Психологические воззрения в античную эпоху. Димокрит, Сократ, Платон, Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:05, реферат

Описание работы

Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность – природу, человека, его внутренний психологический мир. И хотя основным понятием, отражающим психологические явления, остается понятие «душа» , зародившееся в глубокой древности и уходящая своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.

Содержание

1.Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
1.1.Особенности мифологического мышления.
1.2.Особенности философского рационально мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности.
2. Основные этапы развития античной психологической мысли.
2.1. «Протофилософский» этап развития античной психологии
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль.
2.3. Учения Демокрита.
2.4. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологической мысли.
2.5.Учение Платона – истоки обьективно-идеалистического подхода в психологии.
2.6. Монистическое учение о душе Аристотеля.

Работа содержит 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное учреждение.

Высшего проффесионального образования.

«Рязанский  государственный университет им. И.П.Павлова»

Министерство  здравоохранения и социального  развития российской федерации.

Кафедра общей психологии с курсом педагогики.

Реферат на тему: Психологические воззрения  в античную эпоху. Димокрит, Сократ, Платон, Аристотель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса 8 группы

Салтыкова Елизавета Александровна 

Проверила:

Фаустова  Анна Геннадьевна 
 
 
 

Рязань 2011

Содержание:

1.Причины  зарождения рациональных научных  идей о психике в  период  античности

1.1.Особенности  мифологического мышления.

1.2.Особенности  философского рационально мировоззрения  и причины        возникновения  научных идей о психике в  период античности.

2. Основные этапы развития античной  психологической мысли.

2.1. «Протофилософский» этап развития  античной психологии

2.2. Античная натурфилософская психологическая  мысль.

2.3. Учения Демокрита.

2.4. Учение Сократа – поворотный  пункт в развитии античной  психологической мысли.

2.5.Учение  Платона – истоки обьективно-идеалистического  подхода в психологии.

2.6. Монистическое учение о душе  Аристотеля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике  в период античности.
 

Хронологические рамки античной психологии -  - XVI в. до н.э. - IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации.

Именно  в этот период зарождаются и оформляются  рациональные научные знания о психике.  Труды греческих мыслителей знаменуют  подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность – природу, человека, его внутренний психологический мир. И хотя основным понятием, отражающим психологические явления, остается понятие «душа» , зародившееся в глубокой древности и уходящая своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения. 

1.1. Особенности мифологического мышления 

Основной  чертой мифологического мировоззрения  выступал антроморфизм, или перенесение  человеком своих свойств и  характеристик на окружающий мир. По аналогии с собой как исходной точкой мироздания человеком объяснялись все природные и космические явления, весь мир живой и неживой природы и даже создаваемые его воображением божественные существа. Подобные воззрения объяснялись низким уровнем развития познания, крайне смутными представлениями людей об окружающей их действительности, страхом перед непонятным и грозным, силами мира и стремлением дать им какое-либо доступное сознанию человека того времени объяснение. Из антропоморфизма как основной черты мифологического мировоззрения вытекали и такие его характеристики, как гилозоизм (от греч. Слов., означающих «материя» и  «жизнь»), состоящий в «оживотворении» окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психологическим не проводилось; и анимизм (от лат. «анима» - «душа» , «дух») – «одухотворение» окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование.

Характеризую  сознания людей, обладающих мифологическим мировоззрением, выделяются следующие его черты: «эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, алогичность, склонность оживлять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм), одушевлять его отдельные части (анимизм). Мифологическому мировоззрению соответствует особый тип психологической организации, отличающийся нерасчлененным единством рационального, эмоционально и действенного его компонентов. 

1.2. Особенности философского рационального  мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности. 

Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философские научные мышления, или «мыслящие, рациональное мировоззрение», характеризуется иными чертами

               1.Авторитет традиций здесь замещается авторитетом разума.

      2. Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.

      3. происходит деантропоморфизация,  демофологизация окружающего мира, природы, космоса.

      4. Ставиться задача  не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.

      5. На смену вере  и образно-ассоциативным процессам как главным инструментом мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений. 

    Возникновению этого нового типа мышления соответствовали  качественные изменения в психическом мире человека, происходящие в VIII-III вв. до н.э. на этапе исторического развития названном «осевым временем» и определяемом как переход от мифологического, архаического человека к человеку такого типа, «который сохранился и по сей день». На стадии исторического развития происходит переход от «человека религиозного» . архаического к человеку « политическому2  и рассудочному. Достигнутый к этому моменту уровень эволюции психики позволяет человеку осознать «бытие в целом самого себя и свои границы…Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцентного мира. Люди обретают способность оперировать сложными понятиями, формами символического ворожения времени, пространства, причинности и т.д., формируются те основные категории, которыми мы мыслим и сегодня. Возникают дискурсивное мышление, произвольная память, развивается самоанализ, появляется рефлексия, осознание своего Я, то есть складывается та организации психического мира, которая характерна для современного человека.

    Кроме вышеназванных преобразований в  психической сфере человека, можно  выделить еще ряд факторов, определивших зарождение научных рациональных психологических воззрений в период античности:

    1.Развитие  социально-экономического и политического строя древней Греции, как важного стимула возникновения рационального сознания.

    2.Расцвет  культуры – поэзии, музыки, архитектуры,  литературы.

    3. Изучение, осмысливание и творческая переработка психологических идей, накопленных в древневосточном мире.

    4.Относительная  антирелигиозность античной культуры и отсутствие религиозных запретов как основа свободного развития научной мысли.

    5. Возникновение науки как сферы общественного сознания с ее критериями и требованиями познания и изложения материала (доказательность, логичность, систематизованность), а также связанной с этим тенденции рассмотрения человека и его души не в русле мифологических тенденций, а на основе объективных данных (математических, медицинских, анатомических, физиологических, биологических).

    Психологическая мысль античности, развивающаяся  на почве указанных инноваций  в социально-культурной и психологической  сферах, в целом приобретает глубоко  рациональный характер. Люди возвеличили и воспели разум, возвели его на пьедестал. Утверждается, что богоподобие человека определяется развитием его умственных способностей. 

    2.Основные  этапы развития психологической мысли.

    2.1. «Протофилософский» этап развития  античной психологии

    Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно на первом этапе можно говорить о «протофилософии», для которой характерно «наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии, иносказательность».

    Античная протофилософии датируется VI в. до н.э. и включает в себя:

    1. Иноиндийскую философию (Милетскую  философию Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита.)

    2. Италийскую философию (Пифагорийски  союз и школа элатов – Ксенофан, Парменид, Зенон)

    3. Философию Эмпедоклата, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции. 

    Первой  филосовко-психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой бы Фалес (624-547 гг. до н.э.).

    Фалес первый сформулировал научную проблему: «Что есть все?», нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентрического подхода к его понимаю.

    Мифологичноть взглядов Фалеса проявляется в гилозоизме и анимизме при описании мира: космос – одушевленное целое, полное божественных сил, все явления мира ( и живые и неживые) наделяются душевными способностями. Фалес признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рационально объяснение: Бог – тот ум, «который все создал из воды».

    Душа  – это особое состоянии воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функциями души –способность давать всему движение. Это рациональная идея сочетается с анимистическим утверждением, что души присущи всем явлениям мира, включая неживую материю.

    Фалес дает определение понятия высокой  степени общности: «космос», «пространство», «время», «мысль».В этом ряду особого  внимания заслуживает введенное им понятие «необходимость» как всеобщая причинность, которая «одолевает всех». Это – зародыш детерминистического похода. Высказанные Фалесом изречения содержат важные этические положения («Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях», «Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами», «Не обогащайся нечестным путем», «Какие услуги окажешь родителям, такие сам ожидай в старости от детей» и др.). В них фиксруються и точные психологические наблюдения ("Что трудно? - Познать самого себя"; "Что самое приятное? - Достичь того, что желаешь"; "Что всего слаще - успех"; "Что вредно? - невоздержанность"; "Что невыносимо? - невоспитанность"; "Учи и учись лучшему"; "Блюди меру"; "Находясь во власти, управляй самим собой"; "Как легче всего переносить несчастье? - Если видишь, что врагам приходится еще хуже"). Чрезвычайно актуально звучат слова Фалеса: "Как прожить самую праведную жизнь? - Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других". Фалес рисует идеального человека, говоря, что он "телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан".

Информация о работе Психологические воззрения в античную эпоху. Димокрит, Сократ, Платон, Аристотель