Психологические воззрения в античную эпоху. Димокрит, Сократ, Платон, Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:05, реферат

Описание работы

Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность – природу, человека, его внутренний психологический мир. И хотя основным понятием, отражающим психологические явления, остается понятие «душа» , зародившееся в глубокой древности и уходящая своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.

Содержание

1.Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
1.1.Особенности мифологического мышления.
1.2.Особенности философского рационально мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности.
2. Основные этапы развития античной психологической мысли.
2.1. «Протофилософский» этап развития античной психологии
2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль.
2.3. Учения Демокрита.
2.4. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологической мысли.
2.5.Учение Платона – истоки обьективно-идеалистического подхода в психологии.
2.6. Монистическое учение о душе Аристотеля.

Работа содержит 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

    2.2. Античная натурфилософская психологическая  мысль 
 

Второй  этап в развитии античной философско-психологической  мысли - натурфилософия, или философия  природы. Это первая историческая форма  науки, вид природоцентризма, согласно которому все явления объясняются как часть природы, космоса. Натурфилософия возникла в V в. до н.э. и была представлена плеядой блестящих ученых.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) – Жизнь рассматривалась им как изменяющиеся процесс. В ее основе – воздух, через который осуществляется связь организма с миром. Воздух приносит в мозг разум. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась до настоящего времени).

Во-первых, на передний план выдвигалась идея о том, что бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились им в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря современным языком, гуморальной (от латинского "гумор" - жидкость).

          Наряду с внутрителесной детерминацией, подчеркивается обусловленность развития человека и его психики внешними причинами: образом жизни человека, условиями его быта (пища, жилье), особенностями географической среды обитания человека, способом правления (Гиппократ "О воздухе, водах и местностях"). Гиппократ обосновывает главную роль мозга в психической деятельности, рассматривая мозг как вид железы. Он утверждает, что жизнь человека зависит от естественных причин, подвластных разуму, наблюдению. 

2.3. Учения Демокрита 

Принцип подчиненности всех явлений, в том  числе психических, материальным причинам получил наиболее последовательное выражение в атомистической концепции Демокрита (460-370 гг. до н. э.). Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они - результат механического соударения атомов. Случайными же называются те события, причины которых не познаны.

          Демокрит утверждал невозможность  существования небытия, писал,  что в беспредельном пространстве, образуя несчетное множество миров, движутся по неизменным законам неделимые частицы - атомы ( от греч. "атом" - то, что не делится).

Чувственно  атомы не воспринимаются, но постигаются  умом. Человек также создан из различных  видов атомов. Самые подвижные, гладкие, сферические, легко воспламеняющиеся - "привилегированные атомы", образующие душу и ум. Поскольку душа рассматривается как разновидность вещества, то отвергается ее бессмертие: со смертью тела душа покидает его и ее атомы рассеиваются в пространстве. Душа зависит от тела, растет и стареет вместе с ним.

          С дыханием человек втягивает  в себя частицы, составляющие  душу; выдыхая, он выбрасывает  часть своей души. Демокрит считает,  что душу имеют все тела, даже  мертвые, хотя у них ее очень  мало. Тем самым он приходит к панпсихизму. Орган благородных страстей - сердце; чувственных желаний и вожделений - печень. Демокрит рисует механизм возникновения чувственных образов: попадание в организм через чувствительные поры тонких пленок (копий, "идолов") воздействующих на него объектов: "Никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа". Следовательно, основная идея здесь - материальность процесса познания, его механистический характер.

          Демокрит выделяет 2 уровня познания: чувственное и рациональное. Если чувственное познание "темное", недостоверное, то мышление, обладая "более тонким познавательным органом", позволяет постичь истину. 

2.4. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологической мысли. 

     Учение  Сократа (469-399 гг. до н. э.) знаменует  поворотный момент в развитии античной мысли. О Сократе, ставшем на все  века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, известно только со слов его учеников (Платон) и современников (Аристофан). Сам же он никогда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, призванным пробудить у других стремление к поиску истины путем особой техники диалога. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику "родить" ясное и отчетливое знание. Он утверждал, что продолжает в области логики и нравственности дело своей матери - повитухи. Сократ был мастером устного общения. Разговаривая с людьми, он заставлял их задумываться о смысле этических понятий. Его по праву считают пионером психотерапии.

               Формула "познай самого себя" получила у Сократа особое  звучание: она направляла мысль  не к вселенскому закону (Логосу) в образе космического огня  и не к внешнему миру, как  у натурфилософов, а к внутреннему  миру субъекта, его убеждениям  и ценностям, его умению действовать разумно, согласно пониманию лучшего. Человек рассматривается Сократом как особое существо, отличное от природного мира и не объяснимое из него. То есть в противовес природоцентризма выдвинут принцип антропоцентризма. В понимание души вносится личностное содержание; она описывается Сократом не как материальное тело, а как разум и нравственные ценности ("Я сознающее").

               Не отношение к другим людям,  а отношение к самому себе, познание своей нравственной  сущности как предпосылка духовного роста - главная тема Сократа: "Познай себя и стань таким". Сократ ищет моральные определители поведения человека, вносит этическую проблематику в учение о человеке, закладывая тем самым основы моральной философии.

               Продукты разума оцениваются Сократом как всемогущий двигатель поведения. Он считает, что знание преобразует человека, является источником его развития. Сократ утверждает, что человек не достигает счастья лишь потому, что не знает, в чем оно состоит. Из-за незнания он принимает за добро то, что таковым не является. Знание же хорошего, по Сократу, с необходимостью заставляет следовать ему. Объясните человеку, что есть добро, и он непременно, следуя полученному знанию, станет добрым, убеждал Сократ. Добродетели, личностные черты вытекают, согласно его мнению, непосредственно из знания. В этом проявился интеллектуализм Сократа в объяснении причин поведения человека, путей формирования его характера. 

     2.5. Учение Платона – истоки объективно-идеалистического  подхода в психологии. 

     Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа. В философском плане Платон - основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы.

               Основной постулат учения Платона  - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира.

     Платон  наряду с реальностью материального  мира выделяет вторую реальность - надматериальную, идеальную, метафизическую. Он доказывает, что в основе поведения человека лежит не предметная детерминация (воздействие вещей), а этическая, целевая, когда человек руководствуется в своем поведении нормой, образцом, целью, идеей. Этот вид воздействия называется телеологией.

     • Выделяются основные характеристики идей:

     o 1) под идеями понимается не взгляды, мысли, понятия, не субъективные продукты мыслительной деятельности человека; идеи - это истинное бытие, сущность, модель, парадигма вещей;

     o 2) идеи безотносительны к человеку, его мышлению, наоборот, идеи предписаны человеку с непреложностью;

     o 3) идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока преобразования, качественного изменения, как обычные вещи материального мира;

     o 4) идеи - это без-образная, бестелесная сущность, не выражаемая в категориях числа, пространства и времени; они оторваны Платоном от их чувственной основы, противопоставлены материальному миру и превращены в самостоятельные сущности, независимые как от материальных объектов, так и от человека;

     o 5) будучи бестелесными, идеи чувственно не воспринимаются, но являются умопостигаемыми;

     o 6) идеи образуют целостную, иерархически построенную систему, где низшие идеи подчиняются высшим, вплоть до идеи "блага", "единого".

     . Окружающий нас мир - это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных идей.

               Высшая идея - идея "блага" - составляет  мировую душу. Вторая мировая  душа - зла. Эти две идеи дают  начало всему. Кроме них, есть  души звезд, планет, людей, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом; она имеет активную функцию.

     • Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, дуалистически противопоставлены друг другу:

     o душа вечна, бессмертна; тело бренно;

     o душа дает телу жизнь, она - активное начало; тело пассивно, инертно;

     o душа не зависит от тела - после смерти тела она переселяется в другие тела;

     o душа - источник добра в человеке, тело - прибежище зла;

     o попадая в тело, душа умерщвляется (но не становится смертной).

     Отсюда  вытекают этические постулаты Платона - бегство от тела (душа должна бежать от тела, убивать в себе все чувственное, телесное и через разрыв с телесным восходить в мир идей, богов) и бегство от мира(душа должна стремиться уйти от чувственного мира в мир богов).

     • Вместе с тем, Платон доказывает бессмертие души, используя различные аргументы:

     1. Душа не погибает, т.к. она близка к Божественному, и, в отличие от сложного, составного тела, она проста, несоставна, неразложима, а поэтому не погибает и не распадается, как тело, а существует вечно.

     2. Человек устанавливает сходство и различие вещей без всякого научения - благодаря врожденной способности души к припоминанию. Но вспоминать душа может только то, что она знала в прошлом. Следовательно, она должна обладать знанием до того, как вселилась в тело, а значит, и существовать до рождения тела.

     3. Все телесное подчиняется Божественному. Когда душа вселяется в тело, оно начинает ей подчиняться. А что создано для власти и управления, то Божественно, а значит - вечно.

     4. Душа - начало жизни, соединяясь с телом, она дает ему жизнь. Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, не может быть смертным.

     . Основная обитель ее - мир идей. Строение души - троично, т.е. состоит  из 3-х частей: 1) высшая разумная  часть; 2) низшая благородная часть,  или "пылкая" (аффективные состояния и стремления); 3) нижняя вожделеющая часть души (потребности, влечения, страсти)

     Платон  дает классификации индивидуальных характеров, характеров народов, форм правления. Люди и народы различаются  по преобладанию у них определенных частей души. У греков, например, благородная душа, а у народов Востока - вожделеющая.

               Платон утверждает, что единственный  путь совершенствования души - через  знания.

Информация о работе Психологические воззрения в античную эпоху. Димокрит, Сократ, Платон, Аристотель