Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:19, контрольная работа
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.
Введение…………………………………….…………………………………..…….3
Общая характеристика психологических особенностей старшего школьного возраста…………………………………..……………………………………….4
Особенности физического развития…………………………………………….5
Умственное развитие и мотивация учебной деятельности……………………6
Эмоционально-волевая сфера…………………………………………………...9
Формирование мировоззрения…………………………………………………10
Литература…………………………………………………………………………..13
Введение…………………………………….…………………
Литература……………………………………………………
Введение
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет). Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. Рассмотрим психологические особенности школьников в данный возрастной период.
1.
Общая характеристика психологических
особенностей старшего школьного возраста
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
Бурное развитие самосознания наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших – может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, – то с мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени.
Яркая эмоциональность является характеристикой для молодежи старшего возраста. Она проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.
И.С. Кон указывает, что новейшие исследования опровергают мнение о юности как о «неврастеническом» периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождаются улучшением коммуникабельности и общего эмоционального самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20%1.
Юношеский
возраст по сравнению с подростковым
характеризуется большей
Так
называемые немотивированные поступки,
частые в юношеском возрасте, вовсе
не беспричинны. Чтобы понять их, следует
четко разграничивать напряженность,
а нередко – внутреннюю конфликтность
психики юноши и социальную конфликтность
его поведения.
2.
Особенности физического развития
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Со
стороны физического развития в этом
возрасте сглаживаются те диспропорции
и противоречия, которые присущи подростковому
возрасту. Исчезает непропорциональность
в развитии конечностей и туловища. Увеличивается
относительный объем груди. Выравнивается
соотношение между массой тела и объемом
сердца, а также ликвидируется отставание
в развитии сердечнососудистой системе.
Повышается мышечная сила, возрастает
физическая работоспособность, а координация
движений по своим качествам приближается
к состоянию взрослого человека. В основном
заканчивается половое созревание, общий
темп роста замедляется, но укрепление
физических сил и здоровья продолжается.
Все это сказывается на поведении старшеклассников.
Они отличаются достаточно высокой физической
работоспособностью, относительно меньшей
утомляемостью, что иногда обусловливает
переоценку своих сил, неумение более
обдуманно подходить к своим физическим
возможностям.
3.
Умственное развитие и мотивация учебной
деятельности
На более высокую ступень в этом возрасте поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. Вместе с тем, появляется сильная склонность юношеского стиля мышления к абстрактному теоретизированию, «философствованию». Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление потребности спорить об отвлеченных предметах, о которых юноши имеют весьма смутное представление.
Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д.
Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Старшие школьники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Существенной
особенностью старших школьников, таким
образом, является обостренность их
сознания и чувств в связи с
предстоящим жизненным самоопределением
и выбором, профессии. Вопрос, кем быть,
для них уже не является отвлеченным, и
решается он не без колебаний, не без трудностей
и внутренних переживаний. Дело в том,
что школьное обучение так или иначе делает
для них более привычным умственный труд,
и под влиянием этого многие юноши и девушки
мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной
деятельностью. Общественные же потребности
таковы, что подавляющее большинство старшеклассников
после окончания школы должно вливаться
в сферу материального производства. В
результате этого у отдельных юношей и
девушек, особенно из числа слабоуспевающих,
складывается ложное мнение о том, что
учение дает мало пользы: работать на заводе,
заниматься мелкой торговлей, мелким и
средним бизнесом, дескать, можно и без
среднего образования... Это отрицательного
сказывается на их отношении к овладению
знаниями. Указанные трудности требуют
оказания действенной помощи учащимся
в формировании их жизненных планов и
проведения содержательной профориентации.
4.
Эмоционально-волевая сфера
На
более высокий уровень
Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.
В
этот период усиливаются и становятся
более осознанными чувства, связанные
с общественно-политическими
Информация о работе Психологические особенности старшего школьника