Психологические особенности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие.

Работа содержит 1 файл

Психология реферат.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

  Методические  принципы профессиональной подготовки отражают причинно-следственные зависимости  между методическими воздействиями  на обучающихся и результатами их обучения.

  Принцип сознательности и активности учитывает  безусловную зависимость успешности обучения от этих факторов и конкретизируется в правилах:

  • мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обращением к их сознанию, но и умелой постановкой  всего обучения, использованием современных  технологий обучения;

  • активизации мышления обучающихся;

  • побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности;

  • стимулирования и организации самостоятельной  работы обучающихся.

  Принцип доступности и последовательности требует, чтобы обучение строилось  с учетом реальных возможностей обучающихся, но не упрощенно, а на уровне доступных  трудностей. Обучать последовательно, идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого  к трудному, соразмерно с индивидуальными  особенностями обучающихся.

  Принцип наглядности обучения учитывает  зависимость усвоения от непосредственного  восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Он реализуется в правилах:

  • обеспечения непосредственного  восприятия обучаемыми тех реальностей, которые изучаются;

  • образности речи;

  • изобразительной наглядности (использования  рисунков, схем и пр.).

  Принцип интенсивности отражает закономерную зависимость результатов обучения от достаточно высоких, но доступных  учебных нагрузок, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные  результаты при минимально возможных  затратах времени, сил и средств. Он реализуется применением правил:

  • оптимального темпа обучения. Очень  медленный темп расслабляет обучающихся, излишне быстрый недоступен. Тот и другой снижают результаты учебы;

  • подбора методов, наилучшим образом  отвечающих решаемой задаче обучения;

  • применения интенсивных обучающих  технологий;

  • максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе.

  Принцип прочности требует применения методик, обеспечивающих хорошее запоминание учебного материала обучающимися, надежной отработки навыков и умений. Надо, как говорится, «чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало». Без обеспечения прочности обучение похоже на попытку наполнить бездонную бочку водой. Правила:

  • прочного формирования всех компонентов  профессиональной обученности;

  • отработки профессиональных действий до навыка, прочного умения;

  • гибкости — подготовки к действиям  в нестандартных, неожиданных, сложных  условиях;

  • устойчивости к помехам, выступающим  в виде различных отвлекающих, мешающих факторов.

  Принцип приближения трудностей обучения к  реальным профессиональным отражает зависимость  успешности действий специалиста на практике от условий, которые были при  обучении им. Как невозможно стать  чемпионом мира по прыжкам в высоту только перепрыгивая ежедневно хоть тысячу раз подряд планку на высоте 30 сантиметров, так и нельзя научиться  решать сложные практические задачи, обучаясь решению их в тепличных, простеньких учебных условиях. Правила:

  • целеустремленного моделирования  профессиональных трудностей. Речь идет не об общих трудностях учения будущих  профессионалов (необходимость напрягаться, думать, тратить силы и время и  пр.), а о специфичных для решения  профессиональных задач;

  • постепенного наращивания профессиональных трудностей и доведения их до максимально возможных;

  • моделирования возможного противодействия  решению профессиональных задач. Противодействие  реально встречается во многих видах  профессий: юриста, менеджера, предпринимателя, военного и др.;

  • отработки действий и взаимозаменяемости в составе группы. Ряд профессий  связан не с действиями одиночек, а  со слаженной работой групп. В  них профессионал — не профессионал, если он не обучен действовать совместно. Одно из обязательных условий успешности действий группы в сложных и опасных  условиях — подготовленность членов группы к взаимозаменяемости, совмещению выполнения своих обязанностей с  обязанностями отсутствующего (или  выбывшего по причине болезни, ранения, гибели) члена группы.

  Описанные принципы и правила находятся  в тесных связях и зависимостях, а поэтому и подлежат такому же применению.

 
 

  Формы организации процесса обучения

  Под формой организации понимается внешнее  выражение учебного процесса на определенном отрезке времени его осуществления, характерное условиями и особенностями  взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными формами организации профессионального обучения выступают занятия разных видов. К числу их относятся: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятие, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в некоторых средних профессиональных образовательных учреждениях и первоначальной профессиональной подготовки), экскурсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций — вводная, установочная, основная, обзорная и др.

  Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную» воспитательную, развивающую и дополнительные — активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций.

  Все формы в своей структуре имеют  вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач  и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти);

  проработку  методики, отбор (изготовление) средств  обеспечения; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

  Лекция  — ведущая форма обучения, так  как с нее начинается каждая учебная  дисциплина, раздел и большинство  тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое  современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе  жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться  теория с практикой.

  Лекция  хороша, когда она не повторяет  учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним достижениям  науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Не случайно превосходство хорошей лекции над текстом учебника сравнивают с превосходством восприятия звучащей музыки над видом нот на бумаге, благоухающего живого цветка в клумбе — над засушенным в гербарии. Лекция — это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова.

  Семинар. Характерная особенность его  — в групповом обсуждении обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.

  Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный  характер выступлений программируется  и одобряется. Обсуждение проблем  получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно они проводятся как  кафедральные или факультетские.

  Экскурсия («выезд») — форма обучения, соединяющая  в себе теорию и практику, позволяющая  вырваться из стен учебных помещений  и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием  изучаемых сторон ее, подкрепить ими  изученную теорию и запастись  впечатлениями для последующих  аудиторных занятий.

  Практические  и лабораторные занятия предназначены  для формирования у студентов  навыков и умений. Проводятся в  аудиториях, лабораториях, учебных  кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности и в производственных организациях.

  Тренинг (тренировочные практические занятия) — разновидность практических занятий. Основная цель — доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до показателей навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для этого выступает единственным способом решения проблемы.

  Игра  — форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала  с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них.

  Игры  делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи. Например, на юридическом факультете одного из вузов игры проводятся в специальном зале, где имеются кресла для судьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Преподаватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему — свидетеля, назначает судью, прокурора и др. Ход заседания может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда.

  В ролевых играх один из обучаемых  играет роль специалиста, должностного лица, а три—пять других выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам.

  Учение  — наиболее масштабная, максимально  приближенная к реальности форма  практического обучения. По организации  и методике она сходна с игрой, только проводится в специально оборудованных  помещениях — комплексах для проведения игр и учений либо в помещениях практического учреждения и на местности. Не только деятельность имитируется, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, выполняя определенные роли, распределены по местам, контакты друг с другом осуществляют с помощью табельных средств связи, личных встреч, переписки, посыльных и пр. Все решается и делается фактически. Учения бывают кафедральными, межкафедральными, в масштабе образовательного учреждения или включенными в учения, проводимые практическими организациями, ведомствами или органами власти. Обычно они проводятся на рубежных, завершающих этапах подготовки и опираются на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты.

Методическая  система и интенсивные  технологии обучения

  Методическая  система обучения

  Методическая  система образовательного учреждения, факультета, кафедры состоит из методов, методических приемов, средств, педагогических технологий, методик и методической работы. Она отвечает на вопрос, как  учить, а знакомство с ее состоянием — оценить, как здесь учат.

  Методы  обучения — способы упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным  получением образовательного, воспитательного  и развивающего эффекта. Их система включает методы:

Информация о работе Психологические особенности обучения