Психологические проявления эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.
Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические и методологические подходы к определению
сущности эмпатии……………………………………………………………………...6
1. 1. История становления понятия эмпатии…………………………………………..6
1. 2. Феномен эмпатии в современной психологии…………………………………...9
1. 3. Виды и функции эмпатии…………………………………………………………12
Глава 2. Анализ эмпатии студентов различных специальностей………………15
Глава 3. Методы совершенствования эмпатии студентов……………………...18
Заключение ……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 1.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Названные виды эмпатии рождают разное поведение  по отношению к другому и его  нуждам. В случае личностного дискомфорта  или дистресса человек предпринимает  усилия, направленные на преодоление  своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия "за себя". Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой "за другого".

 
 

Глава 2. Анализ эмпатии  студентов различных  специальностей.

Мы предположили, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов  разных специальностей. И для проверки данной гипотезы провели экспериментальное исследование на базе ЧГУ.

В исследовании приняли участие 40 студентов 4 различных  факультетов: управления и права, строительного, радиотехнического, и экономического (по 10 с каждого факультета).

Использовались  следующие методики:

     Тест  эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым

     Методика  диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

     Принцип построения методики экспресс-диагностики  эмпатии И.М. Юсупова основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

     Методика  состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

     Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к  чувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого". При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.

     Методика  В.В. Бойко направлена на выявление эмпатических особенностей личности. Испытуемым предлагается 36 вопросов, ответы на которые позволяют оценить различные уровни эмпатии. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Каждая шкала включает в себя ответы на шесть вопросов, объединенных общей темой. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. В.В.Бойко выделяет шесть уровней эмпатии. Протоколы исследования и полный текст методик представлены в Приложении.

Анализ  результатов исследования.

В результате диагностики эмпатии по методике Юсупова было установлено следующее. Среди студентов факультета управления и права средний уровень эмпатии  выявлен у 8-ми человек, у двоих  отмечается низкий уровень (см. рис.1)

(См  Приложение 1)

У всех студентов строительного факультета показатели эмпатии находятся в  границах среднего уровня. Низкий уровень  эмпатии не выявлен (рис.2).

(См  Приложение 2)

Среди студентов радиотехнического факультета низкий уровень эмпатии выявлен у одного студента, у остальных отмечается средний уровень (рис.3).

(См  Приложение 3)

У всех студентов экономического факультета выявлен средний уровень эмпатии (рис.4). ( См Приложение 4)

Далее мы исследовали степень выраженности эмпатии по отдельным шкалам методики Юсупова. Номера шкал в графиках соответствуют следующим категориям:

     1 шкала – эмпатия с родителями;

     2 шкала – эмпатия с животными:

     3 шкала – эмпатия со стариками;

     4 шкала – эмпатия с детьми;

     5 шкала – эмпатия с героями  художественных произведений;

     6 шкала – эмпатия со знакомыми  и малознакомыми людьми.

Как видно  из диаграммы на рис. 5, у студентов факультета управления и права наиболее выражена эмпатия с животными, и наименее выражена – с героями художественных произведений. ( См Приложение 5)

У студентов  строительного факультета также  более других выражена эмпатия с  животными и наименее – с героями  художественных произведений (рис 6).

( См Приложение 6)

Среди студентов радиотехнического факультета наиболее выражена эмпатия с родителями и с животными (рис. 7). ( См Приложение 7)

У студентов  экономического факультета также наиболее выражена эмпатия с родителями и с животными (рис. 8). ( См Приложение 8)

Далее мы произвели расчет среднего балла  по всем шкалам эмпатии методики Юсупова и сравнили полученные результаты у студентов всех четырех факультетов (рис. 9).

Как видно  из рис., наибольшей эмпатией обладают студенты строительного факультета. Наименьший уровень эмпатии отмечается у студентов радиотехнического факультета.

Затем мы провели диагностику уровня эмпатических способностей по методике Бойко (рис.9). ( См Приложение 9)

Как видно из диаграммы на рис. 9, студенты различных специальностей обладают разными уровнями эмпатических способностей по методике Бойко. Далее, мы рассчитали средний балл по пяти уровням эмпатических способностей методики Бойко, и отразили полученный результат в диаграмме на рис. 10.

(См  Приложение 10)

Как видно  из диаграммы на рис.10, студенты строительного факультета обладают наибольшими эмпатическими способностями. У студентов радиотехнического факультета эмпатические способности наименее выражены.

Далее мы провели сравнительный анализ сформированности эмпатии у студентов, используя результаты диагностики по двум методикам (рис.11).

 ( См Приложение 11)

Мы видим, что графики на рис.11 показывают разную степень выраженности эмпатии у студентов различных специальностей. По результатам методики Юсупова и методики Бойко, у студентов строительного факультета эмпатия более выражена, а студенты радиотехнического факультета обладают наименее выраженными эмпатическими способностями.

Глава 3. Методы совершенствования  эмпатии студентов.

Формированию  эмпатической культуры студентов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:

  • приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
  • приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;
  • сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под "другим углом";
  • развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
  • скорректировать систему отношений к окружающему миру.

     Основными элементами тренинга традиционно считаются  деловые, ролевые игры и дискуссия.

     В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой  степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения - необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:

  • моделирование процесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;
  • распределение ролей между участниками игры.

     В рамках тренинга развивается диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества студентов.

     Диалоговое  общение как метод располагает  богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Кратко раскроем суть данных приемов.

     Идентификация (от лат. identificare - отождествление) - это  способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. В рамках нашего исследования представляет интерес рассмотрение идентификации как механизма переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. В процессе этого проникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.

     Когнитивная интерпретация - это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт. Основная цель - помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.

     Резюмирование - прием, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают студенту понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.

     "Зеркало" - прием повторения последней  фразы с изменением порядка  слов. Этот прием предполагает только отражение высказывания студента. "Зеркало" помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный прием направлен на установление взаимопонимания.

     Разновидность приема "Зеркало" - "Эхо". Это  повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли студента и приписывания ему того, что не было сказано.

     "Имя  собственное" - при взаимодействии  со студентом следует чаще  обращаться к нему по имени,  что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения.

     Подбадривания и заверения - это приемы подтверждения  того, что педагог хочет принять  мысли и чувства студента безотносительно  к тому, какими бы они не оказались. Приведем примеры реакций такого типа: "Да, я понимаю твое состояние", "Продолжайте, продолжайте. Это интересно", "Приятно слышать".

     Иногда  подобные реакции мы использовали в  нашей опытно-экспериментальной  работе в самом начале диалогического общения. Их чаще всего называют открывающими, т.е. такими, которые способствуют открытию диалога, особенно в самом начале. Эти реакции снижают напряженность собеседника, возникающую из-за боязни быть непонятым или получить молчаливый отказ.

     Вопросы, проясняющие позицию студента (т.е. вопросы с его точки зрения). Это такие неоценочные вопросы, которые являются реакцией педагога на высказанное и выраженное студентом мнение в диалоге. Основная цель таких вопросов - стремление прояснить мысли, чувства и представления студента.

     Ими можно направлять его, но в то же время привлекать внимание к определенным аспектам его собственных переживаний, мыслей и представлений. Проясняющие вопросы - это обращение к говорящему за уточнением. Они помогают сделать его высказывание более понятным, способствуют более точному его восприятию педагогом. В качестве ключевых фраз, используемых как выясняющие, уточняющие вопросы, побуждающие к дальнейшим высказываниям, могут быть: "Тебя что-нибудь беспокоит?", "Не повторишь ли ты еще раз то, что сказал?", "Я не понимаю, что ты имеешь в виду?", "Так что же главное?".

Информация о работе Психологические проявления эмпатии