Психологические проблемы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Психология и этика делового общения акцентирует внимание на общении как партнерском взаимодействии.

Содержание

Введение
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
2. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
3. Методы изучения общения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психологические проблемы общения.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Среди главных психологических  причин аутистического развития можно назвать  следующие:

1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности.

2. Слабость общего  и психического  тонуса, отсюда - быстрая  пресыщаемость контактами, недостаточность  произвольного внимания и других произвольных форм поведения.

3. Аутические психопатии, которые могут  стать серьезными  и труднопреодолимыми  причинами одиночества.  Они могут быть  обусловлены следующими  факторами: токсикозы  при родах, психотравма  матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, - то есть обстоятельствами рождения ребенка.

Отчужденность - проявляется как  чувство бессилия перед повседневными  проблемами, чувство  бессмысленности  происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадением из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения.

Стержнем  отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации.

Причиной  такой дезориентации  может быть социальная ситуация, в которой  имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм.

проблема  общение психологическая  деловое

Аномия  формирует чувство  бесцельного существования, бессилия, чувство  собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.

Отчужденный не принадлежит к  группе, социальные связи нарушены. Современные  высокобюрократизированные  системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность  общения отчужденных  значительно ниже среднего по выборке  и объясняется  как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической  отъединенностью.

Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.

В последние годы у  юношества, испытывающего  самые разные трудности  в общении, появилась  возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практических занятий, консультаций.

Опрос участников одной  из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО ("Саморегуляция и успешность межличностного общения") и опросник "Семья и друзья", а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ.

По  своему демографическому составу и психологическим  характеристикам  группа из школы общения  значительно отличается от старшеклассников обычной средней  школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудности, составляет от 1/4 (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до 3/4 (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения.

Оказалось, что полная семья  есть только у половины опрошенных, у остальных  в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружеских связей.

Слушатели школы общения  менее свободны, раскованны; они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и  жесты, невысоко оценивают  свои возможности  в сфере общения  и способность  влиять на людей. Низок  уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность доверительного общения.

Такой большой вес и  разнообразие различных  трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общим стремлением  к улучшению своих  взаимоотношений  и большей удовлетворенности  общением, позволяет  предположить наличие  синдрома трудностей. В одних случаях это - определенный дефект личностной структуры, в других - неблагоприятное сочетание свойств личности с отсутствием умений.

Трудности лиц, обратившихся в  школу общения, выражаются в доминировании  таких черт, как  застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащихся средней школы.

Психологические принципы для выработки  рекомендаций и оказания профессиональной психологической  помощи должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить.

Роль  психолога в этом случае должна заключаться  в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.

3. Методы изучения  общения

Методы  научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы  изучения межличностного общения можно  разделить на четыре группы (табл.1).

Таблица1.

 
Личностно - коммуника-

тивные  свойства

Межличностные

отношения

Социальная  мотивация

в сфере общения

Самоотношение, само - оценка, самоуважение  
CPI POI-CAT СМО LSI (ИЖиС)  
FPI OMO БН СОТКУ  
СУМО AMORE МАФ СО-14, СО-25  
ПАЛ КОСКОМ МЛП ЛК  
СИГ "Значимые  лица"      
  "Привязанности"      
  "ЛЕБЕДЬ"      
         

1. Методы измерения  особенностей общения  и личностно - коммуникативных  свойств.

Калифорнийский (СРI) и Фрейбургский (FРI) личностные опросники, СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения) В.Н. Куницыной, ПАЛ (профильный анализ личности) в модификации В.М. Погольши, СИГ (тест социального интеллекта) Д. Гилфорда и М. Салливена (адаптирован Е.М. Михайловой-Алешиной).

2. Методы исследования  межличностных отношений.  В их число входят тест Э. Шострома в адаптации Л.Я. Гозмана (РOI - САТ) и другие методы измерения межличностных симпатий и привязанностей, разработанные Л.Я. Гозманом и его соавторами; ОМО (тест на совместимость) В. Шутца, а также разработанный В.Н. Куницыной блок методик измерения эмоциональных взаимоотношений. В него входят следующие методы:

1. АМОRЕ (установки на определенный тип симпатии и любви);

2. БЕТРОЗИ и ПРИМАТ (первый  опросник измеряет  привязанность к  близкому человеку (не  родственнику), второй - привязанность к матери);

3. "ЛЕБЕДЬ" (установки и типы  поведения в интимных  отношениях);

4. АПЭ (авторитетность, понимание и эмоциональная  близость в супружестве);

5. "ЗНАЧИМЫЕ  ЛИЦА" (партнерский  и зависимый типы  отношений со значимыми  людьми).

6. Опросник КОСКОМ (коммуникативная и социальная компетентность), в котором есть шкала стабильности человеческих отношений.

3. Методы исследования  социальной мотивации  в сфере общения. "Боязнь  неудачи" (БОН)  Элерса, "Мотивация  социального успеха" (СМО)  Г. Айзенка, опросник  Эдвардса (МЛП), МАФ (метод измерения аффилиации).

4. Методы измерения  самоотношения, самооценки, самоуважения и  психологической  зашиты.

СОТКУ В.Н. Куницыной, СО-25 и СО-14 - самооценка свойств социального  интеллекта; методики Р. Плутчика (LSI) и Е.В. Чумаковой для исследования механизмов психологической защиты; ИЖИС - методика "Индекс жизненного стиля", ЛК - личностный контроль.

СРI - "Калифорнийский личностный опросник". Автор - Н. G. Gough. Опросник опубликован в 1951 г. и измеряет характеристики и свойства личности, необходимые для успешного взаимодействия и общения, а также особенности поведения индивидов в новой культуре и обстоятельствах. Он создавался для измерения преимущественно позитивных и желательных свойств личности, проявляющихся как в неформальном, так и в ролевом, функциональном общении и глубоко пронизывающих все человеческое поведение.

Опросник  содержит 480 суждений (178 из них взяты из ММРГ), предъявляемых в утвердительной форме; 12 суждений продублированы для упрощения машинной обработки. Он позволяет получить 18 стандартных оценок на основе 20 шкал, объединенных в 5 основных классов на основе общих принципов интерпретации. Ответы фиксируются на специальном бланке. Время заполнения - от 45 минут до 1 часа. По результатам тестирования составляется индивидуальный профиль, который сравнивается со стандартным профилем.

FРI - "Фрейбургский личностный опросник". В исследовательскую практику отечественной психологии его ввела Н.Г. Колызаева, осуществившая в 1983 году перевод и адаптацию теста.

В отличие от предыдущего опросника FРI позволяет наряду с позитивными свойствами оценить многие негативные нежелательные проявления в общении, разнообразные виды агрессивности, эмоциональной незрелости, эгоцентричности, специфичности взаимодействия в зависимости от психосоматических нарушений и др.

СУМО - " Саморегуляция и успешность межличностного общения". Методика разрабатывалась В.Н. Куницыной с 1985 по 1990 г. Окончательный вариант опросника оформился к 1991 г., прошел многоступенчатую валидизацию и обнаружил устойчивые связи с известными личностными психологическими опросниками - тестами Кеттелла, Айзенка, ММРI, Элерса и другими. Методика СУМО позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с неформальным межличностным доверительным общением, - в частности, выявить степень владения коммуникативными навыками и умениями, наличие трудностей общения, характер этих трудностей и степень их осознания, выявить свойства личности, связанные с этими трудностями, стили общения, степень контактности, коммуникативной совместимости, а также общий уровень социального интеллекта и коммуникативно-личностный потенциал.

В опросник входят 18 основных и 18 дополнительных шкал. Каждая шкала  содержит 6 утверждений (в  сумме - 108); выраженность свойств оценивается от 1 до 12 баллов.

Оценка  социального интеллекта выводится как  среднее от суммы  значений по 12 основным шкалам опросника. Средний  балл социального  интеллекта выражается также в пределах от 1 до 12 баллов.

ПАЛ - "Профильный анализ личности". Методика адаптирована В.М. Погольшей в 1995-1998гг. Первая форма методики была создана в1958г. Т.М. Хендриксоном.

В настоящее время  ПАЛ является превосходным средством для  выявления поведенческих  характеристик индивида, особенно поведения  в экстремальной  ситуации.

Информация о работе Психологические проблемы общения