Психологические особенности насильственных преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение личности насильственного преступника. Для этого необходимо проанализировать социально-психологические особенности насильственных преступников, причины и мотивы их преступлений.

Содержание

Введение 4
1. Основные понятия и определения. 5
2. Характеристика и психологические особенности насильственных преступников 12
2.1. Социально-психологические особенности сексуальных серийных убийц. 14
2.2. Социально-психологические особенности наемных убийц. 21
2.3. Социально-психологические особенности женщин-преступниц. 33
3. Причины и мотивация насильственных преступлений. 37
4. Предупреждение насильственной преступности 40
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности насильственных преступников.doc.doc

— 941.27 Кб (Скачать)

 

2.3. Социально-психологические особенности женщин-преступниц. 

      Анализ криминологической характеристики современной женской преступности позволяет выделить существенное отличие в агрессивном поведении мужчин и женщин, выражающееся в том, что такие уголовно-правовые деликты, как убийства, носящие маниакально-сексуальный характер, являются для женщин скорее исключением, чем правилом, причем даже для лиц, страдающих различными психическими расстройствами. В юридической практике встречаются лишь единичные случаи проявления агрессии такого рода. И то, они относятся в основном к групповым действиям женщин, имеющим хулиганскую направленность и не имеют серийного характера. Возможно, эту ситуацию объясняет естественная физическая слабость женщин в потенциальном процессе совершения преступлений. Тогда закономерно предположить, что объектами такого рода деяний женщин должны стать несовершеннолетние. Но анализируя уголовную статистику обнаруживается, что даже в отношении несовершеннолетних такое поведение не является типичным. Может быть сказывается инстинкт материнства, априорно препятствующий выбору в качестве объекта насильственных действий несовершеннолетних? Но тогда затруднительно становится ответить на этот вопрос с учетом достаточно распространенной практики детоубийств матерями своих новорожденных детей. Каково же может быть объяснение? Здесь уместно обратиться к доводам Ч. Ломброзо, высказанным еще более века назад. В своем известном труде «Женщина как проститутка и преступница» он объясняет это тем, что преступная направленность женщины зачастую реализуется в занятии проституцией, что в определенной мере может рассматриваться как возможность для выхода потенциально нереализованных сексуальных фантазий, стремлений, перверсий. Для мужчин занятие проституцией гораздо более социально осуждаемое понятие и поэтому не представляющее возможности для такой психологической разгрузки. Кроме того, для получения сексуальных услуг, необходимо предоставить определенную плату, отсутствие которой не может оказаться сдерживающим психологическим фактором и даже наоборот, - может выступать в качестве «детонатора» психической устойчивости в определенных ситуациях.

      Сущность вопроса лежит не только в сфере социально-ролевого диморфизма полов, но и в области научных познаний патопсихологии и сексопатологии, основанных на глубоком изучении поведенческих реакций.

      В этом смысле практика судебной психиатрии дает уникальный материал для анализа этих взаимосвязей и прежде всего - для понимания того, каким образом врожденные биологические различия трансформируются в социальные, культурные, поведенческие проявления, имеющие отношение к делинквентности и криминальности.

      Взяв за основу тот факт, что различия в криминальности между полами составляют априорно объективные данные ученые, занимающиеся проблемами отклоняющегося поведения, предложили две группы теорий. Одна пытается объяснить их врожденными психобиологическими свойствами полов, тогда как другая группа теорий указывает на разнообразие социальных факторов, которые по-разному влияют на женщин и мужчин. Большинство современных авторов сходятся во мнении, что различные подходы и теории не должны быть взаимоисключающими, особенно с точки зрения комплексной этиологии правонарушений и делинквентности. Необходим комплексный многомерный подход с учетом как социальных, так и биологических факторов.

      Ученые утверждают, что агрессивные действия женщин обязательно следует рассматривать в рамках более сложного феномена агрессивности, являющегося биосоциальным свойством человека, приобретенным в процессе эволюции. В этой связи стоит заметить, что следует отличать агрессивность как свойство, постоянно присущее биологическому объекту, в том числе человеку, и агрессию как действия, совершаемые в конкретных условиях.

      Следует подчеркнуть, что специальные исследования, касающиеся различий мужской и женской агрессии, как в криминологии, так в психиатрии до настоящего времени отсутствуют, имеются лишь отдельные упоминания, основанные на эмпирическом опыте. При этом, ученые, обсуждая проблему домашней жестокости, отметили, что агрессия мужчин направлена вовне, а у женщин - чаще внутрь, на себя. У мужчин чаще отмечается инструментальная агрессия, а у женщин - вербальная.

      Резюмируя изложенное, принимая за основу традиционно устоявшуюся в науке типологическую характеристику личности преступника по характеру и содержанию мотивации, применительно к преступности среди женщин, в наиболее общем виде можно выделить:

а) Насильственный тип личности - это, как правило, женщины, совершающие хулиганские действия, убийства и нанесение телесных повреждений на бытовой почве, детоубийства. Это лица с негативно-пренебрежительным отношением к человеческой жизни, ее важнейшим благам, здоровью, телесной неприкосновенности и т.д.

б) Корыстно-насильственный тип - наиболее общественно опасный тип личности, с прочно усвоенными антисоциальными установками, направленными на достижение собственной, чаще всего материальной выгоды, в том числе ценой человеческой жизни.

в) Корыстный тип - о мотивации, присущей корыстному типу преступниц, в том числе связанной с необходимостью обеспечения семейного благополучия, говорят данные отечественных исследований, подчеркивающих высокий процент лиц этой категории, имеющих семью. Так, большинство женщин, привлеченных к уголовной ответственности за должностные преступления, являются семейными людьми (85%) и имеют несовершеннолетних детей (82%).

г) Неосторожный тип - с легкомысленно-безответственным и небрежным отношением к правовым предписаниям - составляет большую часть так называемых случайных, неосторожных преступниц.

д) Зависимый тип - для его представительниц характерны различные преступные проявления, совершаемые в силу чисто психологической зависимости, объектом которой могут быть наркотики, алкоголь, личность мужчины- спутника жизни.

      По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленности личности, среди женщин целесообразно различать:

а) случайных преступниц-женщин, совершивших преступления в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой своего предшествующего поведения;

б) ситуационных преступниц-женщин, совершивших преступления под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности;

в) неустойчивых преступниц-женщин, допускавших отклонения от норм социально-одобряемого поведения, но тем не менее, их твердо не усвоивших;

г) профессиональных преступниц-женщин, прочно стремящихся к достижению поставленных перед собой задач посредством совершения преступлений.

 

Глава 3. Причины и мотивация насильственных преступлений. 

      Описанные выше характеристики личности насильственных преступников, относительная малость доли преступного насилия и её относительное постоянство, отсутствие выраженного влияния социальных перемен на распространённость насильственной преступности наводит отдельных учёных на мысль о том, что формирование личности преступника по крайней мере, в отношении данной группы преступлений может зависить от биологической и генетической предрасположенности. [10] Однако всё же общепризнанным является мнение о том, что детерминация насильственной преступности, как и преступности в целом, имеет преимущественно социальный характер: причины и условия преступности лежат в обществе, в котором она существует и которому наносит урон. [12]

      В качестве причины насилия в целом называются прежде всего неудовлетворённые социальные потребности. Я. И. Гилинский пишет: «Если неудовлетворённая витальная потребность (в пище, продолжении рода, защите от холода и т. п.) приводит к борьбе за существование, то неудовлетворённая социальная потребность -- «к сверхборьбе за сверхсуществование». [6] Э. Ф. Побегайло указывает, что в современном обществе наиболее сильные социальные потребности связаны с социальной стратификацией и социальной мобильностью и именно нарушение социальной мобильности или перекосы в стратификации обуславливают основную массу случаев криминального насилия. [12] Кроме того, этот автор говорит о таких причинах преступного насилия в обществе в целом как миграция, национальный и религиозный экстремизм, вооружённые конфликты. [12]

      Помимо общих детерминант преступности (экономических, социальных и нравственных), А. И. Долгова называет следующие причины, непосредственно провоцирующие совершение насильственных преступлений [13]:

    Недостатки в формировании личности, приводящие к преобладанию в её характере таких негативных социальных качеств, как жестокость, озлобленность, зависть, склонность к насилию в повседневной жизни.

    Деморализация, связанная с алкоголизацией и наркотизацией, промискуитетом, обуславливающая возникновение специфических малых социальных групп, в которых единственным способом разрешения межличностных конфликтов становится насилие.

    Националистические, этноцентристские и субкультурные традиции, влекущие разделение общества на «своих» и «чужих», применение насилия в отношении которых в соответствующей социальной среде расценивается нейтрально или даже положительно.

    Пережитки патриархальных представлений о необходимости полного подчинения жены мужу, а детей - родителям, включающие необходимость применения насилия как метода «воспитания» и поддержания авторитета.

    Идеология и стандарты поведения криминальных и криминализованных структур, включающие обязательность применения насилия в определённых ситуациях.

    Представление о большей эффективности насилия как средства достижения социально-политических целей, чем законных методов.

    Мнение о недоступности или неэффективности официальных форм реагирования на нарушения прав и законных интересов граждан, ведущее применение самосуда.

      В числе же социальных условий, облегчающих и способствующих действию этих причин А. И. Долгова называет:

    Неэффективную работу многих государственных органов, в том числе правоохранительных, не обеспечивающих гражданам доступных, быстрых и эффективных способов защитить свои права и законные интересы.

    Слабость общественных институтов, призванных сглаживать бытовые конфликты и оказывать содействие их жертвам, что приводит к перерастанию многих таких конфликтов в совершение преступлений.

    Пропаганда насилия средствами массовой информации, смакование в них деталей насильственных деяний, создающее впечатление о распространённости и непобедимости преступного насилия, делающее его привлекательным для желающих самоутверждения субъектов.

    Неразвитость системы социальной профилактики, помощи и реабилитации лиц с психическими аномалиями, алкоголиков, наркоманов.

      Важное место в причинном комплексе многих насильственных преступлений занимает также виктимное поведение потерпевших. Указывается, что более половины тяжких насильственных преступлений совершались в конфликтной ситуации, сопровождавшейся «выяснением отношений» нескольких субъектов, и что «только случай определял, кто из них оказывался жертвой, а кто обвиняемым». [13] Особенно это характерно для изнасилований, где существенная часть потерпевших (по данным исследований Г. Б. Дерягина - 40%) сама провоцирует преступника на сексуальные контакты (как правило, фривольным поведением в ситуации, связанной с совместным употреблением алкоголя с насильником). [7].

 

Глава 4. Предупреждение насильственной преступности 

      Есть два направления борьбы с насильственной преступностью и её предупреждения. Первое связано с оздоровлением общества в целом, уменьшением общесоциальных предпосылок насильственной преступности (общее предупреждение), второе связано с направленным воздействием на составляющие её причинного комплекса (специальное предупреждение). [13]. К мерам общего предупреждения насильственной преступности А. И. Долгова относит:

    Создание условий для цивилизованного, правового разрешения конфликтов между гражданами, уменьшения их числа и вредных последствий.

    Повышение культурного и образовательного уровня граждан, обеспечение здоровых условий для формирования личности.

Информация о работе Психологические особенности насильственных преступников