Психологический анализ консультативного случая

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

1. Краткое описание трудностей ребенка, феноменология проблемы.
2. Формулировка диагностических гипотез.
3. Способы проверки диагностических гипотез .
4. Результаты поведения диагностики и психологический диагноз.
5. Этапы консультативной работы с указанием использованных техник оказания психологической помощи
6. Формулировка рекомендаций для родителей

Работа содержит 1 файл

КР Психологический анализ консультативного случая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


19-010

 

 

Психологическое консультирование:

от диагностики к путям решения проблем

 

 

 

 

 

Итоговая работа

Тема: «Психологический анализ консультативного случая»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Иванова Оксана Викторовна

Идентификатор: 101-152-048

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2012год -

 

 

1.   Краткое описание трудностей ребенка, феноменология проблемы. В психологическую службу центра «Елена» обратилась мама с дочерью, сформулировав следующую причину обращения: агрессивность и ревность старшей дочери Ани, 6 лет по отношению к  младшей дочери Маши, 3-х месяцев (ревность в отношении сиблинга).

2.   Формулировка диагностических гипотез (не менее трех):

−        неэффективный стиль воспитания ребенка;

−        неконструктивный стиль межличностного общения с ребенком;

−        искажение жизненного стиля и нарушения в основных блоках системы личностных отношений;

−        эмоциональная неустойчивость и нестабильность (тревожность, напряженность, импульсивность).

3.   Способы проверки диагностических гипотез (описание использованных методик (с указанием авторов) и\или другие способы проверки гипотез: 

Феноменология

Возможные психологические причины

Способы проверки

Ревность в отношении сиблинга, агрессивное поведение, непослушание родителей

Неэффективный стиль воспитания ребенка (реализация мамой воспитания по типу «потворствующей гиперпротекции»)

тест (компьютерная обработка) - «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (автор – Эйдемиллер Э.Г.);

Неконструктивный стиль межличностного общения с ребенком

проективная методика  «Рисунок семьи»;

тест «Цветовых взаимоотношений» (автор – М. Эткинда);

Эмоциональная неустойчивость и нестабильность

(тревожность, напряженность, импульсивность)

цветовой тест Люшера (компьютерная обработка)

Искажение жизненного стиля и нарушения в основных блоках системы личностных отношений

методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» Ореховой О.А.

4.   Результаты поведения диагностики и психологический диагноз (можно приложить протоколы исследования и\или рисунки – см. Приложения):

4.1. Эмоциональное состояние ребенка

                  Нервно-психическое состояние скорее плохое. Свидетельствует о несколько повышенном уровне нервно-психического неблагополучия обследуемого: повышенной утомляемости, неуравновешенности, наличии негативных эмоциональных переживаний. Личностные проблемы и межличностные конфликты, вероятно, достаточно глубоки и продолжительны. Ориентация на энергозатраты. Повышенная мобилизованность, активированность, возбуждение. Не желает ни в чем участвовать, стремится избегать каких бы то ни было воздействий. Пришлось многое вытерпеть, это утомило и опустошило его. В настоящее время стремится к «отгороженности» и «невовлеченности». Придает большое значение переживаниям, поэтому ее хорошее самочувствие зависит от гармонии в близких отношениях. Возбудимость, восприимчивость. Стремится действовать свободно, беспрепятственно, игнорирует ограничения и запреты, которые не соответствуют его убеждениям.

                  Влияние домашних условий на состояние обследуемой – Нуждается в отношениях, исполненных близости и понимания или хотя бы каком-нибудь средстве удовлетворить желание ощутить свою идентификацию с кем-либо, и требует, если не первого, то второго. Чувствует себя несчастной из-за сопротивления, на которое она наталкивается всякий раз, когда пытается отстаивать свои права. Полагает, однако, что она может мало, что изменить, и что она должна использовать наилучшим образом ситуацию, как она есть. Эмоциональная неудовлетворенность и недостаток признания послужили причиной стресса и чрезмерных самоограничений. Считает, что прежде чем существующее положение дел может быть улучшено, она должна заручиться сотрудничеством других. Недостаток понимания и признания заставляет ее думать, что никакой "настоящий" союз невозможен, а неудовлетворенность делает ее повышенно чувствительной; она хочет чувствовать себя более уверенной. Он хотела бы освободиться от того, что сейчас представляется ей как угнетающая обуза и заново "восстановить" свою индивидуальность. Самоограничения в сфере эмоциональнных отношений мешают ей отдавать себя, однако, изоляция, к которой это приводит, вызывает у нее желание "уступить" и позволить себе слиться с другими. Это ее беспокоит, т.к. она рассматривает подобные инстинкты как слабость, которую следует преодолеть - она считает, что утвердить себя как личность она может только путем постоянного самоконтроля, что только это позволит ей, несмотря на настоящие трудности, сохранить свои позиции. Коротко: эмоциональная неудовлетворенность, вызванная недостатком признания и чрезмерными самоограничениями. Тревога и беспокойное недовольство - либо обстоятельствами, либо неудовлетворенными эмоциональными потребностями вызвали напряжение и стресс. 

   Влияние  атмосферы в д/с на состояние обследуемой – Взаимоотношения с окружающими в д/с редко отвечают ее высоким эмоциональным ожиданиям и ее потребности, чтобы с ней носились; это приводит к разочарованию (часто бывает это характерным для фиксации либо сильной привязанности, либо обиды). Считает, что ее недооценивают, и находит сложившуюся ситуацию угрожающей. Ищет для себя признания и уважения со стороны окружающих, чтобы это компенсировало недостаток единомышленников, с которыми она могла бы объединиться и упрочить свою безопасность. Самоограничения в сфере чувственности делают для нее трудным отдавать себя; однако, изоляция, к которой это приводит, вызывает у нее желание сдаться и слиться с другими. Это ее беспокоит, т.к. в подобных инстинктах она видит слабость, которую нужно преодолеть; она полагает, что лишь таким путем она сможет выстоять против трудностей сложившейся ситуации. Хочет, чтобы в ней видели желательного союзника, и восхищались бы ее личными качествами. Коротко: неуверенность, вызванная недостатком союзников (друзей).

4.2.     Межличностные взаимоотношения:

4.2.1. Детско-родительские и внутрисемейные отношения: Атмосфера в семье эмоционально напряженная, трудности в общении, иногда даже уход от общения и негативизм. Разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними. Конфликтные отношения в семье. Вербальная агрессия. Слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях. Диагностируются нарушения в в системе воспитания: гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей ребенка и требований-запретов.

      Мать воспринимается обследуемой как человек – активный по натуре, эмоциональный, с сильным, волевым характером и с отношениями у ребенка с ней – активные, энергичные, конкурирующие, оперативные, динамичные. Внешне настойчивые, временами экспансивные или переходящие на повышенные тона.  Но часто открытость и легкость в общении сменяется непоследовательностью действий и нетерпеливостью. Такие отношения у обоих вызывают напряжение и усталость. Диагностируется конфликт на фоне несправедливости матери по отношению к ребенку (с позиции восприятия дочери).

      Отец воспринимается обследуемой как  человек – внешне спокойный, упорядоченный, организованный, зачастую замкнут и неохотно идёт на эмоциональный контакт, хотя старается играть роль «правильного» человека, старается выглядеть незаметным, уходит от близких эмоциональных контактов, способных вывести его из неустойчивого равновесия. Отношения у него с дочерью – спокойные, уравновешенные, зачастую с полной формализацией. Нет творческого поиска, фантазии (всё идёт так, как положено). Не поощряется повышенная эмоциональность, что-то необычное, не принятое в обществе. В восприятии ребенка папа ассоциируется со злостью, страхом, обидой)

      Сестра воспринимается обследуемой, как шумный и беспокойный человек. В восприятии Анны  сестра пока еще не вызывает ни каких эмоций  не положительных, ни отрицательных, но нервозная обстановка вызывает у нее напряжение и усталость.

      Самооценка – Себя воспринимает Аня, как человека  с одной стороны – чувствительного, тонкого, эмоционального, по характеру доброго и отзывчивого, умеющего сопереживать, но временами обидчивую, нерешительную и склонную замыкаться в себе. С другой стороны – по натуре своенравную, действующую безрассудно, опрометчиво, полностью разочаровавшуюся в своём окружении и не видит выхода в создавшейся ситуации, но настойчиво действует в защиту своих прав, временами неадекватно, отгорожено от окружающих людей, скептически оценивая обстановку, нигилистична, упряма в своих взглядах, хотя чувствует, что многое идёт не так, как надо.

4.3. Диагностируются нарушения в основных блоках системы личностных отношений:

4.3.1 Деформирован основной блок базового комфорта и благополучия – известно, что наиболее остро счастье переживается, когда потребности человека удовлетворяются при оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций, а у Анны отрицательные эмоции преобладают над положительными, поэтому в данном блоке наблюдаются блокировки.

4.3.2. Ярко выражена блокировка в блоке взаимоотношений или межличностного взаимодействия – известно, что коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желании делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения, то в то же время ссора может рассматриваться как стресс (кратковременный или долговременный), когда человек подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления. У Анны блокировка в этом блоке возникла по причине, неудовлетворения потребности в общении, а именно внимании, понимании, уважении и поддержке.

4.3.3. Деформирован блок личностного роста – Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, имеет место обман и неблагодарность.  В основе этого чувства лежит механизм неподтвержденного ожидания относительно значимых людей. У Ани эмоциональная система дифференцирована не полностью, что выражено в несформированности социальной эмоции «справедливости» как ценности на основании обобщении негативного опыта. При этом формируются механизмы психологической защиты, препятствующие личностному развитию

Вывод: Диагностируется эмоциональная неустойчивость - повышенная напряженность, раздражительность, высокий уровень тревожности, актуализация фобии (диптерофобия – боязнь мух). Диагностируются нарушения в основных блоках системы личностных отношений - базового комфорта и благополучия, взаимоотношений и личностного роста. Диагностируются нарушения детско-родительских отношений – социальная неумелость, потворствующая гиперпротекция, недостаточность обязанностей и запретов к ребенку.

5.   Этапы консультативной работы с указанием использованных техник оказания психологической помощи (интерпретация, рекомендации и др.).

Знакомство с клиентом и начало беседы. Далее встретившись лицом к лицу с клиентом после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог, с внимательным и доброжелательным выражением лица (улыбнувшись клиенту), обратился к нему.

Психолог: Я рада видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом, как для вас, так и для меня. Прежде всего, давайте познакомимся поближе. Меня зовут Оксана Викторовна. А как вас зовут?

Мать: меня зовут Татьяна Юрьевна (выглядела взволнованно и устало).

Девочка: меня зовут Аня (внешне выглядела несколько напряженной и растерянной).

Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

Психолог: Какие проблемы вас беспокоят?

Мать: Меня беспокоит агрессивное и ревнивое поведение моей старшей дочери Анны в отношении младшей Маши. Иногда я испытываю чувство страха за младшую дочь, так как поведение Анны часто стало выходить из под контроля. Мне хотелось, чтобы мы стали жить дружно как прежде, Анна была бы мне помощницей.

Психолог: Аня, а тебя что волнует?

Аня: Меня беспокоит, что я не могу сдержаться, когда вижу, что мама с папой проводят больше времени с Машей, я знаю, что она маленькая, но мне часто не хватает внимания мамы и папы.

Психолог: Для того чтобы более подробнее изучить возникшую у вас проблему, необходимо в начале пройти тестирование для выявления причин возникновения такого поведения и тогда можно будет помочь научиться контролировать свое поведение и правильно общаться с дочерью, выработав в себе внутренние регуляторы поведения. Вы согласны?

Мать: Да.

Аня: Да

Далее было проведено диагностическое обследование девочки (мама на этом этапе было предложено пройти в соседний кабинет и пройти тестирование на компьютере АСВ, и тем самым дать возможность ребенку открыться).

Информация о работе Психологический анализ консультативного случая