Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
рассмотреть творческий процесс и его содержание.
определить творческую личность и проследить ее жизненный путь.
изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии…………...6
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………..6
1.2.Психологические черты и особенности творческой личности……………7
1.3 Творческий процесс и его содержание………………………………………9
1.4 Влияние творчества на развитие отношений личности…………………...11
Выводы…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Творчество и личность………………………………………………...16
2.1 Формирование и развитие личности……………………………………….16
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………………………………..18
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей………………………..21
Выводы…………………………………………………………………………...23
Заключение............................................................................................................24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.
Так
же и в художественном творчестве.
Творческий процесс немыслим без
воображения, которое позволяет
комбинационно–творчески
Таким
образом, в творческом процессе взаимодействуют
бессознательное и сознательное, интуиция
и разум, природный дар и приобретенный
навык.
1.4 Влияние творчества на развитие отношений личности
Схемы, представляющие различные варианты отношений, могут быть трехступенчатыми, могут быть пятиступенчатыми, семиступенчатыми, девятиступенчатыми, в зависимости от градаций, выделенных в описании (различении) вариантов отношений или подвариантов отношений.
Подсознание в творчестве
Отношение творческой личности к движениям в подсознание можно выразить в следующем схематическом построении:
Рис.1 Подсознание в творчестве
Известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим внутренним состояниям, самонаблюдение.
Самонаблюдение в творчестве
Отношение к объекту познания и к самонаблюдению можно вывести в следующую схему:
Рис.2 Самонаблюдение в творчестве
Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно.
Баланс
сознательного поведения и
Общение и уединение в творчестве
Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы.
Рис.3 Общение и уединение в творчестве
Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу.
Он работает для себя и для других людей. Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие.
Оценка и самооценка в творчестве
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку.
Рис.4 Оценка и самооценка в творчестве
Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.
Отношение к достигнутому в творчестве
Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.
В этом тоже возможны различные варианты:
Рис.5 Отношение к достигнутому в творчестве
Формирование основных положений творческой личности к процессу своей деятельности заключается в том, что образ жизни человека, занимающегося творчеством, предполагает необходимость изменения и обновления личностных взглядов, перевод внутренних подсознательных эмоций и стремлений во внешнюю оболочку своей деятельности. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства, но жизнь творческого человека — это захватывающая борьба личности внутренних и внешних мотивов и её преобразование в нечто новое [5, с. 78-87].
Выводы:
Творчество может быть охарактеризовано
новизной продукта, его объективной ценностью.
В творческом процессе взаимодействуют
интуиция и разум, сознательное и бессознательное
и т.д. любая творческая личность обладает
определенными качествами (способностями,
навыками, свойствами и т.д).
Глава 2. Творчество и личность
Вопрос о формировании и развитии личности рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация – разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности». Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности.
Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей – это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.
В схеме системной детерминации развития личности можно выделить 3 момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально – исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. [4]
Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
- Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
- Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия–интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).
-
Индивидные свойства приобретают особое
значение, если они становятся осознаваемыми,
то есть приобретают символ, означивание
(калека не может знать об ограниченности
своих действий, пока ему об этом не скажут).
[9, с. 61]
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Каждый человек может выступать сразу в нескольких ролях, в следствие этого у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Личность
является объектом изучения ряда гуманитарных
наук, прежде всего, философии, психологии,
социологии. Философия рассматривает
личность с точки зрения её положения
в мире как субъекта деятельности, познания
и творчества. Психология изучает личность
в качестве устойчивой целостности психических
процессов, свойств и отношений: темперамента,
характера, способностей, волевых качеств.
[9, с. 88]
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития (мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида).
А.Н.Леонтьев
подчёркивал невозможность
Личность
невозможна вне социальной деятельности
и общения. Только включаясь в
процесс исторической практики, индивид
проявляет социальную сущность, формирует
свои социальные качества, вырабатывает
ценностные ориентации. [9, с. 88]
Итак,
процесс развития собственно личности
может продолжаться как угодно долго.
Наука не установила никаких количественных
границ. До глубокой старости человек
меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы,
правила поведения. Человек из существа
биологического превращается в существо
социальное, общественное, становится
личностью.
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
Специфика творческой личности в эмоциональном плане изучается давно и на данный момент существуют две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь.
Традиционно
последнюю точку зрения связывают
с именем Чезаре Ломброзо. Правда сам
Ломброзо никогда не утверждал, что
существует прямая зависимость между
гениальностью и безумием, хотя и
подбирал эмпирические примеры в пользу
этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба
тела, а также плохая мускульная и половая
деятельность, свойственная всем помешанным,
очень часто встречается у великих мыслителей...
Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными,
свойственны: постоянное переполнение
мозга кровью (гиперемия), сильный жар
в голове и охлаждение конечностей, склонность
к острым болезням мозга и слабая чувствительность
к голоду и холоду». [1, с. 97]
Гипотеза
«гений и безумие» возрождается и
в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений
– это носитель рецессивного гена шизофрении.
В гомозиготном состоянии ген проявляется
в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна
болел шизофренией. В этом списке – Декарт,
Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон,
Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др. [13]
Гений
– это человек, творящий на основе
бессознательной активности, который
способен переживать самый широкий
диапазон состояний ввиду того, что
бессознательный творческий субъект
выходит из-под контроля рационального
начала и саморегуляции. [14, с. 51]
Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусства. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.
Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео– и фотодизайн. Второй фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды. [5]
Современная наука утверждает – мотивация, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но кроме этого нужны - знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм.
Для
того, чтобы потребность
Информация о работе Психологические особенности творческой личности