Психологический анализ консультативного случая

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

1. Краткое описание трудностей ребенка, феноменология проблемы.
2. Формулировка диагностических гипотез.
3. Способы проверки диагностических гипотез .
4. Результаты поведения диагностики и психологический диагноз.
5. Этапы консультативной работы с указанием использованных техник оказания психологической помощи
6. Формулировка рекомендаций для родителей

Работа содержит 1 файл

КР Психологический анализ консультативного случая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Коррекционное воздействие.

Психолог: Аня ты бы хотела научиться контролировать свой гнев и дружно общаться со своими родителями и сестренкой?

Аня: Да.

Затем была оказана первичная психологическая помощь, в процессе которой она имела возможность снять имеющееся напряжение и обучиться контролировать агрессию. Психологическая помощь оказывалась в темной сенсорной комнате. С этой целью использовались следующие приемы: медитация визуализация «Облачко», оборудование сенсорной комнаты, игра «Превращение» (здесь была обыграна семейная ситуация «мамина помощница» и «волшебная сила», благодаря которой она станет внимательной послушной и сможет помочь и себе и сестренке когда попросит мама). Также обучена следующим упражнениям: три глубоких вдоха и выдоха, посчитать про себя до десяти и обратно, выпить воды (если есть возможность); смять лист бумаги, не ведущей рукой, представляя себе обидчика, затем после того как лист смят со всей силой выбросить его в мусорную корзину. 

Психолог: Как твое настроение? После этого упражнения тебе стало легче?

Аня: Да, я сейчас чувствую себя хорошо, мне немного стало легче.

(Ане на этом этапе было предложено подождать в холе и по рассматривать детскую книгу, чтобы снизить и без того возросшую у него тревожность. Далее беседа продолжалась только с матерью.)

Психолог: Как вы считаете, как вы думаете какими способами изменить поведение вашей старшей дочери?

Мать: Я думаю, что мне необходимо находить время для общения с ней одной, чтобы она как прежде чувствовала свою значимость.

Завершение беседы.

Психолог: Подводя итог сегодняшней встречи, можно ли сказать, что вас тревожит агрессивно-ревнивое поведение дочери. В процессе беседы я увидела то, что вы уже сейчас видите причины проблемного поведения Ани и готовы к дальнейшей работе над собой и своими взаимоотношениями с дочерью.

Мама: Да, это так, и я готова набраться терпения в работе над собой и воспитание дочери (при этом она сделала в середине фразы глубокий вдох и выдох).

Психолог: Можно пригласить Аню зайти.

Психолог: На сегодня наша консультация подошла к завершению. Следующую консультацию назначим через неделю. До свидания, Аня.  До свидания, Татьяна Юрьевна.

На этом первая консультационная встреча была завершена, с назначением даты и точного времени следующей.

На следующей консультации мама была познакомлена с результатами тестирования и письменными рекомендациями как необходимо вести себя, когда возникает такая проблема. Также было проведено еще одно занятие в сенсорной комнате совместно с мамой и дочерью, после которого ситуация в отношениях стабилизировалась.

Консультативная работа с мамой (проанализируйте консультативный случай с использованием одного из трех теоретических подходов (с точки зрения  адлеровского подхода).

Цель ребенка

Потребность в общении. Ребенок нуждается в контакте с мамой и папой. Удовлетворить потребность в понимании, уважении, признании и уважении.

Факты

Ребенок не слушается, ведет себя агрессивно в отношении окружающих, кричит, дерется. Проявляет чувство ревности и агрессии, когда видит маму с младшей сестрой, говорит маме, что она ее любит больше и т.д.

Неправильная установка ребенка

Я существую, имею значение для мамы с папой, только тогда когда на меня обращают внимание, я болею, или меня обслуживают.

Реакция взрослого

Действия: замечания, выговоры, а может физическая и вербальная агрессия либо желание отгородиться от всей этой ситуации.

Чувства: Раздражение, гнев, боль, опустошение, негодование

Реакция:  напоминать, договариваться. Если ты будешь слушаться, я разрешу сходить к бабушке в «Островок»

Реакция ребенка

Временно прекращается или имеет еще более бурную реакцию, в обеих реакциях ребенка имеется повторение.

Принципы предотвращения

Переориентация поведения ребенка.

Необходимо перераспределить время проведения с дочерью Аней и Машей для мамы и папы.

Пересмотреть систему наказания и поощрения.

Внутрисемейное распределение обязанностей по дому среди всех членов семьи, способных совершать самостоятельную деятельность

6.   Формулировка рекомендаций для родителей (не менее пяти).

1. Переориентации поведения ребенка:

−         Обсуждать со старшим ребенком проблему. Но не нужно прямых объяснений: «Она – маленькая, ты – большая. Поэтому ты должна…» Проговаривайте ситуацию вслух: «Ты злишься на сестренку. Тебе грустно. Мы с папой очень заняты… Но честно-честно: мы тебя очень любим. Ведь ты наш первый ребенок».

−         Можно рассказать сказку о зайчонке, который сначала не любил сестричку, не хотел с ней играть на лужайке, а потом она подросла, стала ему лучшим другом и помогла победить злого серого волка.

−         Чтобы решить проблему ревности, понадобится содействие самого ребенка. Поэтому необходимо привлекать её к активному сотрудничеству.

−         Приобретая что-либо младшему, не забывать о старшем. 

−         Подчеркивать, что с игрушками младшенькой ей можно играть, хотя она не обязана отдавать свои взрослые штучки ей «на растерзание».

−         Кроме того, организуйте для неё неприкосновенную территорию, куда младшим вход без разрешения воспрещен.

−         Давайте ребенку возможность почувствовать свою значимость. Хвалите за то, что он лучше всех играет с младшей сестричкой, умеет говорить на «младенческом» языке, замечательно выполняет поручения. Вскоре первенец будет гордиться, что смог утешить младенца или поменять ему подгузник. Только не превращайте своего добровольного помощника в бесплатную няню. Приветствуется то, что делается с охотой!

−        Делать дочерью все то, что делали до появления второго ребенка, читайте книги, рисуйте, играйте в куклы и т.д.

 

 

 

 

Приложение 1. Рисунок семьи.

Девочка Анна, 6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы:

1.      Скажи, кто тут нарисован? Ответ: Я (1), папа (2), мама (3), Маша (4). Мама сейчас она строгая, папа строгий, а я грустная стаю плачу, Маша на руках у мамы.

2.      Где они находятся? Ответ: в домике.

3.      Что они делают? Кто это придумал? Ответ: Они меня собрались ругать. Иногда папа меня бьёт ремнем, а когда слушаюсь жалеет.

4.      Им весело или скучно? Почему? Ответ: Грустно, мы ругаемся.

5.      Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Ответ: Мама.

6.      Кто из них самый несчастный? Почему? Ответ: Я, меня бьют, за то, что я вредничаю, и так всегда.

Решение ситуаций:

1.      Представь себе, что ты имеешь два билета на цирк. Кого бы ты позвала с собой? Ответ: маму.

2.      Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? Ответ: мама.

3.      Ты строишь дом из конструктора, и тебе не везет, кого ты позовешь на помощь? Ответ: маму.

4.      Ты имеешь два билета на интересный фильм, кто останется дома? Ответ: Я.

5.      Представь себе, что ты попала на необитаемый остров, с кем бы ты хотела там жить? Ответ: с мамой.

6.      Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо, кто не будет играть? Ответ: папа.

Мама всегда меня просит: «Аня, ложись спать!». А я не ложусь спать, не слушаюсь. Бабушка работает в «Островке», мама меня не пускает, потому что я не слушаюсь. Мама хочет уйти от нас в другой дом, потому что мы её не слушаемся. И папа вчера ушёл в боулинг, мама очень плакала. Мама играет со мной, когда я слушаюсь. Она меня щекочет, называет «Зайкой», а когда нет, обзывает. Я боюсь мух, а меня отправляют на балкон. Вот такая я у нас плохая жизнь.

Приложение 3. ЦТО

Девочка Анна, 6 лет



Список лиц и понятий, имеющих значение для ребенка

№ цвета

Мама

1

Папа

7

Я сама

5

Сестра

4

Семья

3

Дом

6

Друг

2

Враг

7

Радость

5

Грусть, печаль

3

Доброта

5

Злость, гнев

7

Дружба

3

Ссора

1

Интерес, удивление

2

Скука, тоска

0

Справедливость

1

Обида

7

Страх

7

Смелость

3

Усталость

2

Бодрость

6



 

Список лиц и понятий, имеющих значение для ребенка

Место цветового выбора

1

2

3

4

5

6

7

8

Мама

7

3

6

0

1

5

4

2

Папа

7

5

2

0

3

6

1

4

Сестра

6

5

3

2

4

1

7

0

Я сама

7

6

4

2

0

5

1

3

Такая, какой хочу стать

5

3

4

2

0

7

6

1

Мое настроение дома

2

5

4

0

1

7

6

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранжирование цветов

в порядке предпочтения

1 серия

5

0

1

4

6

3

2

7

2 серия

2

0

3

1

4

6

5

7

Информация о работе Психологический анализ консультативного случая