

-         Гиперпротекция

-         Недостаточность требований-обязанностей ребенка

-         Недостаточность требований-запретов

-         Патологические стили воспитания не выявлены

 

Интерпретация:

Особенности процесса воспитания

     Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

     Адекватное удовлетворение потребностей ребенка. Можно говорить, что родители правильно учитывают потребности ребенка и стремятся в достаточной мере их удовлетворить, не проявляя, однако, избыточной заботы и потворства ребенку.

     Недостаточность требований-обязанностей ребенка. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь  ребенка  к  какому-либо делу  по дому.

     Недостаточность требований-запретов к ребенку.    В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка  и, особенно,  неустойчивого типа.

     Адекватность санкций. Родители могут применять разные способы наказания и менять их в соответствии с необходимостью санкций и тяжестью проступка.

     Психологические причины отклонений в семейном воспитании

     Воспитательная неуверенность родителя. Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо  просто пониженный  уровень  требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации" минимум требований - максимум прав". Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный,  винящий себя  во всех  неудачах с ним, родитель. В одних случаях "слабое место" обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других - определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство "неоплатного должника", что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей - признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов  уступить  им.



Информация о работе Психологический анализ консультативного случая