Психологические технологии общения руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и исследование психологических технологий общения руководителя. Для раскрытия данной темы, поставленной нами, необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие психотехнологии общения как системы практических действий;
Раскрыть способы психологического воздействия на людей;
И узнать какие существуют средства, приемы и методы психического воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………3 стр.

Психологические технологии общения руководителя……….4 стр.

Глава 1.Понятие психотехнологии общения как системы практических действий…………………………………………4 стр.

Глава 2. Способы психологического воздействия на людей….14 стр

Глава 3. Средства, приемы и методы психического

воздействия……………………………………………………….19 стр

Заключение……………………………………………………….24стр.

Список литературы……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Управленческая психология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
 
       
  • тип реагирования в процессе общения, который может  зависеть от профессионального состава группы, возраста, этнической принадлежности, национальных обычаев, традиций, общепринятых правил, норм и т.д.

    Знания  в области психосоциологии управления формируют у руководителей:

        • навыки аутопсиходиагностики и визуальной психодиагностики;
        • практическое владение социальной технологией ролевого управления в социальных организациях;
        • введение психологическими технологиями воздействия на личность и социально-психологическими технологиями воздействия на малые и большие социальные группы.

    Система социальных и психологических технологий управления составляет основу профессионально - функциональной роли руководителя. Объединение  этой системы с психологическими особенностями руководителя формирует  стиль его функционально-ролевой  деятельности.

    Понятие функционально-ролевой деятельности руководителя основано на новом подходе  к психологии и социологии управления, который базируется на ролевой теории личности и позволяет интегрировать  психологию и социологию управления в единый предмет – психологию управления. Научными исследованиями в этой области в России занимается Институт психологии личности, в котором разработана концепция комплексной ролевой подготовки менеджеров.

    Стиль функционально-ролевой  деятельности руководителяэто индивидуальный способ использования психологических и социальных технологий в управлении. Стиль определяет структуру этих технологий, которые характерны только для конкретного человека. Формирование стиля зависит от той ролевой стратегии, которую выбирает для себя руководитель с целью воздействия на социальную организацию (группу) и на отдельных личностей, ее составляющих.

    В практике работы руководителя существует множество ролевых стратегий, отличающихся отношением к управляемой личности. Наиболее значимыми из них являются манипулятивная, императивная, развивающая стратегии.

    Манипулятивная.

    Эта стратегия строится на отношении  к личности управляемого как к  объекту манипуляции, лишенного  собственного «Я».

    Манипуляция - это скрытое управление собеседником против его воли. Манипулятор добивается нужного ему результата путем обнаружения у оппонента недостатков и слабостей и направленного воздействия на его эмоции и чувства. Манипуляции бывают сознательными - когда для достижения цели пользуются жесткими психологическими техниками и манипулятор четко понимает, что и зачем он делает, и бессознательными - в этом случае человек лишь следует сложившимся привычкам и усвоенным с детства деструктивным моделям поведения.

    Императивная.

    Эта стратегия строится на беспрекословном  подчинении сотрудников его авторитету.

    Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) нахождение наилучшего (из множества возможных) варианта решения  задачи при заданных требованиях, ограничениях. Так, оптимизация управления каким-либо процессом состоит в определении пути достижения цели при наилучших (обычно минимальных или максимальных) значениях показателей, характеризующих этот процесс, например за минимальный промежуток времени, с наибольшим эффектом, с максимальной точностью. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным.

    Один  из партнеров по общению пытается подчинить себе другого, стремится контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. Человек в целом рассматривается как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий.  
        Использование императивных методов воздействия приводит чаще всего лишь к внешнему кратковременному подчинению со стороны объекта воздействия и не затрагивает глубинные структуры его психической организации. Эта стратегия наиболее уместна и эффективна в экстремальных ситуациях. 
Манипулятивная стратегия сходна с императивной. Цель ее - оказание воздействия на партнера, контроль и ведение партнера, однако, здесь это влияние оказывается в скрытой форме.

    Развивающая.

    Развивающая стратегия – создание условий стимулирующих стремление субъекта управления к самореализации в социуме социально-позитивными методами, обеспечение становления его личностных качеств, которые позволяют успешно социализироваться в обществе. Эта стратегия строится на партнерском подходе, который рассматривает каждую личность управляемого сотрудник как социально и психологически равного партнера. Развивающая стратегия ориентируется на мотивацию, ценностные ориентации и установки каждой управляемой личности

    Эта стратегия обеспечивает, в отличие от двух других стратегий, актуализацию потенциалов собственного саморазвития каждой из взаимодействующих между собой систем. Психологическими условиями реализации такой стратегии воздействия являются диалог и полная открытость. Это предполагает, что две системы в состоянии диалога начинают образовывать некое общее пространство и временную протяженность, создавать единое "событие, в котором воздействие перестает существовать, уступая место пространственно-временному единству этих систем".

    В соответствии с названными стратегиями  различают 10 разновидностей функционально  – ролевого стиля руководителя: стили авторитарный, коллегиальный, либеральный, а так же дипломатический, авральный, деловой, консультативный, документальный, компромиссный и демонстрационный стили. Названия этих стилей объясняют суть ролевых действий в управленческом общении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Способы психологического воздействия  на людей.

    Психологическое воздействие на людей, его способы  и приемы  являются составной частью практической психологии. Именно практическая психология изучает, проверяет, обобщает и рекомендует к использованию приемы психологического воздействия  людей друг на друга в их совместной жизни (семейной, производственной, общественной и т.д.).

    Люди, общаясь между собой, воздействуют друг на друга вольно или невольно, используя на практике такие механизмы воздействия, как заражение, внушение, убеждение, подражание.

    Самым древним из перечисленных механизмов является механизм заражения. Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. Механизм представляет собой передачу определенного эмоционально – психического настроя от одного человека к другому и обращен к эмоционально- бессознательной сфере человека (например, заражение смехом, раздражение, паникой и т.д.). Эффект заражения зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека. При воздействии на массу число воспринимающих людей должно быть достаточно большим, чтобы при высоком эмоциональном настрое воздействующего у него возникало чувство единства с толпой под влиянием собственного эмоционального транса.

    Внушение также основано на обращении эмоционально- бессознательной сфере человека, носит вербальный характер, т.е. осуществляется только при помощи слов. Внушение (лат. suggestio сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой прямое или косвенное коммуникативное (словесное, иногда эмоциональное) вставление в партнера формул, взглядов, позиций и установок. Информация, предназначенная для внушения, должна быть краткой, но максимально насыщенной и иметь усиленный экспрессивный момент.

    Внушение  представляет собой лишь разновидность  заражения из следующих соображений:

   • в  отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т.е. индукторов и реципиентом;

   • искусство  внушения имеет несколько односторонний  характер, т.е. тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при  этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому;

   • если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальных путем (танцы, музыка, игры), то во внушение преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатически связи) вербальный.

    Воздействующий  человек в процессе внушения не должен находиться в эмоциональном трансе, он должен быть в здравом рассудке, быть уверенным и авторитетным

    Виды внушений:

  • Прямые  и косвенные внушения (прямые внушения формулируются прямо, косвенные идут от создаваемой ситуации).
  • Намеренные и естественные внушения. (Многие думают, что внушение происходит только во время гипноза, но это не так. Намеренные внушения - достаточно редки, а естественные внушения на нас влияют постоянно.)
  • Открытые и скрытые. (Скрытые внушения - внушения, в которых говорится, что что-то произойдёт, но не уточняется, что именно.)

    Если мы хотим  использовать внушение более эффективно, в этом помогают следующие приемы:

  • Разрыв шаблона, эффект неожиданности.
  • Использование касаний.
  • Захват взглядом. (Гипноз)
  • Чередование внушений и приятных отвлечений

    Убеждение — это метод воздействия на людей, основанный на логических приемах, который может быть усилен социально-психологическим воздействием. Убеждения направляют поведение и волевые действия. 
В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

    Существуют следующие требования к источнику и содержанию  убеждающего воздействия:

  • убеждающая речь должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
  • она должна быть последовательной, логичной, доказательной, содержать общения и примеры;
  • необходимо приводить и анализировать факты, известные слушателям;
  • убеждающий сам должен быть глубоко убежден  в том, в чем он пытается убедить слушателей.

    Аргументы различаются по степени воздействия  на ум и чувства людей: сильные, слабые и несостоятельные. Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию. Излишняя убедительность всегда вызывает отпор. В ходе аргументации старайтесь использовать только те доводы, которые вы и ваш оппонент понимаете одинаково. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.

    Подражание — механизм социализации, следование образцу. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

  Подражание, так же как и убеждение, внушение, заражение, является важным социально-психологическим феноменом. Его можно определить как сознательное либо бессознательное копирование человеком и механическое воспроизведение им деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Благодаря подражанию люди перенимают мысли, чувства, поступки и действия друг у друга иногда моментально, не задумываясь. К сожалению, этот перенимаемый людьми опыт может быть не только положительным, но и отрицательным.

  Через прямое подражание люди учатся друг у  друга. Подражанию поступков предшествует подражание действиям и реакциям, мыСВп и чувствам, т. е. тому, без  чего полноценный поступок не возможен. К условиям сознательного подражания относятся: 

  • наличие положительного эмоционального отношения к субъекту подражания, восхищения им или уважения к нему;
  • недостаточный опыт человека в какой-либо области по сравнению с объектом подражания;
  • яркость, выразительность, привлекательность образца (объекта подражания);
  • доступность образца для подражающего ему человека (хотя бы в некоторых качествах);
  • сознательная направленность воли и желаний человека на объект подражания (хочется быть таким же, как этот объект).

Информация о работе Психологические технологии общения руководителя