Психологические особенности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие.

Работа содержит 1 файл

Психология реферат.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

  • словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;

  • наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ;

  • учебных действий — упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных  действий, признаков наблюдаемых  объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих  действий), обучение в практической деятельности (во время практик и  стажировок);

  • учебного моделирования реальных действий — словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с  мысленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделирование, имитация (создание условий применением специальных  средств и приемов), психологическое  моделирование (вызов у обучаемых  особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных  для реальных условий), моделирование  противоборства и игровых ситуаций, моделирование нагрузок (физических, моральных, умственных, волевых, эмоциональных).( От греч. mthodos — путь к чему-то.)

  Эффект  методов достигается применением  методических приемов. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения  и выводов и др. Для наглядных  методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания  аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучающимися, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др. Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучающегося о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п.

  Характерны  методические приемы учебного моделирования  реальных условий: создания внешней  картины обстановки, моделирования  умственных трудностей, волевых трудностей, эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (например, одеванием полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода  из строя» связи, напарника, руководителя, командира, имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие.

  Неотъемлемая  часть методической системы —  средства обучения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видео- и аудиоматериалы, документальные материалы, техника, оружие, учебные модели, средства имитации.

  Методика  занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или  иной педагогической задачи складывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и  организационных мер.

  Успех в обучении наиболее высок, когда  используются педагогические  технологии —  обучающие  организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую  цепочку (см. рис. 8.1, позиция Т) конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося, и ориентированные  на достижение максимально  высокого  результата,   отвечающего  задаче (например, на формирование определенного  вида навыков, развитие какой-то профессиональной способности, обучение приемам установления психолого-педагогического контакта и т.п.). Это педагогические целостности более крупного масштаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они особенно эффективны в профессиональном обучении.

  Методическая  система включает в себя и методическую работу, которая заключается в  разработке и совершенствовании  всех учебных и методических документов (программ, логических схем, методических рекомендаций преподавателям и студентам, заданий студентам, наглядных пособий  и др.) и средств обучения, изучении и обобщении методического опыта, непосредственной подготовке к занятиям, методическом экспериментировании, работе по повышению методического мастерства преподавателей.

  Вывод

     Обучение  влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих  этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время  результат и процесс учебной  деятельности, в свою очередь, зависят  от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности. Исследования показали, что при правильной организации  обучения удается ускорить формирование ценных свойств психической деятельности, например, развить уже у младших школьников произвольные формы внимания и памяти, расширить осмысленное запоминание за счет механического, ослабить у них подражательность, развив элементы продуктивного (творческого) мышления, и так далее. Оказывается возможным заметно расширить (как это обнаружено в ряде исследований) познавательные возможности детей. В частности, оказалось, что даже сравнительно сложный абстрактный материал успешно усваивается младшими школьниками, если он вводится при определенном построении программы и при соответствующих методах обучения. Вместе с тем характер усвоения знаний, быстрота и легкость, с которой они усваиваются, широта их переноса на решение новых задач непосредственно определяются уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся прежде всего в сформированных у них качествах ума — самостоятельности, критичности и других, то есть в определенных особенностях его личности.

Информация о работе Психологические особенности обучения