Психологические проявления эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.
Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические и методологические подходы к определению
сущности эмпатии……………………………………………………………………...6
1. 1. История становления понятия эмпатии…………………………………………..6
1. 2. Феномен эмпатии в современной психологии…………………………………...9
1. 3. Виды и функции эмпатии…………………………………………………………12
Глава 2. Анализ эмпатии студентов различных специальностей………………15
Глава 3. Методы совершенствования эмпатии студентов……………………...18
Заключение ……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 1.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Самораскрытие - иллюстрация на конкретном примере  того, как у других людей протекают процессы, подобные тем, которые переживает студент. Подобие должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств, ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств. Конкретные иллюстрации должны быть безоценочными, т.е. не иметь характер моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так должно быть), а бывший в действительности инцидент с различными проявлениями особого состояния, через которые проходит человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы студент имел возможность самостоятельно сделать вывод. Самораскрытие, являясь полезным эмоционально-интеллектуальным приемом стимулирования развития эмпатической культуры студентов, не меньше пользы приносит и для личностного роста педагога.

     Эмоциональный отклик - это отражение в форме  непосредственного переживания  жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Он выступает в роли регулятора общения и определяет его способы и средства. Данный прием может оказать влияние не только на отдельные действия студента, но и на его эмоциональное состояние в целом.

     Предлагаемые  эмоционально-интеллектуальные приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры студентов в границах диалогового общения способствуют использованию другого приема - установление личного контакта. Этот прием содействует обнаружению связи между двумя лицами, вступающими во взаимодействие и общение.

     Личный  контакт может быть разных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливается посредством прикосновения; визуальный - посредством взгляда; вербальный - с помощью слов; пластический - выраженный жестом; предметно-действенный - когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры студентов представляет визуальный контакт - взгляд глаза в глаза. Р.Кэмпбелл пишет: "Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей". То есть, с точки зрения формирования эмпатической культуры студентов, важно вырабатывать данное умение: "не взглядывать" на студента, выходя на общение с ним, а "смотреть" в его глаза, посылая через свой взгляд эмпатию и веру в него.

     Визуальный  контакт устанавливается нами сразу  с каждым студентом группы. Постепенно он дополняется вербальным, тактильным, предметно-действенным контактом. В процессе отработки данного приема формирования эмпатии у студентов участники общения учатся устанавливать различного вида личные контакты.

     Шутка и юмор - очень эффектный и эффективный прием формирования эмпатической культуры студентов вуза. Шутка снимает психологическое напряжение, подчеркивает доброжелательные отношения, снимает унылое или агрессивное состояние духа, а, следовательно, высвобождает активный разум и помогает решать ясно какой-либо вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию. Проблема данного приема не в его признании, а в его организации. Как научить студента шутить? Мысленно подняться над ситуацией и посмотреть на нее со стороны, попытаться обнаружить смешную сторону в противостоянии двух партнеров, при этом обозначить словесно, что видится со стороны.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Источником  эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между  собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. Содержанием же процесса эмпатии является встреча двух людей, двух миров, двух душ. Противоречие между данными разнонаправленными явлениями рождает насущную потребность в восстановлении комфорта чувств у человека через проявление эмпатии.

Структура эмпатии состоит из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Каждый из компонентов имеет свои показатели сформированности. Они определяют проявление эмпатии на разных уровнях ее развития.

При изучении содержательной стороны эмпатии ученые акцентируют внимание на разных аспектах ее формирования:

  • эмпатия рассматривается как качество личности и как процесс;
  • исследуются уровни развития эмпатии;
  • изучаются этапы ее становления;
  • отрабатываются механизмы формирования эмпатии;
  • определяются факторы эмпатийного процесса.

Таким образом, налицо широкая палитра  взглядов и мнений.

Общим же элементом признается идентификация  с другим, которая помогает понять, "предсказать" другого в результате "вчувствования".

Различия  же в употреблении термина эмпатии чаще связаны с тем, на каком аспекте делается акцент: на идентификации с аффективным (эмоциональным), когнитивным (познавательным) или коммуникативным (поведенческим) аспектом. Эмпатия может формироваться при условии общей положительной установки его на других людей. Предпосылками для воспитания эмпатии являются развитость эмоциональной идентификации, качество восприятия эмоционального конфликта (личностная рефлексия), стабильность альтруистических форм поведения.

В межличностном общении эмпатия выполняет:

     1) коммуникативные, регулятивные эмотивные,  социально-перцептивные функции  в процессе общения;

     2) эмпатия опосредует личностное  развитие участников общения  - снимает эмоциональный дистресс, помогает субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию;

     3) способствует подтверждению, самораскрытию,  поддержке и облегчению страданий объекта эмпатии;

     4) эмпатия может выполнять функцию  сдерживания агрессии личности, если она имеет высокий уровень развития (например, просоциальная эмпатия). Если же уровень развития эмпатии отличается примитивностью, субъект не способен в эмоциональном отклике на переживания других, не способен прогнозировать действия другого и распознавать его эмоциональные состояния, то эмпатия теряет функцию предотвращения агрессии. В этом случае она бессильна.

Таким образом, эмпатия в современной  психологической науке является объектом пристального изучения ученых. При этом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивной профессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельности выступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объект формирования.

Анализ  различных подходов к трактовке  сущности и становлению эмпатии у студентов позволяет выявить основные ее компоненты.

1. Произвольная  децентрация, перенос своего "Я"  в другого человека, сонастроенность  с ним на одну "эмоциональную  волну".

2. Сопереживание  и сочувствие как формы соучастия  в эмоциональном состоянии партнера  по общению.

3. Постижение эмоционального состояния другого через осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию (рефлексия).

4. Активное  эмпатическое слушание.

5. Конгруэнтность  выражения своего собственного  подлинного "Я".

6. Передача  партнеру по общению понимания его переживаний с помощью вербальных и невербальных средств.

     Достаточная развитость указанных выше компонентов, выраженность их в целостном единстве - признак высокого уровня сформированности эмпатии у студентов.

 

                                          Список использованной литературы 

1. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

2. Алтухова Е.В. Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент. 2007. - № 1. - С. 270-274.

3. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессионального образования. - 2007.

4. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века М., "Когито-центр", 2008.

5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. 2007.

6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис.… канд. псих. наук. – М., 2007.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ, Астрель, 2008.

8. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко, 2008. - № 1.

9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: 2009.

10. Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008.

11. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. 2009.

12. Курпатов А., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.

13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: 2009.

14. Носкова Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов- психологов в процессе обучения // Психология обучения. - 2009.

15. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность. 2007.

16. Полякова В.В. Формирование признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков 2008.

17. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской, - М.: Эксмо, 2007.

18. Юсупов  И. М. Психология эмпатии. Теоретические  и прикладные аспекты. Автореф. дис. д-ра пс. наук. - СПб., 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рис. 1 Уровни эмпатии  студентов факультета управления и права  по методике Юсупова

Приложение 2

Рис 2. Уровни эмпатии студентов  строительного факультета по методике Юсупова

Приложение 3

Рис 3 Уровни эмпатии студентов  радиотехнического  фак. по методике Юсупова

Приложение 4

Рис. 4 Уровни эмпатии студентов экономического факультета по методике Юсупова

Приложение 5

Рис. 5 Средние баллы  по шкалам эмпатии  методики Юсупова  у студентов факультета управления и права.

Приложение 6

Рис. 6 Средние баллы по шкалам эмпатии методики Юсупова у студентов строительного факультета.

Приложение 7

Рис. 7 Средние баллы  по шкалам эмпатии  методики Юсупова  у студентов строительного  факультета.

Приложение 8

Рис. 8 Средние баллы  по шкалам эмпатии  методики Юсупова  у студентов строительного факультета.

Приложение 9

Рис. 9 Уровни эмпатических способностей студентов  по методике Бойко.

Приложение 10

Рис. 10 Сравнительный анализ эмпатических способностей студентов по методике Бойко.

Информация о работе Психологические проявления эмпатии