Психологические особенности творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
рассмотреть творческий процесс и его содержание.
определить творческую личность и проследить ее жизненный путь.
изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии…………...6
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………..6
1.2.Психологические черты и особенности творческой личности……………7
1.3 Творческий процесс и его содержание………………………………………9
1.4 Влияние творчества на развитие отношений личности…………………...11
Выводы…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Творчество и личность………………………………………………...16
2.1 Формирование и развитие личности……………………………………….16
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………………………………..18
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей………………………..21
Выводы…………………………………………………………………………...23
Заключение............................................................................................................24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

психология творческой личности.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Деятельность  человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с  истинным призванием и талантом.

    Итак, потребности и мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации – представляют основу и движущую силу человеческого поведения. Их следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику. В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т. д. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

    2.3 Диагностика креативности  и развитие творческих  способностей

 

    Дискуссия о подходах к диагностике креативности является почти такой же ожесточенной как спор о природе творческих способностей.

    1. Творческие способности относятся к типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас направлено на поиск из множества решений единственно верного. Тесты измерения интеллекта (IQ) для измерения креативности не годятся.
    2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление).
    3. Люди привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций.

    Использование различных методик диагностики  творческих способностей позволило  выявить общие принципы оценки креативности:

    а) индекс продуктивности как отношение  числа ответов к количеству заданий;

    б) индекс оригинальности как сумма  индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

    в) индекс уникальности как отношение  количества уникальных (не встречающихся  в выборке) ответов к общему их количеству.

    Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения  креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

    Данные  методы можно сгруппировать по следующим  основаниям:

    А. Методы, направленные на организацию креативной среды. К этой группе относятся:

    1. Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:
    2. Спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
    3. Экспертиза идей (отбор 1– 2 наиболее удачных).

    Основной  недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.

    Б. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей.

    Рассмотрим, как это действует на примере  упражнения.

    Упражнение  «Определение понятий».

    В этом задании использован такой  принцип структурно-логического моделирования, как свободное генерирование ассоциаций с последующими операциями их анализа и синтеза в виде искомой формулировки.

    Алгоритм  выполнения упражнения:

    а) записать понятие и перечислить  в столбик по ассоциации существительные, которые отражают суть понятия;

    б) выбрать из них 2–3 самых точных в  качестве ключевых, сформулировать определение, сделав акцент на указании существенных признаков понятия;

    в) синтезировать определение из нескольких формулировок.[15]

    Таким образом, мы видим, что диагностика и развитие творческих способностей многогранны. Существует множество тестов для определения творческих способностей у человека, однако низкие результаты тестирования не могут говорить об отсутствии креативности у испытуемого, так как они спонтанны. Методики предназначены для фактического определения креативности в конкретной области знания.

         Выводы: Процесс развития личности продолжается бесконечно. Не существует количественных границ. В  течение жизни у человека меняются взгляды, вкусы, привычки и из существа биологического человек превращается в личность. Потребности, мотивы, убеждения человека являются основой поведения. Их следует рассматривать как характеристику личности. Психологи используют тесты для определения творческих способностей у человека, но являясь спонтанными они не могут определить наличие или отсутствие креативности. 
 
 
 
 
 

Заключение

    В психологических исследованиях, как  отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

    Актуальность  вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.

    В данной работе была предпринята попытка  изучения психических особенностей творческой личности. Для этого были рассмотрены понятия творчества, творческой деятельности, рассмотрен творческий процесс, влияние творчества на развитие личности, а также особенности творческих личностей.

    В изучении данного вопроса мы отталкивались  от того, что психологию в первую очередь интересует внутренний мир личности, а не сам процесс создания нового. Мы выяснили, что понятие творчества не однозначно и имеет множество толкований в зависимости от того, с какой позиции рассматривать этот процесс.

    В работе рассмотрены понятия художественного и научного творчеств, их особенности и схожесть.

    Описание  структуры творчества рассмотрено  с разных позиций, однако все авторы имеют сходную точку зрения.

    Были  рассмотрены такие понятия как  «индивид» и «личность», их свойства, выявили различия и подчеркнули их взаимосвязь, заключающуюся в том, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.

    Творческая  личность была рассмотрена через  структуру эмоций и мотивации, где  мы выяснили, что гениальные люди болезненно чувствительны, эмоциональны, обладают богатым воображением.

    В работе приведен пример упражнения, применяемых  для активизации творческой активности, проанализированы общие принципы оценки креативности.

    Тот вид деятельности, в котором лучше  всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические особенности творческой личности