Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:14, реферат
Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие.
• словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;
• наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ;
• учебных действий — упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок);
•
учебного моделирования реальных действий
— словесно-образное моделирование
(словесное описание обстановки с
мысленным представлением ее обучаемыми),
фактическое моделирование, имитация
(создание условий применением
Эффект
методов достигается
Характерны методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, моделирования умственных трудностей, волевых трудностей, эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (например, одеванием полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи, напарника, руководителя, командира, имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие.
Неотъемлемая часть методической системы — средства обучения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видео- и аудиоматериалы, документальные материалы, техника, оружие, учебные модели, средства имитации.
Методика занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или иной педагогической задачи складывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и организационных мер.
Успех
в обучении наиболее высок, когда
используются педагогические технологии
— обучающие организационно-методические
комплексы, связывающие в технологическую
цепочку (см. рис. 8.1, позиция Т) конкретную
задачу обучения, отвечающее ей содержание,
средства, деятельность педагога, деятельность
обучающегося, и ориентированные
на достижение максимально высокого
результата, отвечающего задаче
(например, на формирование определенного
вида навыков, развитие какой-то профессиональной
способности, обучение приемам установления
психолого-педагогического
Методическая
система включает в себя и методическую
работу, которая заключается в
разработке и совершенствовании
всех учебных и методических документов
(программ, логических схем, методических
рекомендаций преподавателям и студентам,
заданий студентам, наглядных пособий
и др.) и средств обучения, изучении
и обобщении методического
Вывод
Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время результат и процесс учебной деятельности, в свою очередь, зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности. Исследования показали, что при правильной организации обучения удается ускорить формирование ценных свойств психической деятельности, например, развить уже у младших школьников произвольные формы внимания и памяти, расширить осмысленное запоминание за счет механического, ослабить у них подражательность, развив элементы продуктивного (творческого) мышления, и так далее. Оказывается возможным заметно расширить (как это обнаружено в ряде исследований) познавательные возможности детей. В частности, оказалось, что даже сравнительно сложный абстрактный материал успешно усваивается младшими школьниками, если он вводится при определенном построении программы и при соответствующих методах обучения. Вместе с тем характер усвоения знаний, быстрота и легкость, с которой они усваиваются, широта их переноса на решение новых задач непосредственно определяются уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся прежде всего в сформированных у них качествах ума — самостоятельности, критичности и других, то есть в определенных особенностях его личности.