Психологические особенности публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого управленца, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 4
ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 5
Оратор и его аудитория 5
Композиция публичного выступления 5
Приемы изложения и объяснения содержания речи 7
Аргументация в ораторской речи 8
Монолог и диалог в публичных выступлениях 9
Контакт оратора с аудиторией 10
Как готовиться к выступлению 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЯ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

психология делового общения.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

      Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере  недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.

      Важным  средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора - непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, - пишет А.К. Михальская. - Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию по глазам, следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним».

      Придет  на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.

      Установив контакт со слушателями, опытный  оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Заметив  это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-нибудь в зале. Например, по воспоминаниям поклонников ораторского искусства,  П.Ф. Лесгафта, собиравшего на свои популярные лекции многочисленную аудиторию, он внимательно всматривался в лица слушателей и, заметив чей-то отсутствующий взгляд, мог позволить себе непосредственно обратиться к нему со словами: «Что, милостивый государь, отсутствуете? Не о том думаете?..»

      Однако  подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием и любовью слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей - эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале... Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать речь.

Как готовиться к выступлению

      Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.д.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

      Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными. Например, из двух вариантов заглавий - «Борьба с коррупцией» и «Кто берет взятки и как с этим бороться? » - предпочтительнее второй. Заголовки могут быть призывными («Сплотимся против мафии!»), рекламными («Как похудеть без диеты и пилюль?»), но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей («Вступительные экзамены в Московский государственный университет печати», «Подготовка новой реформы русской орфографии и пунктуации»).

      Оратор  должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая  о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у  них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

      Большое значение имеет предварительное  знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования - гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

      Главная составляющая подготовки к выступлению - поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.

      Изучив  хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его  конспект, либо тезисы или план, который  лучше сделать развернутым, предельно  полным. Некоторые опытные ораторы  отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках «шпаргалку», в которой можно найти необходимый справочный материал (цифры, цитаты, примеры, доводы).  Аудитория простит вам, если вы будете подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит докладчика, который станет читать свое выступление от начала до конца «по бумажке».

      На  листке для такой «шпаргалки»  можно выделить большие поля и  на них записать ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; здесь же можно «подсказать» себе афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.

      В процессе подготовки к выступлению  рекомендуется прорепетировать  его, посмотреть на себя в зеркало, обратив  внимание на привычные для вас непроизвольные движения, сопровождающие речь (манеризмы: отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.). Насколько серьезно следует оратору относиться к мимике и жестам, можно судить по тому, что еще Петр I в «Духовном регламенте» (1721 г.) подчеркивал: «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать». Владение «языком движений» - это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность (оцепенение) оратора во время речи недопустима, но и чрезмерная жестикуляция, гримасы пагубно влияют на выступление, отвлекая слушателей.

      Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Есть целая наука о символическом значении жестов, и мы практически освоили значение того или иного движения рук (приветствие, призыв ко вниманию, согласие, отрицание, неприятие, угроза, прощание и т.п.), поворотов головы и т.д. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное - они должны быть мотивированы содержанием речи.

      На  заключительном этапе подготовки к  выступлению нужно еще и еще  раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.

      Мастерство  публичного выступления приходит с  опытом. И все же надо знать главные  «секреты» ораторского искусства  и учиться применять их в аудитории. 
 
 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Начало  выступления

       
Начало Подготовить аудиторию (Представится, коротко рассказать о себе) Завладеть вниманием, привлечь интерес. Вызвать доверие. Рассказать  необычное и удивительное.
Завязать  МЫСЛЬ Поставить проблему Показать актуальность темы. Вызвать сопереживание Вызвать сопереживание.
Изложение мысли Довести план Обеспечить  понимание Затронуть интересы избирателей

Главная часть

       
Вопрос Представить предмет (сегодня наша встреча связана  с …) Раскрыть основное понятие (время тяжелое….поэтому…) Определить  понятие, дать трактовку
Вопрос Донести сущность до понимания (либо стабильность –  для действующего, либо перемены –  для претендента) Обосновать  решение. (надо сделать …) Опровергнуть  доказательства, привести мнения профессионалов, аргументировать (вот мои оппоненты вас обманывают…)
Вопрос Дать установку  на деятельность (надо….) Связать теорию с практикой Привести данные, примеры (вот в соседнем городе выбрали  мэра, и жить там стало….)

Заключение

       
Напоминание Закрепить мысль Повторить основной тезис Возвратится к  проблеме
Обобщение Убедить в достижимости цели Подвести к  заключению Подытожить  сказанное
Пожелание Направить деятельность (призвать голосовать) Поставить задачи (привести своих родных, друзей) Обрисовать  перспективу (вместе победим)
 

Приложение 2

Рекомендуемые цветовые сочетания  для публичных  выступлений

Костюм Сорочка Галстук Ботинки Носки
Серый Белая, голубая, розовая, бежевая Любого цвета Черные В тон галстуку
Темно-серый Белая, светло-розовая, бежевая Красно-черные Черные Черные
Темно-голубой Белая, бежевая Серый, красный, бордовый Черные, темно-коричневые Серые
Темно-синий Белая Белый, красный, голубой Черные Голубые, бордовые
Темно-зеленый Бежевая Красный, зеленый, коричневый Коричневые Коричневые
Песочный Светло-голубая Темно-голубой Светло-коричневые Светло-голубые
Светло-коричневый Белая, розовая Зеленый, коричневый, красно-коричневый Кофейные Бордовые
Темно-коричневый Белая. Бежевая, светло-розовая Красный, коричневый Коричневые Бордовые, коричневые
Черный Белая, голубая, розовая, зеленая Красный, черный, желтый, зеленый Черные Черные

Приложение 3

Выкрики из зала и как с  этим бороться

Информация о работе Психологические особенности публичного выступления