Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:05, реферат
Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность – природу, человека, его внутренний психологический мир. И хотя основным понятием, отражающим психологические явления, остается понятие «душа» , зародившееся в глубокой древности и уходящая своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.
1.Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
1.1.Особенности мифологического мышления.
1.2.Особенности философского рационально мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности.
2. Основные этапы развития античной психологической мысли.
2.1. «Протофилософский» этап развития античной психологии
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль.
2.3. Учения Демокрита.
2.4. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологической мысли.
2.5.Учение Платона – истоки обьективно-идеалистического подхода в психологии.
2.6. Монистическое учение о душе Аристотеля.
• Платон противопоставляет чувственный и мыслительный уровни познания:
o чувственные явления пассивны, мышление активно (мысль всегда ведет внутренний диалог с собой, размышляет);
o объект чувственного познания - материальный мир; объект мышления - идеи;
o органы чувственного познания - органы чувств; орган мышления - душа в ее высшей, разумной части. При этом Платон вскрывает особенности и природу разума, его отличие от чувственных образов.
Он считает, что можно говорить о следующих уровнях познания - 1) ощущение как толчок, пробуждающий душу, но не дающий знаний; 2) чувственная ступень (не истинное, а ложное знание), включающее: а) "тени вещей" и б) "сами вещи"; 3) интеллектуальное познание (истинное), включающее: а) опосредованное знание и б) непосредственное созерцание идей
2.6. Монистическое учение о душе Аристотеля.
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) вошел в историю как основоположник психологии как науки: его трактат "О душе" - первый специальный историко-теоретический труд по психологии.
Аристотель создает свое оригинальное учение, отличающееся существенно от идей Платона. В 336 г. он открывает в Афинах собственную школу, названную Ликеем. Здесь, прогуливаясь с учениками по аллеям, Аристотель вел занятия. Поэтому научная школа Аристотеля получила название "перипатетика", что в переводе с греческого означает "прогулка", "гуляющие в садах".
Аристотель создал новый подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания. Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность.
Душа, согласно Аристотелю, выступает как "сущность, форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью". Обращаясь к зрению, он образно замечает: "Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение". Признаки души - быть функцией органа, его деятельностью, управителем объекта.
Душа, по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. Поэтому попытке выделения частей души Аристотель противопоставляет рассмотрение различных уровней способностей организма к деятельности, в которых воплощается и проявляется жизнь души. При этом им намечается схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативной (представленной на уроне растений), б) чувственно-двигательной (существующей у животных и человека), в) разумной (присущей только человеку). Функции души выступают в качестве уровней ее развития.
Аристотелем была открыта особая область психических образов, возникающих без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, названная им "фантазиями" (представления памяти и воображения - в современной терминологии), описан механизм их функционирования - связь представлений (механизм ассоциации - в системе современной терминологии).
Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек
становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Учение о формировании характера в реальных поступках, упражнении в разного рода делах является предтечей деятельностной концепции психического развития человека.
Аристотель придает новый
смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности он выделил особую целевую причину - "то, ради чего совершается действие". Конечный результат процесса (цель) воздействует на его ход. Кроме этого, он ввел разделение на практический и теоретический разум
Информация о работе Психологические воззрения в античную эпоху. Димокрит, Сократ, Платон, Аристотель