Психологические особенности старшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:19, контрольная работа

Описание работы

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………..…….3
Общая характеристика психологических особенностей старшего школьного возраста…………………………………..……………………………………….4
Особенности физического развития…………………………………………….5
Умственное развитие и мотивация учебной деятельности……………………6
Эмоционально-волевая сфера…………………………………………………...9
Формирование мировоззрения…………………………………………………10
Литература…………………………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

     Развитие  чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое  влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели.

     Замечено, что, если учащийся поставил перед собой  определенную цель в учебной или  общественной работе или же четко  определил свои жизненные планы  с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников. 

     5. Формирование мировоззрения 

      Юность  – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

     Характерным приобретением ранней юности становится формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы ее реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределенностью.

     Одним из достижений этой ступени становится также новый уровень развития самосознания. Происходит открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважение; становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!".

      Одновременно  старший школьный возраст не лишен  трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

      Таковы  психологические особенности старшего школьника. 
 
 

      Литература 

  1. Аникеева  Н. П. Учителю о психологическом  климате в коллективе («Психологическая наука — школе»). М., 1983.
  2. Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд./Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  3. Немов Р.С. Психология. кн. 2. Психология образования – М.: Просвещение, 1995
  4. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989.
  5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М, 1976.

Информация о работе Психологические особенности старшего школьника