Психологические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить существующие психологические причины неуспеваемости учащихся и возможные пути их преодоления.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить психологические причины неуспеваемости младших школьников.
3) Выявить возможные пути устранения неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников.
1.1. Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2. Классификации типов неуспеваемости. Классификации причин, вызывающих неуспеваемость школьников…………………………………………………………………7
Глава 2. Психологические причины неуспеваемости младших школьников.
2.1. Характеристика психологических причин школьной неуспеваемости. …………………………………………………………………………………………….…12
2.2. Психологические особенности неуспевающих школьников. ……………………………………………………………………………………………….14
2.3. Возможные пути устранения школьной неуспеваемости. ………………………………………………………………………………………………..18
Заключение. …………………………………………………………………….....25
Список литературы. .....……………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение. ……………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические  аспекты неуспеваемости школьников.

    1. Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
    2. Классификации типов неуспеваемости. Классификации причин, вызывающих неуспеваемость школьников…………………………………………………………………7

Глава 2. Психологические причины неуспеваемости младших школьников.

2.1.      Характеристика психологических причин школьной  неуспеваемости.  …………………………………………………………………………………………….…12

2.2.      Психологические особенности неуспевающих школьников.  ……………………………………………………………………………………………….14

2.3.      Возможные пути устранения школьной неуспеваемости.  ………………………………………………………………………………………………..18

Заключение.   …………………………………………………………………….....25

Список литературы.   .....……………………………………………………….27                                                       
 
 
 
 
 

Введение

 

     До  сих пор одним из самых “больных”  мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.

     Анализ  литературных источников показывает, что многими авторами изучается  проблема неуспеваемости школьников. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.

     Проблема  школьной неуспеваемости - одна из центральных  в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера( семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей); так и психологического( недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза). Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

     Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические  причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

     В настоящее время для научной  мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.

     Не  смотря на пристальное внимание педагогов  и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.

     Все это и обусловило актуальность темы исследования.

 Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.

 Предмет исследования: психологические причины школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

 Цель исследования: выявить существующие психологические причины неуспеваемости учащихся и возможные пути их преодоления.

     В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

     1) Проанализировать научную и методическую  литературу по проблеме исследования.

     2) Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить психологические причины неуспеваемости младших школьников.

     3) Выявить возможные  пути устранения  неуспеваемости у детей младшего школьного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты  неуспеваемости школьников.

    1. Понятие «неуспеваемость» в  психолого-педагогической литературе.

Под неуспеваемостью  понимается ситуация, в которой поведение  и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении [5].

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями. Он считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушаются. В. Оконь солидарен с М.А. Даниловым, потому что определяет неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного процесса (учениками и учителями) и внешними условиями. Частные характеристики учебного труда даны в работе А.М. Гельмонта. Он указывает на разные уровни усвоения учебного материала. Под учебным материалом он имеет в виду параграфы учебника, а разные типы усвоения он соотносит с определённым уровнем смысловой переработки текста. А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие группы [6]:

1. Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя, имеют большие трудности при понимании текста учебника.

2. Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются  анализом-синтезом, например, только  тогда, когда речь идёт о  конкретных предметах, явлениях.

Общим для той  или иной группы является нежелание  напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным  формам и методам работы.

К сожалению, большинство исследований сосредоточено на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Известна замечательная фраза: “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Думается, эта цитата применима не только к физическим недугам, но и к такому педагогическому явлению, как неуспеваемость.

Наилучшие определения  мы нашли в книге В.С. Цетлина  “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение". Вот строки из этой книги: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года” []. Здесь же В.С. Цетлин даёт определение отставанию. “Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности”. Нельзя не согласиться с автором книги, что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Далее он указывает, что в неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их [3].

1.2.Классификации типов неуспеваемости. Классификации причин, вызывающих неуспеваемость школьников.

 

    В зависимости  от причин, которые вызывают неуспеваемость существует несколько подходов к  классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые их них.

    Так, А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости –  абсолютную и относительную.

      • абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками "2" и "1" и соотносится с минимальными требованиями школьной программы;
      • относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся [9].

    А.М. Гельмонт и  Н.И. Мурачковский представляют другую классификацию, построенную в зависимости  от устойчивости отставания. Они выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины её возникновения в каждом случае. 

    Таблица 1 Степень  школьной неуспеваемости и причины  ее возникновения

  • Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам  длительное время)
  • Неподготовленность.
  • Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства).
  • Нерадивость, лень.
  • Недостаточный уровень общего развития.
  • Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам).
  • Недостатки преподавания.
  • Недоработки в предыдущих классах.
  • Отсутствие интереса к учебе, сознательности.
  • Эпизодическая неуспеваемость (то по одному то по другому предмету).
  • Недочеты преподавания.
  • Неаккуратное посещение школы.
 

    Польский исследователь  В.С. Цетлин, анализируя литературу по проблеме неуспеваемости, акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, что школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах знаний, но и в отношении учащихся к учению.

    Классификация английского  автора Ф. Шонелла составлена на основании  выделения вызывающих ее причин, а именно:

    А – общая неуспеваемость, к которой ведет тупость;

    В – общая неуспеваемость (исправленная и неисправленная) или  специальная (исправленная и неисправленная).

    С – неуспеваемость, вызванная нереализованными возможностями  ребенка. Высшая степень этой неуспеваемости ведет в "В", т.е. к общей неуспеваемости.

    Н.П. Локалова выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учебе и  отставание по отдельным предметам.

    Для того чтобы  добиться эффективной работы по преодоления  школьной неуспеваемости, необходимо, прежде всего, определить вызывающие ее причины. Среди специалистов, уделяющих внимание этой проблеме, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости, но анализ соответствующей литературы позволил выделить несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:

      • физиологический фактор;
      • социальный фактор;
      • психологический фактор.

    П.П. Блонский (1930, 1965) считал, что причинами неуспеваемости могут стать патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни), неблагоприятное утробное детство, плохая успеваемость родителе и др.

    Л.С. Славина среди  причин неуспеваемости называет следующие:

      • неправильное отношение к учебе;
      • трудности усвоения учебного материала;
      • неумение трудиться;
      • отсутствие познавательных учебных интересов;
      • отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформулированные навыки и способы учебной деятельности.

    Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский выделяют такие причины  неуспеваемости как пробелы в  знаниях, в навыках организации  труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др. [8].

    П.П. Борисов предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные  причины в 4 крупных блока.

Информация о работе Психологические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста