Психологические регуляторы труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Труд – процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (в ходе которого изменяется и он сам) с целью удовлетворения общественных, личных, материальных и духовных потребностей. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу, используя ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

Содержание

Общая характеристика труда…………………………………………………….3

Психологические регуляторы труда……………………………………………..7

Практическое задание…………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………....12

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 

     Согласно  О.Г. Носковой, при обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности деятельность важна как психологическое, а не организационно-техническое понятие.

     Исходя  из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения  предметов природы в целях  приспособления их для удовлетворения потребностей человека как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы  и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности,  а также свойства личности, через которые эта активность, реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в плане достижения конкретного результата.

     Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. То обстоятельство, что в трудовой деятельности все звенья ее подчинены конечному звену, ее итоговому результату, уже придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте.

     Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности и процессов. Е. А. Климов предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

     1. имеет место процесс  действий   (совокупность, последовательность неких актов);

     2.процесс  действий сознательно направлен  в целом на 
приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

     3. процесс действий имеет  значение  для  существования и  развития  человека и (или  общества).

     Таким образом, если психолог сталкивается с неким производственным процессом, который осуществляется машинами-автоматами, животными (даже такими умными, как слоны, собаки, лошади), некорректно называть их формы поведения трудом, трудовой деятельностью, оставив последний термин только для обозначения «живого человеческого труда», сознательно регулируемой трудовой активности человека.

     Следовательно, верными можно считать ответы под номерами 3 и 5.

(3. наладчик гибких производственных систем ищет причину разладки транспортно-накопительного устройства.

5.Аппаратчик  дрожжерастительного аппарата мысленно  отслеживает технологический процесс  и по мере необходимости включает  те или иные механизмы). Так как в описанных ситуациях присутствуют одновременно все три признака трудовой деятельности – процесс последовательных действий, которые сознательно направлены на приспособление  к условиям среды, некоторое преобразование, а также, совершаемые в данных примерах действия имеют значение для существования человека.

     Вариант 2 (2.Полковник Аурелиано Буэндия, закончив войну, вернулся домой и занялся привычным с юности делом: он отливал с помощью литейной формы рыбок из золота с рубиновым глазом, которых можно было вешать за губу (рыбью) как украшение на цепочку. Изготовив партию рыбок из 18 штук, он снова переплавлял их в тигле и процесс возобновлялся.) не является правильным, так как по мнению Климова Е.А. «для психологической характеристики труда совершенно необходимо, чтобы субъект деятельности именно сознавал свою активность как позитивно ценную и для общества (а не только лично для себя). Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности.

 

     

Список  литературы

  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: 
    Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  2. Климов Е.А. Психология профессионала — М.; Издательство «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МОДЭК», 1996.
  3. Носкова О.Г. Психология труда. Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. 

         –  М.: «Академия», 2001.

  1. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2005. 

Информация о работе Психологические регуляторы труда