Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
рассмотреть творческий процесс и его содержание.
определить творческую личность и проследить ее жизненный путь.
изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии…………...6
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………..6
1.2.Психологические черты и особенности творческой личности……………7
1.3 Творческий процесс и его содержание………………………………………9
1.4 Влияние творчества на развитие отношений личности…………………...11
Выводы…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Творчество и личность………………………………………………...16
2.1 Формирование и развитие личности……………………………………….16
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………………………………..18
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей………………………..21
Выводы…………………………………………………………………………...23
Заключение............................................................................................................24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом.
Итак, потребности и мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации – представляют основу и движущую силу человеческого поведения. Их следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т. д. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.
Дискуссия о подходах к диагностике креативности является почти такой же ожесточенной как спор о природе творческих способностей.
Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:
А. Методы, направленные на организацию креативной среды. К этой группе относятся:
Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.
Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей.
Рассмотрим, как это действует на примере упражнения.
Упражнение «Определение понятий».
В этом задании использован такой принцип структурно-логического моделирования, как свободное генерирование ассоциаций с последующими операциями их анализа и синтеза в виде искомой формулировки.
Алгоритм выполнения упражнения:
а) записать понятие и перечислить в столбик по ассоциации существительные, которые отражают суть понятия;
б) выбрать из них 2–3 самых точных в качестве ключевых, сформулировать определение, сделав акцент на указании существенных признаков понятия;
в) синтезировать определение из нескольких формулировок.[15]
Таким образом, мы видим, что диагностика и развитие творческих способностей многогранны. Существует множество тестов для определения творческих способностей у человека, однако низкие результаты тестирования не могут говорить об отсутствии креативности у испытуемого, так как они спонтанны. Методики предназначены для фактического определения креативности в конкретной области знания.
Выводы: Процесс развития
личности продолжается бесконечно. Не
существует количественных границ. В
течение жизни у человека меняются
взгляды, вкусы, привычки и из существа
биологического человек превращается
в личность. Потребности, мотивы, убеждения
человека являются основой поведения.
Их следует рассматривать как характеристику
личности. Психологи используют тесты
для определения творческих способностей
у человека, но являясь спонтанными они
не могут определить наличие или отсутствие
креативности.
Заключение
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.
В данной работе была предпринята попытка изучения психических особенностей творческой личности. Для этого были рассмотрены понятия творчества, творческой деятельности, рассмотрен творческий процесс, влияние творчества на развитие личности, а также особенности творческих личностей.
В изучении данного вопроса мы отталкивались от того, что психологию в первую очередь интересует внутренний мир личности, а не сам процесс создания нового. Мы выяснили, что понятие творчества не однозначно и имеет множество толкований в зависимости от того, с какой позиции рассматривать этот процесс.
В
работе рассмотрены понятия
Описание структуры творчества рассмотрено с разных позиций, однако все авторы имеют сходную точку зрения.
Были рассмотрены такие понятия как «индивид» и «личность», их свойства, выявили различия и подчеркнули их взаимосвязь, заключающуюся в том, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Творческая личность была рассмотрена через структуру эмоций и мотивации, где мы выяснили, что гениальные люди болезненно чувствительны, эмоциональны, обладают богатым воображением.
В работе приведен пример упражнения, применяемых для активизации творческой активности, проанализированы общие принципы оценки креативности.
Тот
вид деятельности, в котором лучше
всего, свободнее всего проявляется творческий
подход, и тот объём, в каком человек может
его проявить, зависит от склада личности,
от привычек, от особенностей жизненного
пути. Объединение всех сущностных сил
человека, проявление всех его личностных
особенностей в деле способствуют развитию
индивидуальности, подчеркивают, наряду
с общими для многих признаками, его уникальные
и неповторимые черты.
Информация о работе Психологические особенности творческой личности