Психологические проявления эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.
Цель курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические и методологические подходы к определению
сущности эмпатии……………………………………………………………………...6
1. 1. История становления понятия эмпатии…………………………………………..6
1. 2. Феномен эмпатии в современной психологии…………………………………...9
1. 3. Виды и функции эмпатии…………………………………………………………12
Глава 2. Анализ эмпатии студентов различных специальностей………………15
Глава 3. Методы совершенствования эмпатии студентов……………………...18
Заключение ……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 1.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

       Федеральное агентство по образованию

Филиал  ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный  
инженерно-экономический университет»  г. Чебоксары
 
 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Интеркультурные взаимоотношения

                         в туризме, гостиничном  хозяйстве» 

на тему: «……………………………………………» 
 
 
 

Выполнила:_____________

Группа  №:_____________

Научный руководитель:

к. ф. н., доцент А. Ю. Исаева 
 
 
 

Чебоксары-2010

Федеральное агентство по образованию

Филиал  ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный  
инженерно-экономический университет»  г. Чебоксары
 

Кафедра__________________________________________________

Дисциплина_______________________________________________ 

Задание на курсовую работу студенту 

 

Тема  курсовой работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основные  вопросы, подлежащие разработке (исследованию):

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Срок  сдачи курсовой работы «_______»_______________________2010 г.

Заведующий  кафедрой ____________ Карпович И. Е.

Руководитель  курсовой работы___________________________________________

«_______» ______________ 2010 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4

Глава 1 Теоретические и  методологические подходы  к определению 

сущности  эмпатии……………………………………………………………………...6

1. 1. История  становления понятия эмпатии…………………………………………..6

1. 2. Феномен  эмпатии в современной психологии…………………………………...9

1. 3. Виды и функции эмпатии…………………………………………………………12

Глава 2. Анализ эмпатии  студентов различных  специальностей………………15

Глава 3. Методы совершенствования  эмпатии студентов……………………...18

Заключение ……………………………………………………………………………..23

Список  использованной литературы………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...26

                                                             Введение

В настоящее  время одной из важнейших задач  развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.

Резкие  изменения в политической и социально-экономической  структуре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, возникающие у взрослых, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Все чаще мы видим примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты. Но это лишь морально-этическая сторона рассматриваемого нами вопроса, есть еще и практическая. Проблемы эмпатии в настоящее время разрабатываются для решения таких практических задач: как облегчение взаимодействия людей в группе, эффективность управления различными социальными группами, усовершенствование техники психотерапии, адаптация ребенка к миру взрослых.

     Эмпатия является ведущей социальной эмоцией  и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".

     Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.

     Цель  курсовой работы: изучение психологических особенностей проявления эмпатии современного студента.

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть развитие представлений об эмпатии и современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
  2. Проанализировать особенности эмпатии у студентов.
  3. Определить роль эмпатии в развитии личности студента.
  4. Обосновать значение социально-психологического тренинга как как средства повышения эмпатии студентов.

Объектом курсовой работы является эмпатия как собственно психологическое образование личности.

Предмет курсового исследования - механизмы эмпатийного взаимодействия и функции эмпатии в межличностном общении студентов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили  работы таких авторов, как: Гаврилова Т.П., Полякова В.В., Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Сущенко С.А. и других.

Глава 1 Теоретические и методологические подходы к определению сущности эмпатии.

1. 1. История становления  понятия эмпатии.

В современной  психологии всякое проявление эмоциональной  активности ребенка, по существу являющееся сопереживанием, сочувствием, внутренним содействием, рассматривается в рамках единой проблемы эмпатии.

Эмпатию принято трактовать либо как способность  человека понимать мир переживаний  другого, либо как способность соучаствовать  в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого.

История становления понятия эмпатии  восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Спенсер, Шопенгауэр) и понятию  вчувствования (Фишер, Лотце, Липпс).

Понятие симпатии существовало еще в древнегреческой  философии и трактовалось у стоиков  как духовная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют  друг другу. В этических системах Смита (1895), Спенсера (1876), Шопенгауэра (1896) симпатия понимается как естественное свойство человеческой души сочувствовать, сострадать другому человеку, регулирующее взаимоотношения между людьми, как основе совести, справедливости и альтруизма.

Теория  симпатии наиболее полно и последовательно  была разработана Шелером (1926). Для него симпатия не только соучастие в эмоциональной жизни другого, разделение его чувств. Это интенциональный акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. В акте симпатии реализуются потенциальные возможности человека, на каком бы уровне не осуществлялась симпатия - на органическом или духовном. В соответствии с уровнями соучастия Шелер разработал классификацию форм симпатии от низших (подражание, вчувствование) к высшим, вплоть до космического чувства.

Помимо теории симпатии проблема эмпатии в значительной мере связана с теорией вчувствования, разработанной в эстетике и психологии Липпса (1907).По Липпсу вчувствование - это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое "Я". Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и предметом, и в результате предмет "возникает сам собой", "сам себя вызывает благодаря такой деятельности".

Вчувствование в другого человека основано на желании  обнаружить в нем собственные  переживания. Наблюдая мимику чужого лица, субъект подражает ей инстинктивно, подражание мимике вызывает соответствующее ей чувство, уже знакомое субъекту. Происходит "вчувствование аффекта". Таким образом, всякий акт познания (включая объекты природы, искусства) сводится к самопознанию через объективацию своего "Я".

Как Липпс, так и исследователи симпатии показали, что и вчувствование, и симпатия направлены на познание внутреннего мира других людей, предполагают наличие собственного опыта переживаний, которые по-разному осуществляются в процессе вчувствования и симпатии, соотнесение этого опыта с воспринимаемым эмоциональным состоянием другого.

Понятие эмпатии было введено в психологию в 1903 году Титчером для обозначения  процесса вчувствования (1909). Если симпатия обозначает соучастие в переживаниях другого (syn + pathos - чувствовать "с"), то эмпатия подразумевает направленность на внутренний мир другого человека (en + pathos -чувствовать "в").

Современными  исследователями эмпатия рассматривается  и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.

Значительная часть психологов, изучающих эмпатию в лабораторном эксперименте, понимают эмпатию как эмоциональный ответ на переживания другого (Стотлэнд, 1971; Бергер, 1962; Хэнер, 1960), разделение чувств другого на любом аффективном уровне (Мехребиэн и Эпстейн, 1972), способность разделять и облегчать переживания других людей (Л. Мерфи, 1973; Ленроу, 1965).

Отражая наиболее распространенное толкование эмпатии, Шибутани (1969) определяет эмпатию  как понимание аффективных ориентации другого, соучастие в его переживаниях.

В других концепциях эмпатия рассматривается  как осмысление внутренней жизни человека, не сопровождающееся переживаниями (В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, У.П. Короленко, 1975), то есть как чисто интеллектуальный процесс, или понимание.

Однако  психологами Даймонд и Бронфебреннер, исследующими эмпатию как понимание, была показана связь этого процесса с эмоциональными сторонами личности. В их трактовке эмпатия — это социальная сензитивность или социальный инсайт, то есть способность индивида распознавать мысли и чувства другого человека. Эти исследователи строят свои эксперименты на предиктивном типе эмпатии. Их интересует, как незнакомые люди предсказывают ответы друг друга в специально организованной ситуации. По словам Даймонд, эмпатия осуществляется в данном случае как "интеллектуальная репродукция внутреннего мира человека".

Несмотря  на то, что Даймонд и Бронфенбреннер рассматривают эмпатию как когнитивную способность понимать людей, среди выделенных ими свойств, ведущими оказались свойства, облегчающие процесс понимания, связанные с эмоциональностью и мотивацией. "Понимающие" по Даймонд и Бронфебреннер оказались так же и эмпатийными, то есть сочувствующими, общительными, помогающими и т.д.

Информация о работе Психологические проявления эмпатии