Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа
1. Краткое описание трудностей ребенка, феноменология проблемы.
2. Формулировка диагностических гипотез.
3. Способы проверки диагностических гипотез .
4. Результаты поведения диагностики и психологический диагноз.
5. Этапы консультативной работы с указанием использованных техник оказания психологической помощи
6. Формулировка рекомендаций для родителей
Коррекционное воздействие.
Психолог: Аня ты бы хотела научиться контролировать свой гнев и дружно общаться со своими родителями и сестренкой?
Аня: Да.
Затем была оказана первичная психологическая помощь, в процессе которой она имела возможность снять имеющееся напряжение и обучиться контролировать агрессию. Психологическая помощь оказывалась в темной сенсорной комнате. С этой целью использовались следующие приемы: медитация визуализация «Облачко», оборудование сенсорной комнаты, игра «Превращение» (здесь была обыграна семейная ситуация «мамина помощница» и «волшебная сила», благодаря которой она станет внимательной послушной и сможет помочь и себе и сестренке когда попросит мама). Также обучена следующим упражнениям: три глубоких вдоха и выдоха, посчитать про себя до десяти и обратно, выпить воды (если есть возможность); смять лист бумаги, не ведущей рукой, представляя себе обидчика, затем после того как лист смят со всей силой выбросить его в мусорную корзину.
Психолог: Как твое настроение? После этого упражнения тебе стало легче?
Аня: Да, я сейчас чувствую себя хорошо, мне немного стало легче.
(Ане на этом этапе было предложено подождать в холе и по рассматривать детскую книгу, чтобы снизить и без того возросшую у него тревожность. Далее беседа продолжалась только с матерью.)
Психолог: Как вы считаете, как вы думаете какими способами изменить поведение вашей старшей дочери?
Мать: Я думаю, что мне необходимо находить время для общения с ней одной, чтобы она как прежде чувствовала свою значимость.
Завершение беседы.
Психолог: Подводя итог сегодняшней встречи, можно ли сказать, что вас тревожит агрессивно-ревнивое поведение дочери. В процессе беседы я увидела то, что вы уже сейчас видите причины проблемного поведения Ани и готовы к дальнейшей работе над собой и своими взаимоотношениями с дочерью.
Мама: Да, это так, и я готова набраться терпения в работе над собой и воспитание дочери (при этом она сделала в середине фразы глубокий вдох и выдох).
Психолог: Можно пригласить Аню зайти.
Психолог: На сегодня наша консультация подошла к завершению. Следующую консультацию назначим через неделю. До свидания, Аня. До свидания, Татьяна Юрьевна.
На этом первая консультационная встреча была завершена, с назначением даты и точного времени следующей.
На следующей консультации мама была познакомлена с результатами тестирования и письменными рекомендациями как необходимо вести себя, когда возникает такая проблема. Также было проведено еще одно занятие в сенсорной комнате совместно с мамой и дочерью, после которого ситуация в отношениях стабилизировалась.
Консультативная работа с мамой (проанализируйте консультативный случай с использованием одного из трех теоретических подходов (с точки зрения адлеровского подхода).
Цель ребенка | Потребность в общении. Ребенок нуждается в контакте с мамой и папой. Удовлетворить потребность в понимании, уважении, признании и уважении. |
Факты | Ребенок не слушается, ведет себя агрессивно в отношении окружающих, кричит, дерется. Проявляет чувство ревности и агрессии, когда видит маму с младшей сестрой, говорит маме, что она ее любит больше и т.д. |
Неправильная установка ребенка | Я существую, имею значение для мамы с папой, только тогда когда на меня обращают внимание, я болею, или меня обслуживают. |
Реакция взрослого | Действия: замечания, выговоры, а может физическая и вербальная агрессия либо желание отгородиться от всей этой ситуации. Чувства: Раздражение, гнев, боль, опустошение, негодование Реакция: напоминать, договариваться. Если ты будешь слушаться, я разрешу сходить к бабушке в «Островок» |
Реакция ребенка | Временно прекращается или имеет еще более бурную реакцию, в обеих реакциях ребенка имеется повторение. |
Принципы предотвращения | Переориентация поведения ребенка. Необходимо перераспределить время проведения с дочерью Аней и Машей для мамы и папы. Пересмотреть систему наказания и поощрения. Внутрисемейное распределение обязанностей по дому среди всех членов семьи, способных совершать самостоятельную деятельность |
6. Формулировка рекомендаций для родителей (не менее пяти).
1. Переориентации поведения ребенка:
− Обсуждать со старшим ребенком проблему. Но не нужно прямых объяснений: «Она – маленькая, ты – большая. Поэтому ты должна…» Проговаривайте ситуацию вслух: «Ты злишься на сестренку. Тебе грустно. Мы с папой очень заняты… Но честно-честно: мы тебя очень любим. Ведь ты наш первый ребенок».
− Можно рассказать сказку о зайчонке, который сначала не любил сестричку, не хотел с ней играть на лужайке, а потом она подросла, стала ему лучшим другом и помогла победить злого серого волка.
− Чтобы решить проблему ревности, понадобится содействие самого ребенка. Поэтому необходимо привлекать её к активному сотрудничеству.
− Приобретая что-либо младшему, не забывать о старшем.
− Подчеркивать, что с игрушками младшенькой ей можно играть, хотя она не обязана отдавать свои взрослые штучки ей «на растерзание».
− Кроме того, организуйте для неё неприкосновенную территорию, куда младшим вход без разрешения воспрещен.
− Давайте ребенку возможность почувствовать свою значимость. Хвалите за то, что он лучше всех играет с младшей сестричкой, умеет говорить на «младенческом» языке, замечательно выполняет поручения. Вскоре первенец будет гордиться, что смог утешить младенца или поменять ему подгузник. Только не превращайте своего добровольного помощника в бесплатную няню. Приветствуется то, что делается с охотой!
− Делать дочерью все то, что делали до появления второго ребенка, читайте книги, рисуйте, играйте в куклы и т.д.
Приложение 1. Рисунок семьи.
Девочка Анна, 6 лет
Ответы на вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован? Ответ: Я (1), папа (2), мама (3), Маша (4). Мама сейчас она строгая, папа строгий, а я грустная стаю плачу, Маша на руках у мамы.
2. Где они находятся? Ответ: в домике.
3. Что они делают? Кто это придумал? Ответ: Они меня собрались ругать. Иногда папа меня бьёт ремнем, а когда слушаюсь жалеет.
4. Им весело или скучно? Почему? Ответ: Грустно, мы ругаемся.
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Ответ: Мама.
6. Кто из них самый несчастный? Почему? Ответ: Я, меня бьют, за то, что я вредничаю, и так всегда.
Решение ситуаций:
1. Представь себе, что ты имеешь два билета на цирк. Кого бы ты позвала с собой? Ответ: маму.
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? Ответ: мама.
3. Ты строишь дом из конструктора, и тебе не везет, кого ты позовешь на помощь? Ответ: маму.
4. Ты имеешь два билета на интересный фильм, кто останется дома? Ответ: Я.
5. Представь себе, что ты попала на необитаемый остров, с кем бы ты хотела там жить? Ответ: с мамой.
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо, кто не будет играть? Ответ: папа.
Мама всегда меня просит: «Аня, ложись спать!». А я не ложусь спать, не слушаюсь. Бабушка работает в «Островке», мама меня не пускает, потому что я не слушаюсь. Мама хочет уйти от нас в другой дом, потому что мы её не слушаемся. И папа вчера ушёл в боулинг, мама очень плакала. Мама играет со мной, когда я слушаюсь. Она меня щекочет, называет «Зайкой», а когда нет, обзывает. Я боюсь мух, а меня отправляют на балкон. Вот такая я у нас плохая жизнь.
Приложение 3. ЦТО
Девочка Анна, 6 лет
Список лиц и понятий, имеющих значение для ребенка | № цвета |
Мама | 1 |
Папа | 7 |
Я сама | 5 |
Сестра | 4 |
Семья | 3 |
Дом | 6 |
Друг | 2 |
Враг | 7 |
Радость | 5 |
Грусть, печаль | 3 |
Доброта | 5 |
Злость, гнев | 7 |
Дружба | 3 |
Ссора | 1 |
Интерес, удивление | 2 |
Скука, тоска | 0 |
Справедливость | 1 |
Обида | 7 |
Страх | 7 |
Смелость | 3 |
Усталость | 2 |
Бодрость | 6 |
Список лиц и понятий, имеющих значение для ребенка | Место цветового выбора | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Мама | 7 | 3 | 6 | 0 | 1 | 5 | 4 | 2 | |
Папа | 7 | 5 | 2 | 0 | 3 | 6 | 1 | 4 | |
Сестра | 6 | 5 | 3 | 2 | 4 | 1 | 7 | 0 | |
Я сама | 7 | 6 | 4 | 2 | 0 | 5 | 1 | 3 | |
Такая, какой хочу стать | 5 | 3 | 4 | 2 | 0 | 7 | 6 | 1 | |
Мое настроение дома | 2 | 5 | 4 | 0 | 1 | 7 | 6 | 3 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ранжирование цветов в порядке предпочтения | 1 серия | 5 | 0 | 1 | 4 | 6 | 3 | 2 | 7 |
2 серия | 2 | 0 | 3 | 1 | 4 | 6 | 5 | 7 |
Информация о работе Психологический анализ консультативного случая