Психологические регуляторы труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Труд – процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (в ходе которого изменяется и он сам) с целью удовлетворения общественных, личных, материальных и духовных потребностей. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу, используя ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

Содержание

Общая характеристика труда…………………………………………………….3

Психологические регуляторы труда……………………………………………..7

Практическое задание…………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………....12

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Содержание

Общая характеристика труда…………………………………………………….3

Психологические регуляторы труда……………………………………………..7

Практическое  задание…………………………………………………………….9

Список  литературы……………………………………………………………....12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика труда, психологические регуляторы труда.

         Специалист в области психологии труда Толочек В.А. описывает труд как сознательную деятельность людей, направленную на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Труд включает в себя следующие «простые моменты»: 1) целесообразная деятельность, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результаты труда. Основные черты труда человека: его роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеальной представленности результата, который предвосхищает трудовой акт; активизация всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности, а также волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мотивационной и смысловой сферы. По мере усложнения техники и технологии роль этих процессов все более возрастает. Однако, следует учесть, что активность человека, использующего производственное оборудование, инструменты на штатном рабочем месте, вовсе не обязательно является трудом в психологическом значении слова.

     Согласно  классической характеристике труда  К. Маркса, именно труд, его исторически  закономерная форма, использование oрудий, понимались как главные детерминанты исторического развития психики людей. К.Маркс писал: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда «люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей».

    Труд  – процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (в ходе которого изменяется и он сам) с целью удовлетворения общественных, личных, материальных и духовных потребностей. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу, используя ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

    Особый  интерес представляют философские  представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие «труд» в более широком, философском контексте, поскольку труд – это явление общекультурное, более того, - это явление, прежде всего, этическое. Труд – процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи. Труд рассматривается как стремление стать над вещью, как способ познания вещи и самого себя. («Краткая философская энциклопедия»). Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. («Философский энциклопедический словарь»). Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева.

        О.Г. Носкова приводит следующее определение труда: труд — общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов.

     В труде существенна не только техника  труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознапе людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд.

     Труд является основным видом человеческой деятельности, главные характеристики которого признаются характеристиками профессиональной (предметной) деятельности, которая должна отвечать следующим психологическим признакам труда.

1.   Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый деятелем результат должен мыслиться как позитивно ценный для более широкой группы людей, т. Е. как социально ценный.

2.   Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Деятельность становится трудом в том случае, когда является не только обязательной для субъекта, но и непременно целесообразной.

3.   Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Последнее предполагает не спонтанное использование определенных средств, а при условии знания их возможностей и ограничений применение общественно выработанных правил.

4.   Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Человек как субъект труда участвует в той или иной фазе, стадии общественного производства определенных продуктов или социальных услуг. Знание или предвосхищение работником характера социальной активности людей, прямых и косвенных отношений между людьми на разных этапах производства, порою даже опосредствованных временем и пространством межличностных взаимодействий людей как субъектов является сущностным условием труда.

      Наиболее  общей характеристикой труда  является то, что это деятельность, направленная на получение социально ценного результата. Но кроме того,  по мнению Е.А.Климова, труд отличается от игры, учения, общения еще тремя признаками, так что всего получается четыpе существенных признака труда:

  1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
  2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
  3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое

       происхождение и способы употребления;

  1. в труде люди вступают между собой в особые межличностные 
           производственные отношения.

    Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в  труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам. Труд будет иметь полную психологическую структуру, если в данном конкретном случае все четыре признака его выражены в удовлетворительной степени.

   Е.А.Климов также говорит о том, что в труде предполагаются знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или обоснованное знание, что существует именно один-единственный вариант или один наилучший способ применения их).  Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сложную сознательную регуляцию и юридическую ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     При  выполнении трудовой деятельности важная роль принадлежит процессам ее психической  регуляции. Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:

         I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):

     1)   чувственный образ (сенсорный, перцептивный),

    2)   репрезентативный конкретный образ (представления памяти,  

          воображения),

     3)   репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы

           понятий, усвоенные алгоритмы действий).

     П. Образ субъекта:

     1) актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в

          данный момент, своем месте в системе межличностных отношений,

        своих возможностях и ограничениях),

     2) обобщенный «Я-образ» («Я — концепция» — я в прошлом, я ныне,

          я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной

          общности, я как организм, как индивидуальность, как член

          общества).

     III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

     1) потребности, потребностные состояния,

     2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

     3) характер как свойственная человеку система устойчивых отношений

         к разным сторонам действительности,

     4) направленность личности, мировоззрение.

     Выделяются  две основные группы психологических  регуляторов труда:

    1. Побудительная регуляция, обеспечивающая намерения, помыслы, потребности, интересы – цели и мотивы деятельности.
 
 
    1. Исполнительная  регуляция, задающая образ цели, условий для ее достижения и способов действия; а также контроль исполнения как сравнение результата с внутренней моделью. В осуществлении этой регуляции решающая роль принадлежит когнитивным процессам – восприятию, представлению, мышлению, памяти.

     Люди  в разной степени способны различать  модальности и степень интенсивности  воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.). Это  отражается в особенностях сенсорной  организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому — увидеть, третьему — «почувствовать» предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.

     В реальной трудовой деятельности все  рассмотренные уровни и подуровни  регуляции выступают в неразрывном  единстве. Соотношение между ними является динамичным и изменяется в  зависимости от предмета, орудий и условий труда, характера решаемых задач, уровня обученности и тренированности. 
 
 

 
 

     2. Прочтите материал таблицы 1 и определите, в каких случаях имеет место трудовая деятельность в психологическом понимании. Обоснуйте свой ответ.

п/п      Пример  для оценки
1      Биомасса  в дрожжерастительном аппарате увеличивается  в размерах и приобретает ожидаемые  аппаратчиком свойства
2      Полковник Аурелиано Буэндия, закончив войну, вернулся домой и занялся привычным  с юности делом: он отливал с помощью литейной формы рыбок из золота с рубиновым глазом, которых можно было вешать за губу (рыбью) как украшение на цепочку. Изготовив партию рыбок из 18 штук, он снова переплавлял их в тигле и процесс возобновлялся. (Г.Г.Маркес. сто лет одиночества)
3      Наладчик гибких производственных систем ищет причину разладки транспортно-накопительного устройства
4      Станок  с числовым программным управлением обрабатывает ступенчатый валик и подает готовое изделие на транспортно-накопительное устройство
5      Аппаратчик  дрожжерастительного аппарата мысленно отслеживает технологический процесс и по мере необходимости включает те или иные механизмы
6      Персональный  компьютер сообщает оператору (выдает надпись), что он неправильно задал параметры формата страницы
7      Лошадь  везет повозку сена
8      Собака  таможенника обнюхивает вещи пассажиров в аэропорту
9      Происходит  извержение вулкана
10      Дама  вздрагивает от внезапного стука  в дверь

Информация о работе Психологические регуляторы труда