Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:14, реферат
Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие.
Методические
принципы профессиональной подготовки
отражают причинно-следственные зависимости
между методическими
Принцип
сознательности и активности учитывает
безусловную зависимость
• мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обращением к их сознанию, но и умелой постановкой всего обучения, использованием современных технологий обучения;
• активизации мышления обучающихся;
• побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности;
• стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся.
Принцип
доступности и
Принцип наглядности обучения учитывает зависимость усвоения от непосредственного восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Он реализуется в правилах:
• обеспечения непосредственного восприятия обучаемыми тех реальностей, которые изучаются;
• образности речи;
• изобразительной наглядности (использования рисунков, схем и пр.).
Принцип
интенсивности отражает закономерную
зависимость результатов
• оптимального темпа обучения. Очень медленный темп расслабляет обучающихся, излишне быстрый недоступен. Тот и другой снижают результаты учебы;
• подбора методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения;
• применения интенсивных обучающих технологий;
• максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе.
Принцип прочности требует применения методик, обеспечивающих хорошее запоминание учебного материала обучающимися, надежной отработки навыков и умений. Надо, как говорится, «чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало». Без обеспечения прочности обучение похоже на попытку наполнить бездонную бочку водой. Правила:
• прочного формирования всех компонентов профессиональной обученности;
• отработки профессиональных действий до навыка, прочного умения;
• гибкости — подготовки к действиям в нестандартных, неожиданных, сложных условиях;
• устойчивости к помехам, выступающим в виде различных отвлекающих, мешающих факторов.
Принцип приближения трудностей обучения к реальным профессиональным отражает зависимость успешности действий специалиста на практике от условий, которые были при обучении им. Как невозможно стать чемпионом мира по прыжкам в высоту только перепрыгивая ежедневно хоть тысячу раз подряд планку на высоте 30 сантиметров, так и нельзя научиться решать сложные практические задачи, обучаясь решению их в тепличных, простеньких учебных условиях. Правила:
•
целеустремленного
• постепенного наращивания профессиональных трудностей и доведения их до максимально возможных;
• моделирования возможного противодействия решению профессиональных задач. Противодействие реально встречается во многих видах профессий: юриста, менеджера, предпринимателя, военного и др.;
• отработки действий и взаимозаменяемости в составе группы. Ряд профессий связан не с действиями одиночек, а со слаженной работой групп. В них профессионал — не профессионал, если он не обучен действовать совместно. Одно из обязательных условий успешности действий группы в сложных и опасных условиях — подготовленность членов группы к взаимозаменяемости, совмещению выполнения своих обязанностей с обязанностями отсутствующего (или выбывшего по причине болезни, ранения, гибели) члена группы.
Описанные принципы и правила находятся в тесных связях и зависимостях, а поэтому и подлежат такому же применению.
Формы организации процесса обучения
Под
формой организации понимается внешнее
выражение учебного процесса на определенном
отрезке времени его
Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную» воспитательную, развивающую и дополнительные — активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций.
Все формы в своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти);
проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.
Лекция — ведущая форма обучения, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.
Лекция хороша, когда она не повторяет учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним достижениям науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Не случайно превосходство хорошей лекции над текстом учебника сравнивают с превосходством восприятия звучащей музыки над видом нот на бумаге, благоухающего живого цветка в клумбе — над засушенным в гербарии. Лекция — это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова.
Семинар. Характерная особенность его — в групповом обсуждении обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.
Конференция
похожа на большой семинар, но основные
выступления на ней заранее распределяются
между участниками и
Экскурсия («выезд») — форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных помещений и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для последующих аудиторных занятий.
Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности и в производственных организациях.
Тренинг (тренировочные практические занятия) — разновидность практических занятий. Основная цель — доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до показателей навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для этого выступает единственным способом решения проблемы.
Игра
— форма практического
Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи. Например, на юридическом факультете одного из вузов игры проводятся в специальном зале, где имеются кресла для судьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Преподаватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему — свидетеля, назначает судью, прокурора и др. Ход заседания может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда.
В ролевых играх один из обучаемых играет роль специалиста, должностного лица, а три—пять других выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам.
Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. По организации и методике она сходна с игрой, только проводится в специально оборудованных помещениях — комплексах для проведения игр и учений либо в помещениях практического учреждения и на местности. Не только деятельность имитируется, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, выполняя определенные роли, распределены по местам, контакты друг с другом осуществляют с помощью табельных средств связи, личных встреч, переписки, посыльных и пр. Все решается и делается фактически. Учения бывают кафедральными, межкафедральными, в масштабе образовательного учреждения или включенными в учения, проводимые практическими организациями, ведомствами или органами власти. Обычно они проводятся на рубежных, завершающих этапах подготовки и опираются на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты.
Методическая система обучения
Методическая система образовательного учреждения, факультета, кафедры состоит из методов, методических приемов, средств, педагогических технологий, методик и методической работы. Она отвечает на вопрос, как учить, а знакомство с ее состоянием — оценить, как здесь учат.
Методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным получением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта. Их система включает методы: