Психологические стереотипы поведения русских в сфере делового общения. Мы глазами иностранцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Этнокультурные стереотипы — обобщенное представление о поведении и манерах какого-то народа. Они относятся ко всему народу в целом, и вместе с тем характеризуют любого его представителя, задают образ его личности. Сюда можно отнести «немецкую аккуратность», «испанские страсти», «французскую галантность», «китайские церемонии», «русское авось» и т. п.

Содержание

§ 1. Стиль поведения и манеры русских……………………………........3
§ 2. Отношение к «начальству»………………………………………….13
§ 3. Русский стиль делового общения…...………………………………16
§ 4. Проблема пунктуальности и точности россиян в деловом сотрудничестве………………………………………………………….....18
§ 5. Отношение россиян к труду……………………………………........21
§ 6. Русская манера работать и поведение на рабочем месте…….........23
§ 7. Стереотипы поведения русских в обычной жизни………………...26
Вывод ………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Псих.дел.общения Антон.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

  Русским присущ стихийный демократизм, растворенность человека в социуме. Не удивительно, если они не обращают внимания на общественный статус партнера или собеседника и нарушают привычные ему правила этикета, европейскую дистанцию. Для них это действительно не имеет особого значения.

  Русские имеют большую практику в распитии алкогольных напитков. В этом смысле они «крепче» любого западного человека. Если они в хорошей форме, то способны выдержать довольно большие дозы алкоголя и самые невероятные их смеси. Русские предпочитают пить не стоя или прогуливаясь, как на официальных приемах, но сидя, хотя бы с минимальной закуской.

  При этом они, как правило, не теряют разума и способности держаться на ногах. И конкурировать с ними в этом не стоит.

  Русские расценивают категорический отказ от предложения выпить с ними как неуважение и это создаст собеседнику дополнительные проблемы, а также может свести на нет любые усилия построить отношения. Стоит научиться произносить тосты. Русские высоко ценят литературные достоинства тоста, его искренность. Пусть короткий, но эмоциональный и дружественный тост, то это вызовет их одобрение, а тост на русском языке — даже восхищение.

  В разговоре с русскими можно касаться всего — личных дел, успехов и  талантов детей, своих профессиональных забот, обсуждать новинки культурной и литературной жизни. Особенный  интерес вызывают проблемы политики и философии. Допустимо обсуждение проблем собеседника, финансовых или проблем здоровья.

  Не  рекомендуется обсуждать конкретно  тему денег, тему карьеры, хвастаться своими талантами и достижениями для  самоутверждения или саморекламы, производить впечатление нескромного  человека. Нарушением этикета являются не только вопросы о возрасте, но и упоминание об этом. Не в чести грубые и сальные шутки и анекдоты. Скучными и неинтересными для русских кажутся разговоры о еде и питье, а также о погоде.

  Русским будет приятна похвала, если это связано с достижениями России в области космоса или касается успехов нового экономического развития, фигурного катания, балета и особенно — в области литературы и искусства.

  Русские — большие патриоты, они очень  чувствительно относятся к разговорам о войне, считая, что Россия вела большинство войн, обороняясь от агрессивных соседей с Востока и Запада. Особенно чувствительно для них упоминание о Второй мировой войне, в которой погибло около 40 млн. человек. Почти в каждой семье до сих пор живет скорбная память о погибшем родственнике или близком человеке. Такая трагическая реальность не вполне совпадает с современными западными представлениями об этой войне. Еще сильнее травмирует русских любое упоминание о Чечне.

  По  мнению ученых-психологов, у русских есть особые способности к интуиции и предчувствию, у них больше восточной иррациональности, чем западной рациональности, эмоции всегда преобладают над разумом, а страсти — над материальными интересами. Не стоит ждать от них быстрых и активных действий в критической ситуации, если они эмоционально не захвачены этой проблемой. Не стоит ждать от них и объективности.

  Чувственное восприятие жизни у русских выражается в том, что они нуждаются в  близких человеческих контактах, эмоционально зависят от окружения. Самое тяжелое для них — по вседневная рутина, мелочность, повторяемость, монотонность.

  То, от чего «нормальный» европеец ощущает  покой и стабильность, русского может  привести в уныние.

  Русская общительность, открытость и искренность не должна расцениваться как «амикошонство» и отсутствие хороших манер.

  Психологическая установка русских на публичность, оглядка на общественное мнение делает их поведение в публичных местах с дамами — галантным, а в сомнительных ситуациях — активным. Ибо для  них является делом чести вмешаться и исправить ситуацию. Европеец может счесть такие действия отсутствием хороших манер, но в действительности — здесь просто иные традиции бытового поведения, соответствующие русскому архетипу.

  Русские своеобразно понимают свободу, для  них это не столько реализация политических прав и политические институты, сколько возможность вести жизнь «по душе», быть свободным в выборе решений, «быть самому себе хозяином», иначе говоря, для них самое главное — «внутренняя свобода».

  Решение о том, что правильно, а что неправильно, по мнению многих россиян, определяется не законом, а чувствами и эмоциями большинства в коллективе. Русские убеждены, что законом легко манипулировать в чьих-то интересах. Сознание коллектива или группы людей базируется на идее справедливости, которая для них более важна и весома, чем закон.

  1. Русские предпочитают в качестве материального вознаграждения не столько счет в банке (банки в России до сих пор — весьма рискованное предприятие), не кредитные карточки и чековые книжки (которые «работают» в основном за границей), сколько наличные деньги.

  Традиции  русского гостеприимства и доброжелательности по отношению к гостю помогут  создать атмосферу внимания и  психологического комфорта.

  Традиционные  качества русского архетипа влияют и  на его привлекательные качества и на его пороки. Чисто деловые качества русских можно оценить как очень скромные. Но вместе с тем для них характерна открытость, доброта и искренность, дух товарищества и взаимопомощи, гостеприимство и эмоциональность, увлеченность любимым делом и артистизм, неумеренная фантазия, способность найти выход из любой ситуации.

  Русские по своей ментальности более консервативны  и «тяжелы на подъем» по сравнению  с европейцами и особенно американцами. Для них трудно поменять место  работы, место жительства и уж тем более переехать в другой город или регион страны. Новые идеи им лучше представлять не спеша, без нажима. Не стоит требовать от них сразу быстрых и решительных действий.

  Как это ни печально, но стоит считаться  с тем, что у русских не вполне развито правосознание (а в последние годы оно даже притуплено), что у них своеобразное отношение к собственности (неразличение своего и чужого). В процессе сотрудничества их действия нужно постоянно контролировать — на каждом этапе, от начала до конца, проверяя каждую мелочь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вывод:

  В России до сих пор не выработан  опыт настоящего профессионализма —  т. е. социального взаимодействия, основанного  на безличной обязанности каждого  человека. Русским важнее не правила  и инструкции поведения, а добрые доверительные отношения с хорошим (своим) человеком.

  Необходимо  также помнить о том, что в  любых отношениях с русскими для  них очень важны моральные  понятия, не стоит забывать и о  том, что такая мораль имеет конвенциональный характер, т. е. она основана на негласном соотношении между партнерами по принципу «Ты — мне, я — тебе».

  Заметим, что, действительно, в мире о России знают очень мало, незнание во многом происходит от недостатка информации. В результате чего она не доходит до обыкновенных граждан иностранных государств, ответить довольно сложно. Естественно, что не маловажное значение в этом имеет желание самих иностранцев: совершенно справедливо отмечалось, что людям показывают то, что они хотят видеть.

Информация о работе Психологические стереотипы поведения русских в сфере делового общения. Мы глазами иностранцев