Психологические технологии общения руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и исследование психологических технологий общения руководителя. Для раскрытия данной темы, поставленной нами, необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие психотехнологии общения как системы практических действий;
Раскрыть способы психологического воздействия на людей;
И узнать какие существуют средства, приемы и методы психического воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………3 стр.

Психологические технологии общения руководителя……….4 стр.

Глава 1.Понятие психотехнологии общения как системы практических действий…………………………………………4 стр.

Глава 2. Способы психологического воздействия на людей….14 стр

Глава 3. Средства, приемы и методы психического

воздействия……………………………………………………….19 стр

Заключение……………………………………………………….24стр.

Список литературы……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Управленческая психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Имитационное  поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

    За  подражанием стоят разные психологические  механизмы:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе
  • в зрелом возрасте — изучение в профессиональной деятельности.
 
 
 
 

Глава 3.Средства, приемы и методы психического

воздействия.

  Психологическое воздействие, которое люди оказывают  друг на друга, направлено на изменение  механизмов регулирования поведения  и деятельности человека. С этой целью в качестве средств воздействия могут быть использованы:

  1) вербальная информация, т.е. слово. Однако следует учитывать, что для разных людей значение и смысл одних и тех же слов, а также их воздействие могут быть различными (на это влияют интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности, воспитание, уровень самооценки, широта опыта и т. д.);

      вербальная информация, т. е. интонация речи, мимика, жесты, состояния (смех, слезы); они приобретают знаковый характер и влиякЯ на настроение, поведение, степень доверия собеседника;

  3)Вовлечение человека в специально организованную деятельность позволяет ему занять определенный статус и закрепить определенный тип поведения, связанный с реальными переживаниями в этой организованной деятельности. При этом состояние и поведение человека могут егуо изменить;

  4) урегулирование степени и уровня удовлетворения потребностей человека. Воздействие другого человека или группы на конкретную личность произойдет и изменит поведение и деятельность этой личности лишь в том случае, если она признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения собственной потребности. В противном случае никакого изменения личности не произойдет.

    Каждый  способ психологического воздействия  может осуществляться при помощи различных средств общения. Например, заражение и внушение осуществляется невербальным эмоциональным воздействием и вербальным компонентом; убеждение происходит при помощи вербального, невербального эмоционального воздействия и вовлеченностью в деятельность; подражание может быть вызвано формированием модели (человека, группы), способной регулировать степень и уровень удовлетворения потребности отдельного человека или группы (массы людей).

   Совокупность  средств психологического воздействия и алгоритмы их использования формируют приемы психологического воздействия Их совокупность определяет методы воздействия,- которые могут быть направлены:

  • на потребности, интересы, склонности, которые влияют на поведение человека;
  • на самооценку людей, групповые нормы, установки, т. е. на те факторы, которые регулируют активность людей;
  • на состояния, в которых находится человек (тревога, возбужденность, депрессия и т. п.).

   Рассмотрим  приемы психологического воздействия  на практике:

    1. Чтобы сформировать у человека новые потребности, интересы и склонности, его вовлекают в новую деятельность, ориентируясь на следующие мотивы: а) желание человека взаимодействовать с каким-либо определенным лицом; б) желание человека приобщиться к тому образу жизни, который кажется ему наиболее престижным, либо выгодным, полезным для него; в) подчинение человека групповым нормам, путем вовлечения его в группу, способную оказать на него воздействие.

   Вовлекая  человека в новую, пока еще не знакомую для него деятельность,-полезно обеспечить минимизацию усилий этого человека по ее выполнению. Это делается для того, чтобы человек не потерял желание и интерес к этой деятельности.

   В целях изменения поведения человека необходимо изменить его желания  и их мотивы. Например, добиться того, чтобы он перестал стремиться к тому, к чему стремился раньше, изменил свои ценностные ориентации, перестал хотеть того, чего хотел раньше и т. д. Одним из приемов, который позволяет это сделать, является регрессия, т. е. актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пропитание и т. п.).

    1. Изменение самооценки людей, групповых норм и установок, осуществляемое под влиянием психологического воздействия, также изменяет поведение людей и их активность. С этой целью создают новые установки либо изменяют актуальность существующих, либо их вообще разрушают. Если такие установки разрушены, то деятельность прекращается. Метод, который позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение поведения человека и его целей, называется методом создания неопределенных ситуаций. Он позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок» с той целью, чтобы затем показать человеку пути выхода из этой неопределенности. В этом ему обычно помогают апелляция к общественному мнению большинства, обнародование результатов всевозможных целевых опросов и т. п.

   Еще одним методом психологического воздействия, позволяющим изменить поведение людей, является метод ориентирующих ситуаций. Он позволяет человеку, его окружению, группе выработать одинаковое требуемое отношение к заранее смоделированной ситуации и изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

   Для того чтобы сформировать у человека требуемую социальную установку, необходимо знать об условиях, способствующих этому формированию. К таким условиям относятся: 1) периодическое приобщение человека к соответствующей деятельности; 2) многократное получение им соответствующей информации; 3) включение его в престижную группу, значимую для него, в которой требуемая позиция, установка поддерживается.

    

    Чтобы сформулировать у человека установку на требуемую оценку того или иного события или на требуемое отношение к чему-либо, используется метод ассоциативного эмоционального переноса.

    При этом объект отношения должен вшмть требуемую моральную оценку или определенную эмоцию. Например, ранее (до перестройки) а западных мультфильмах отрицательные персонажи (страшные и опасные ияошяне щ» например) изображались, как правило, с советской символикой Это вызывало ассоциа ции, что все советское — это опасное, страшное.

   В целях изменения эмоционального состояния и отношения человека к гскуяжм событиям, жизни в целом используется прием «воспоминания горького прошлого» Этот прием используется в основном для снятия социальной напряженности вследствие недовольства людей условиями жизни, материальным положением

   3. Для того чтобы разрядить отрицательное  эмоциональное состоятие людей и направить его в требуемое русло с требуемым эффектом, с древних времен используется прием «канализации настроения». Этот прием исполыуется в ситуациях роста возмещения и недовольства людей, грозящих социальным взрывом. Сущность этого приема состоит в следующем: на фоне повышенной тревожности общества, провоцируется излияние гнева толпы на тех людей, которые лишь косвенно или (почти) не ярмсяш к возникновению трудностей. Созданные «козлы отпущения» позволяют отвести общественный гнев, в нужное время и в нужном направлении. Например, в период сталинских репрессий искусственно созданный образ «врага народа» позволял обществу в целом бороться с этим врагом, обвиняя его во всех трудностях жизни этого периода.

   Психологическое воздействие как на уровне человека, так и на уровне грутшы лиц будет  наиболее действенным, если будут учтены все три фактора — и потре&юст. и установки, и эмоциональное  состояние людей.

   В каждой группе людей имеются свои групповые нормы, которые определяют, регулируют поведение каждого члена и группы в целом. Для изменения поведения группы необходимо воздействовать на ее групповые нормы: либо через лидера группы, либо через включение группы в иную деятельность. Включив группу в деятельность требуемого направления, необходимо создать объективные условия для изменения групповых установок, норм Это достигается тем. что в процессе увлечения деятельностью старые установки не актуализируются, а постепенно стираются на фоне незаметной выработки новых. В сплоченной группе люди особенно чувствительны к воздействию. На групповую сплоченность можно влиять посредством:

  • осознания группой своей социальной роли или своего отличия от других групп;
  • использования групповых символов, девизов, знаков;
  • создания и формирования «мы — чувства», при котором человек чувствует себя внутри группы и идентифицирует себя с определенной группой. Этот эффект «мы — чувства» часто используется рекламой, политиками, менеджерами. Играя в «простонародность», принимая манеры поведения группы (через одежду, слова, интонации, культурные нормы), они стараются достичь собственных установленных заранее целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Обобщая понятие психотехнологии общения  как системы практических действий, следует отметить, что эта наукая является составной частью психосоциологического и базируется на системном анализе управленческого общения. Представленные в данной работе психотехнологии не исчерпывают их многообразия, используемого в практической деятельности современного руководителя.

   Сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Заметим, что одного только умения адекватно воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно.

   Быстро  приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти  правильный стиль общения с подчиненными. Искусство строить отношения.

   По  своему характеру работа руководителя является управлением людей с  целью получения конкретного  результата.

   Работа  по управлению людьми предполагает, что руководитель хорошо знает себя, свои способности и возможности. Он должен хорошо знать и своих подчиненных, их интересы на работе, да и вообще в жизни. Чем лучше руководитель знает своих подчиненных как на работе, так и вне ее, тем больше у него возможностей для успеха.  
 
 
 

   Список  литературы:

    Кишкель Е.Н., Управленческая психология: учебник  для сред. спец. учеб. заведений. – М. :Высш. шк, 202-270 с.

    Дьяченко  М.И., Кандыбович Л. А., "Психология словарь  справочник" изд. Хэлтон, 2005г., Минкс, 399 с.

    Фасхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебное пособие - М., 2008.

    Пугачев В.П. "Руководство персоналом организации" - М.: Аспект Пресс, 2009.

    Волкогонова О. Д., "Управленческая психология: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования"/ Москва, 2005г., Изд: Форум, 352 стр.

    http://ru.wikipedia.org/wiki

    http://www.allbest.ru/ 

Информация о работе Психологические технологии общения руководителя