Психологические особенности публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого управленца, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 4
ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 5
Оратор и его аудитория 5
Композиция публичного выступления 5
Приемы изложения и объяснения содержания речи 7
Аргументация в ораторской речи 8
Монолог и диалог в публичных выступлениях 9
Контакт оратора с аудиторией 10
Как готовиться к выступлению 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЯ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

психология делового общения.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский  государственный  гуманитарный университет

Филиал  в г. Калуге 
 

Кафедра гуманитарных и  
социально-экономических дисциплин
 
 
 
 
 

Дувалина Ксения Владимировна 

«Психологические особенности публичного выступления»

Контрольная  работа по дисциплине «Психология делового общения»

студентки 3 курса з/о группы ДЗП-08 

     

                                                   

                Научный руководитель:

               В.Е.Фомичева

                                  
                     

                                                                                                         
 
 

Калуга  2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Публичное выступление – есть не что иное, как публичное взаимодействие оратора с аудиторией.

      Для изучения особенностей публичного выступления  необходимо познакомиться со следующими терминами: термины риторика (греч. retorike), ораторское  искусство (лат. orator <orare – «говорить»), витийство (устар., старославянск.), красноречие (русск.) синонимичны. В основе слов оратор, ораторский и некоторых других лежит слово орис. Орис (лат.) – рот.

      Оратор (от лат. ораре – говорить) – 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

      Ораторский – 1) относящийся к оратору, 2) соответствующий требованиям красноречия, красноречивый.

     Правильно организованное управленческое общение  является катализатором управленческой деятельности. Культура управления невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее – болезнь многих современных управленцев, в значительной степени снижающая эффективность ее деятельности.

     Существуют  следующие коммуникативные умения, играющие большую роль в работе:

  • Умение вести деловую беседу;
  • Умение проводить совещания;
  • Умение выступать публично;
  • Умение вести переговоры.

     Овладеть  приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную  культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого управленца, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

      В данной работе будут рассмотрены  такие вопросы как «Краткая история  ораторского искусства», «Основы  мастерства публичного выступления» (Подготовка к выступлению и Риторические приемы в публичном выступлении). 

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО  ИСКУССТВА

 
 

      Еще в глубокой древности четко обозначились два подхода к восприятию ораторского  искусства. Одни считали, что главное  в ораторском искусстве – это  идея (логос), содержание, т.е. риторика – это искусство убеждать. Например, теоретик греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi  «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он.

      В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и  выразительность речи нужны для  ее убедительности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

      Отметим еще одну особенность ораторского  искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

      Объективной основой зарождения ораторского  искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

      История свидетельствует, что важнейшим  условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

      В истории ораторского искусства  можно выделить такие периоды  как: античность, средние века и новое  время, история ораторского искусства  в России. 

 

ОСНОВЫ  МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Оратор  и его аудитория

      Для успеха публичного выступления оратору необходимо прежде всего, овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако управлять вниманием слушателей не просто, и успех зависит не только от самого оратора (его способностей, профессионализма, подготовленности), но и от объективных факторов, на которые выступающий не может воздействовать.

      В демократическом обществе оратор имеет  возможность говорить свободно и  раскрыть в полной мере свой дар  красноречия и способности привлечь внимание аудитории. При тоталитарном режиме главная причина отсутствия контакта выступающего и слушателей в социальной структуре общества. Оратор превращается в резонера, который озвучивает директивы вышестоящих инстанций, а слушатели - в пассивную толпу, обреченную на беспрекословное следование указаниям...

      Речь  и власть - проблема, рассматриваемая  в риторике еще со времен Древнего Рима. Формы речи, принятые в обществе, напрямую зависят от форм власти: тоталитарное государство насаждает монолог (греч. monos - один, logos - речь) как форму речи, отвечающую его собственной структуре. В книге «Основы риторики»  А.К. Михальская пишет: «Монолог в речи есть не только проявление власти говорящего над слушающим, обладание адресатом как вещью, как объектом воздействия. Это еще и претензия на обладание истиной, стремление овладеть истиной единолично. Таковы были монологи людей, вставших у власти, таковы были их речи, в формах которых отражалась власть».

      Риторика  власти порождает категоричные, авторитарные заявления, не допускающие возражений, обязательные для всех. Риторика власти не нуждается в разъяснении своих постулатов, они должны приниматься безоговорочно. Всеобщая обязательность суждений, высказываемых оратором, рассчитана на догматическое их восприятие аудиторией, которое исключает интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Живое общение с аудиторией для оратора становится нереальным, он должен выступать по заранее подготовленному и утвержденному соответствующими органами тексту, отступления от которого недопустимы. Это обезличивает оратора, точнее чтеца, «докладчика», который лишен возможности самовыражения, любого проявления неконтролируемого свободомыслия.

      Иначе складываются взаимоотношения оратора  и аудитории в демократическом  обществе, гарантирующем свободу  слова и предоставляющем оратору возможность творчески подойти к подготовке своего выступления, подумать о том, как сделать его интересным для слушателей, как завоевать их внимание.

Композиция  публичного выступления

      Чтобы слушатели могли внимательно  следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории.  Композиция речи - то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора - должна быть прозрачной.

      Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Известный русский оратор адвокат А.Ф. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью.

      Например, на вечере, посвященном 100-летию писателя-диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так:

      - Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелыми испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы...

      Такое начало не может не удивить слушателей, и они ждут разъяснения. С него оратор и начнет вступление к речи:

      - С приближением каждой «круглой  даты» писатель ждал прихода  «незваных гостей» (гебистов) и  следующих за ними новых репрессий:  у него производили обыски, забирали  рукописи «Сибирских новелл»,  «арестовали» даже пишущую машинку  и порочили имя автора публикацией пасквилей и анонимных заявлений наемных борзописцев.

      Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему, возмущаясь произволом властных структур. А выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.

      - Но чем более нагло власть  выражала свое неуважение к  Борису Антоненко-Давидовичу, тем  больший интерес вызывало его  творчество у читателей, тем  больше друзей и поклонников сплачивалось вокруг писателя и тем неуязвимее становился он для карательных органов. Они уже не могли не считаться с тем, что его юбилеи торжественно отмечаются во всем мире, ему шлют приветствия из Америки и Австралии, из Германии и Англии, где его произведения известны в переводах. Писатель принят в Пен-клуб, и ему предлагают стать членом Хельсинкской группы правозащитников... Но «нет пророка в своем отечестве», на родине его имя замалчивается... Человек, переживший тюремное заключение в одиночной камере смертников, ГУЛАГ и ссылку, получивший реабилитацию лишь через 23 года и вновь преследуемый, находит в себе духовные силы не склонить голову перед репрессивными органами и работать для будущих поколений.

      Все, что он писал, он писал «в стол», без малейшей надежды увидеть это опубликованным при жизни; он знал, что не доживет до торжества своих идеалов, и на папке, завещанной новым поколениям, с горькой иронией написал: «Как умру, то почитайте»...

      Оратор  сумел завладеть вниманием аудитории  и, посвятив содержание своей речи судьбе писателя-борца и анализу его «Сибирских новелл», достиг цели: ознакомил слушателей с жизнью и творчеством Бориса Антоненко-Давидовича и пробудил интерес к его произведениям.

Информация о работе Психологические особенности публичного выступления