Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
рассмотреть творческий процесс и его содержание.
определить творческую личность и проследить ее жизненный путь.
изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии…………...6
1.1 Понятие творчества…………………………………………………………..6
1.2.Психологические черты и особенности творческой личности……………7
1.3 Творческий процесс и его содержание………………………………………9
1.4 Влияние творчества на развитие отношений личности…………………...11
Выводы…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Творчество и личность………………………………………………...16
2.1 Формирование и развитие личности……………………………………….16
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь………………………………..18
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей………………………..21
Выводы…………………………………………………………………………...23
Заключение............................................................................................................24
Список использованной литературы…………………………………………...26
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Курсовая
работа
Выполнила:
Научный
руководитель:
Содержание
Введение
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности.
Актуальность данной темы прежде всего обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно если учитывать, что интеллектуальные особенности не влияют на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенных личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – "Человека творческого". Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.
Не менее важным считается, что овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую.
Все вышеприведенные факторы обусловливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе.
В
данной работе мы попытаемся изучить
психологические особенности
В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.
Объектом изучения в данной работе послужила психология творческой личности.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
Структура
работы включает в себя введение, первую
часть (понятие, природа творчества,
творческий процесс, его особенности,
исследования зарубежных и отечественных
специалистов), вторую часть (формирование
творческой личности, ее жизненный путь,
диагностика и развитие творческих способностей),
заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
Одно
из самых распространенных определений
творчества – это все, что приводит
к созданию нового. Известный
итальянский физик Антонио
Есть и второй подход к определению и оценке творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Третий, философский подход, определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [2]. Здесь так же попытка поиска определения обычно приводит специалистов к бесплодным философским разговорам о «субъективно» и «объективно» новом.
Подведем
небольшой итог рассуждениям. Оказывается,
творчество с некоторой долей условности
можно характеризовать новизной продукта,
его объективной ценностью, неалгоритмизированностью
процесса. Важно и то, что оно универсально
и «не привязано» к определенному виду
деятельности.
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни [11, с. 34].
Большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. "Творчество" не существует в чистом виде, настоящая творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, "отработка" которых — одно из обязательных условий творческой деятельности.
Ученые–исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:
- смелость мысли, склонность к риску;
- фантазия;
- проблемное видение;
- умение мыслить;
- способность находить противоречие;
- умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;
- независимость;
- альтернативность;
- гибкость мышления;
- способность к самоуправлению [3, с. 321]
О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:
- возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;
- высокая трудоспособность;
- подчинение творчества духовной мотивации;
- стойкость, упёртость;
- увлечение работой [16, с. 10-14]
В.Моляко считает одной из основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе [12, с. 56-57].
Итак, можно вынести следующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многими исследователями данной проблемы:
1.3 Творческий процесс и его содержание
Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
2.
Сосредоточение усилий и
3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).
4.
Озарение или инсайт (гениальная
идея и простая догадка
5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Количество и название этапов в разных источниках может различаться, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.
Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простота [14, с. 51].
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: [7, с. 29]
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Что же касается изобретений, то П. К. Энгельмейер полагал, что работа изобретателя практически так же состоит из трёх актов: желание, знание, умение.
Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем.
Возникает
вероятный принцип изобретения.
В научном творчестве этому этапу
соответствует гипотеза, в художественном
— замысел.
Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
Информация о работе Психологические особенности творческой личности