Психологические особенности принятия решения судом по уголовным и гражданским делам

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Процесс принятия решений является важнейшим элементом управления, специфической формой и результатом познавательной деятельности личности или группы людей, являющихся субъектами принятия решений. В судебной системе к ним относятся судьи, прокуроры, адвокаты, судебные приставы, секретари судебных заседаний, делопроизводители, судебные консультанты, сотрудники канцелярий, архивариусы и т.д. На процесс принятий решений каждой из перечисленных категорий работников накладывают отпечаток социальные условия и социально-психологические факторы, в которых приходится жить и работать юристам.

Содержание

1. Введение 3
2. Принятие решений в судебной деятельности 3
2.1 Отличительные черты процесса принятия решений в судебной практике 3
2.2 Факторы, влияющие на судебное решение 5
2.3 Формирование убеждения и вынесение приговора судом 7
3. Психологические особенности принятия решений судьей 8
3.1 Принятие судьей решений организационного характера в виде постановлений, определений 8
3.2 Принятие групповых решений составом суда 9
3.3 Психическая установка 10
3.4 Влияние на появление ошибок различных психических состояний 12
4. Нравственно-психологические качества судьи 13
5. Оценка доказательств по внутреннему убеждению и судебная ошибка 14
6. Заключение 16
7. Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Юрид. психология.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

8

убеждения. Первые два этапа характеризует  убеждение в гносеологическом аспекте  как знание, вероятностное, а в  психологическом — как наличие  сомнений. Судья в ходе судебного  следствия, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, подтверждает вероятностные предположения или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. И хотя это деление схематично, важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения основывается не только на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, требования закона.

Следует исключительно осторожно относиться к формированию общественного мнения до рассмотрения дела в суде, так как оно может оказать сильное воздействие на весь ход ведения судебного процесса и вынесение приговора. Никто не может и не должен, к примеру, через средства массовой информации утверждать о виновности того

или иного лица и тем более  требовать для него сурового наказания, прежде чем виновность этого лица будет доказана в судебном порядке.

3.Психологические особенности принятия решений судьей

Процесс выработки и принятия решений в судопроизводстве имеет свои психологические особенности.Окончательное волеизъявление судьи по конкретному делу облекается в особую процессуальную форму, которая предусмотрена в законодательстве в виде конкретных решений по делу, определений, постановлений, наконец, в форме приговора.

3.1.Принятие судьей решений организационного характера в виде постановлений, определений

Принятие судьей разнообразных  решений организационного характера  в виде постановлений, определений, например о принятии дела к своему производству, о назначении дня слушания дела, вызове свидетелей и т.п., как правило, не вызывает особых затруднений, поскольку в законе существует определенный порядок (алгоритм) выполнения тех или иных действий (процедур), которые требуется соблюсти в тех или иных ситуациях. Подробно процессуальный порядок принятия таких решений на каждой стадии уголовного, гражданского (арбитражного) процесса содержатся в соответствующих правовых нормах и изучается в уголовно-процессуальном либо в гражданско-процессуальном (арбитражно-процессуальном) праве.

Большая часть  таких решений принимается судьями  единолично и не вызывает серьезных  осложнений в процессе их волеизъявления. Это можно объяснить тем, что 

9

процесс поиска правильного решения  судьей в подобного рода случаях требует прежде всего активизации вербально- логического мышления, извлекающего из памяти те или иные правовые знания (понятия, категории, нормы и т.п.), с позиций которых оценивается сложившаяся ситуация: насколько составные элементы (признаки) этой ситуации соответствуют содержанию конкретной правовой нормы. Весь ход процесса принятия большинства таких единоличных решений на различных стадиях рассмотрения дела, начиная от оценки первичной информации, поступающей к судье, и кончая вынесением определения (постановления), в своей основе имеет тот или иной алгоритм построения логических операций, соблюдение предусмотренных законом процедур, произведя которые, можно прийти к какому-то

однозначному выводу и принять  решение. Поэтому судебные ошибки организационного, процессуального характера, которые все же встречаются при принятии подобных решений судьями, скорее связаны с их недостаточной квалификацией, нежели со сложностью решаемой задачи.

3.2.Принятие групповых решений составом суда

При принятии групповых решений составом суда, определяющих окончательные результаты рассмотрения то ли гражданского, то ли уголовного дела, роль профессионально значимых психологических факторов, прежде всего интеллекта, мышления судьи, значительно возрастает.

Поскольку коллективное принятие решений составом суда представляет особую разновидность совместной профессиональной групповой деятельности, на членов такой, пусть даже весьма специфической группы, на ход их мыслительной деятельности влияют тем не менее те же объективно существующие социально-психологические закономерности межличностного, группового взаимодействия людей.

В этих случаях провозглашенная в законе независимость волеизъявления судей как один из основополагающих принципов осуществления правосудия с психологической точки зрения далеко не всегда может быть реально достижима, поскольку любая — будь-то формальная (в данном случае), либо неформальная — группа функционирует под воздействием объективно существующих социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, общения членов группы со своим признанным (формальным либо неформальным) лидером. И любой человек, оказавшийся в группе, в психологическом отношении не может быть полностью свободным от влияния на ход его мыслей, на его суждения группового мнения, от внушающего воздействия на него группы, ее лидера (в данном контексте — председательствующего).

10

Безусловно, все это оказывает в суде определенное влияние на процесс познания истины, который завершается принятием соответствующего коллективного (группового) решения. Причем, как отмечают некоторые исследователи данной проблемы

применительно к судебной деятельности, подобный конформизм при принятии групповых решений (то есть составом суда) обычно бывает выше, когда дело касается сложных вопросов, например, определение виновности подсудимого, и намного ниже при обсуждении более простых вопросов, в частности меры наказания.

Учитывая эти объективно существующие социально-психологические закономерности функционирования группы, стремясь как  можно сильнее смягчить их

возможное негативное воздействие  на членов суда, законодатель предусмотрел целый ряд гарантий, соответствующих  правил поведения судей, входящих в состав суда, определенные процедуры в их взаимоотношениях.

Например: равенство всех членов суда при решении любых вопросов, возникающих  при рассмотрении дела и постановлении  приговора; решение всех вопросов по делу простым большинством голосов; объявление председательствующим своего мнения последним; право на особое мнение судьи, не согласившегося с решением большинства (ст. 301, 303 УПК РФ); обязательный отвод судьи, заинтересованного в деле (ст. 61 – 65 УПК РФ).Аналогичные правила предусмотрены и при разрешении гражданско-правовых споров в суде (см.: ст. 16 – 21 ГПК РФ). Такого же рода гарантии предусмотрены законодателем и при рассмотрении дел с участием коллегии присяжных заседателей.

3.3Психическая установка

Безусловно, все эти правила и гарантии в определенной мере направлены на предупреждение судебных ошибок в процессе принятия тех или иных решений судами. Однако, к сожалению, в полной мере они не предотвращают их. И дело здесь вовсе не в отсутствии каких-то дополнительных гарантий, в низкой профессиональной квалификации того или иного судьи, а в тех психических явлениях, которые принято относить к так называемому человеческому фактору. Среди этих психических явлений следует указать на психическую установку, которая играет двойственную, в чем-то даже, если можно так выразиться, коварную роль (негативной роли психической установки мы касались, когда говорили о мыслительной, поисковой деятельности следователя при осмотре места происшествия).

Впервые на нее как на фактор, влияющий на появление судебных ошибок, обратила в 70-х гг. внимание Т.Г. Морщакова. По ее данным, не менее 50% случаев отмены приговоров как не отвечающих требованиям закона (всего было изучено 1803 уголовных

11

дела) в той или иной мере были связаны с обнаруженным ею влиянием «эффекта

психической установки» на принятие судьями окончательных решений  по уголовным делам.

Как и в познавательной деятельности следователя, так и в деятельности судей психическая установка, с  одной стороны, выполняет положительную  функцию, являясь своеобразной «психической гарантией максимальной мобилизации накопленных знаний». Под ее воздействием психические, познавательные процессы человека (восприятие, мышление, внимание и др.) приобретают строго избирательный характер, и вследствие этого каждая новая задача решается субъектом как уже прежде решенные им задачи.

С другой стороны, психическая установка  может подталкивать судью к ошибочным  выводам и решениям. В подобных случаях психическая установка  судьи нередко бывает связана  с «психологической значимостью предыдущих решений, состоявшихся по делу», т.е., по существу, с выводами следствия. А это, в свою очередь, по мнению Т.Г. Морщаковой, приводит к тому, что, во-первых, благодаря установке окончательное формирование внутреннего убеждения судьи часто задолго предшествует моменту удаления суда в совещательную комнату. И во-вторых, судья, подсознательно следуя сформировавшейся у него установке, в ходе судебного разбирательства невольно суживает пределы исследования обстоятельств дела, вследствие чего какие-то детали в познавательном плане становятся недоступными для его восприятия. В результате возникает явление, получившее название «субъективной недоступности», о которой говорилось, когда рассматривались психологические особенности проведения обыска следователем.

В ходе исследования механизма воздействия  психической установки на мыслительные процессы, на формирование ошибочных  решений судьями Т.Г. Морщаковой было выявлено три основные группы судебных работников, допускавших типичные для них ошибки при рассмотрении уголовных дел.

Первую группу составляли лица, которые  правильно устанавливали обстоятельства дела, но под влиянием установки  о виновности подсудимого, под воздействием обвинительного уклона, несмотря на наличие  оснований для вынесения оправдательного приговора, не видели их и подписывали обвинительный приговор. Это как раз те случаи,

когда субъект видит новую задачу, но решает ее как старые.

Во вторую группу входили те, кто  видел, что достаточные основания  для вынесения обвинительного приговора отсутствуют, вследствие чего подсудимый должен быть оправдан, поскольку дополнительных доказательств о его виновности получить

12

невозможно, либо в суде нужно провести дополнительные исследования, чтобы  устранить неполноту предварительного следствия. Однако в отношении подсудимого

оправдательного вердикта не выносилось, а само дело возвращалось для производства дополнительного расследования.

И наконец, в третьей группе находились те, кто при недостаточной обоснованности обвинения, подтвержденной в судебном заседании, участвовал в вынесении обвинительного приговора. Однако они определяли такую низкую меру наказания, которая явно не соответствовала тяжести содеянного, той мере наказания, назначение которой было бы необходимым, в случае полной доказанности виновности подсудимого. Причем это определялось вовсе не какими-то личностными качествами последнего, а было связано с сомнениями судей относительно недостаточности доказательств виновности подсудимого, т.е. недостаточность доказательств виновности отражалась в чрезмерно мягкой мере наказания.

3.4.Влияние на появление ошибок различных психических состояний

Серьезное влияние на появление  ошибочных судебных решений помимо психической установки, оказывают  также различные психические  состояния, которые может испытывать судья, как и любой человек. Среди этих состояний Т.Г. Морщакова в первую очередь обращает внимание на состояние сомнения в момент принятия судьей решения по делу, утомления, психической напряженности (стресса), существенно ослабляющих его познавательную активность, проявление профессионально значимых способностей, опыта.

Возникающие сомнения, колебания при  рассмотрении дел различной сложности  нередко обостряют, заметно усиливают  состояние тревожности, которое  у некоторых лиц может приобретать еще большую силу воздействия на их психику, сознание, снижая волевую активность человека, приводя его к неоправданной, крайне выраженной нерешительности в своих выводах и суждениях при принятии решений. Особенно заметно это бывает у лиц психастенического типа с избыточно высоким уровнем тревожности, с ярко выраженными чертами тревожно-мнительного характера, что может рассматриваться в качестве одной из причин, объясняющих недостаточную профессиональную успешность некоторых юристов, появление у них различного рода психосоматических расстройств и

заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.

Поэтому судье необходимо постоянно  сохранять на должном уровне самоконтроль за своим эмоциональным состоянием, настроением, поведением, особенно в процессе общения с окружающими его людьми, участниками процесса, с коллегами по работе.

13

Ничто, в том числе и его  личностные качества не должны вызывать у граждан сомнений в его объективности, справедливости и беспристрастности  в отправлении правосудия.

4.Нравственно-психологические качества судьи

Само законодательство, как говорилось ранее, содержит нравственные требования к деятельности судов. Но эти требования, адресованные обычно учреждениям, относятся  к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Принимая присягу, российский судья  торжественно клянется честно и добросовестно  исполнять свои обязанности, осуществляя  правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Информация о работе Психологические особенности принятия решения судом по уголовным и гражданским делам