Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:19, реферат
Цель работы - изучить сущность конфликтов и рассмотреть способы его разрешения.
Задачи работы:
определить понятие конфликта, причины его возникновения, изучив различные подходы к проблеме конфликта на основе теоретического анализа работ психологов; рассмотреть стили поведения;
вывести основные правила поведения в конфликте.
Введение…………………………………………………………………….…..…3
Понятие конфликта, его сущность……………………………………..…5
Психологические правила поведения в конфликтной ситуации…...….10
Заключение………………………………………………..……………………...15
Список литературы………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Контрольная работа
по
дисциплине «Психология
на тему:
Психологические
правила поведения
в конфликтной
ситуации
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………………..
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил.
Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.
Умение
анализировать причины и
Особенно
важна конфликтология для руководителей,
административно-
Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Поэтому тема данной работы является актуальной.
Исследование
социальных процессов, происходящих в
обществе, показывает, что конфликт является
одной из важнейших социальных проблем.
Среди специалистов, занимающихся изучением
конфликта, нет единой точки зрения по
вопросу о том, что он собой представляет.
Это обусловлено рядом причин: сложностью
самого феномена конфликта, а также неоднозначным
пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Цель работы - изучить
сущность конфликтов и рассмотреть способы
его разрешения.
Задачи работы:
1. Понятие конфликта, его сущность
Ежедневно на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они представляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. В отечественной литературе большинство определений конфликта носит социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.
Так, Л.Г. Здравомыслов считает, что «конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [2, С. 96].
Ю.Г. Запрудский: «социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству» [3, С. 54].
А.В. Дмитриев: «под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [1, С.54].
Итак, в самом общем виде конфликт можно определить как столкновение, серьезное разногласие, предельный случай обострения противоречия. Конфликт – это многогранное явление, относящееся к самым различным областям и формам жизнедеятельности.
Ключевым моментом в понимании сущности конфликта как явления социальной и духовной жизни человека является специфически эмоционально окрашенное отражение субъектом или субъектами некоторого противоречия. «Конфликт предполагает элемент противодействия, возникающего на фоне окрашенного негативными эмоциями отражения человеком или группой противоречия» [4, С. 250]. Таким образом, структура конфликта представлена противоречием, его негативно окрашенным отражением человеком или группой, а также противодействием, возникающим при попытке разрешить это противоречие.
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта.
В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие [10, С. 158]:
Объект конфликта — социальное явление (зачастую спорный вопрос, проблема), вызвавшее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть (руководить, манипулировать и др.) этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он:
Участники (оппоненты) конфликта — это отдельные лица, группы людей и даже организации. Наличие объекта и участников (оппонентов) конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники (оппоненты) конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.
В психологии выделяются следующие типы конфликта [12, С. 59].
Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Данная типология, как и всякая попытка расчленить социальные явления, условна, так как в реальной жизни всё взаимосвязано.
Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потеря интереса к работе.
По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).
Деструктивные конфликты — это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения [12, С. 60]:
Таким
образом, под социальным
конфликтом понимается наиболее острый
способ развития и завершения значимых
противоречий, возникающих в процессе
социального взаимодействия, заключающийся
в противодействии субъектов конфликта
и сопровождающийся их негативными эмоциями
по отношению друг к другу.
2. Психологические правила поведения
в
конфликтной ситуации
Поскольку
конфликты часто порождают
Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. Ознакомимся с некоторыми правилами [9, С. 386-390]:
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен (переполнен отрицательными эмоциями), договориться с ним трудно, а зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
Информация о работе Психологические правила поведения в конфликтной ситуации