Психологические особенности людей разных конфессий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:04, научная работа

Описание работы

Религия – это разностороннее, неоднозначное понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и, так или иначе, оказывала влияние на его развитие, начиная с поклонения древним богам, актов жертвоприношения и культовых обрядов и заканчивая тесной связью главы современного правительства с главой христианской церкви.

Содержание

Введение Стр. 3
Основная часть
Глава I
Проблемы психологии религии

Стр. 4
1.1 Разные подходы к изучению религии
Стр. 4
1.2 Личностные особенности религиозной личности

Стр. 6
Выводы к главе
Стр. 9
Глава II
Эмпирическое исследование особенностей
эмоциональной сферы представителей христианских конфессий



Стр. 11
2.1. Организация исследования
Стр. 11
2. 2. Анализ результатов
Стр. 12
Выводы к главе
Стр. 15
Заключение
Ссылки
Стр. 16
Стр. 17
Библиографический список Стр. 18

Работа содержит 1 файл

итого 2.doc

— 242.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Рис. 2 Среднегрупповой показатель

качественных  эмоциональных характеристик

атеистов и представителей христианских конфессий 

       Из  Таблицы 2 и рис. 2 мы видим, что и  у атеистов, и у представителей христианских конфессий доминирует склонность к переживанию радости. Это говорит о том, что человек  постоянно весел, доволен, радостно настроен, даже в трудных условиях не теряет хорошего расположения духа; всякие огорчения у него быстрее сглаживаются, он чутко отзывается на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения. Однако у атеистов эта склонность более сильно выражена. На втором месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий находится показатель склонности к переживанию страха (указывает на боязливость, человек все время видит трудности и опасности, у индивида выражена боязнь всего нового, неизвестного). У атеистов этот показатель ниже (разница между среднегрупповыми показателями склонности к переживанию страха у атеистов и представителей христианских конфессий составляет 3,3). На третьем месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий и атеистов находится склонность к переживанию гнева, которая указывает на то, что человек часто сердится, раздражается; всякие препятствия, стеснения, помехи, даже самые незначительные, вызывают досаду, негодование. Также, и у атеистов, и у представителей христианских конфессий прослеживается сходная тенденция: в большей степени выражена склонность к переживанию радости, на втором месте идет склонность к переживанию страха, и на третьем – к переживанию гнева. Кроме того, у христиан нет такого большого разрыва в показателях склонности к переживанию радости, гнева и страха. При этом средние показатели склонности к переживанию гнева и страха у представителей христианских конфессий выше, чем у атеистов.

       С помощью опросника личностной тревожности нами были получены результаты, которые приведены в Приложении 4, Таблице 3 и в виде диаграммы на рис. 3 (а, б).

Таблица 3

Соотношение представителей христианских конфессий и атеистов в зависимости  от уровня личностной тревожности 

Группы Личностная  тревожность
высокая, % средняя, % низкая, %
Представители христианских конфессий 30 60 10
Атеисты 0 30 70
 
 
 

Рис. 3 а)                                                                      

 

Рис. 3 б)

       Рис. 3 а) соотношение представителей христианских конфессий в зависимости от уровня личностной тревожности

       б) соотношение атеистов в зависимости  от уровня личностной тревожности 

       Из  Таблицы 3 и рис. 3 (а, б) мы видим, что уровень личностной тревожности у представителей христианских конфессий значительно превышает этот же показатель у атеистов, однако оставаясь в рамках умеренного, в то время как у атеистов – низкая тревожность. Низкая тревожность требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышение чувства ответственности. Но иногда низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». 

       Выводы  к главе

       Для выявления особенностей эмоциональной  сферы представителей христианских конфессий мы подобрали следующие методики: 1) методика «Индекс жизненной удовлетворенности», предназначенная для диагностики показателя, отражающего общую адаптированность, приспособленность человека к жизни; 2) методика изучения качественных эмоциональных характеристик, которая позволяет выявит эмоциональные переживания тех модальностей, которые наиболее характерны для данного индивида: радость, гнев, страх; 3) Опросник личностной тревожности.

      Исследование  проводилось осенью 2006 года. Выборку составили 20 человек в возрасте от 20 до 22 лет, не состоящие в браке, студенты Омских ВУЗов.

       Нами  были полученные следующие результаты исследования. Индекс жизненной удовлетворенности значительно выше у атеистов, чем у представителей христианских конфессий. А это значит, что у представителей христианских конфессий ниже степень удовлетворенности жизнью, выше уровень тревожности, ниже эмоциональная устойчивость, ниже уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней. И у атеистов, и у представителей христианских конфессий доминирует склонность к переживанию радости, но у атеистов это склонность более сильно выражена. На втором месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий, как и у атеистов, находится показатель склонности к переживанию страха, которая также выражена сильнее, чем у атеистов. Склонность к переживанию гнева тоже более сильно выражена у представителей христианских конфессий. Уровень личностной тревожности у представителей христианских конфессий значительно превышает этот же показатель у атеистов, однако оставаясь в рамках умеренного, в то время как у атеистов – низкая тревожность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Религия – это разностороннее, неоднозначное  понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Сегодня, на фоне восстановления храмов,  на фоне ставшим сейчас популярным и повсеместным освещении домов и жилых помещений, сохранения в рамках «государственных» христианских праздников, существующих конфликтов на религиозной почве, значение религии не ослабевает. Существует немало работ, посвященных вопросам религии: выделены существенных черты религиозной личности, изучены последствия вовлеченности индивида в религиозную общину, влияние религиозности на поведение… Однако крайне мало изучены личностные предпосылки обращения человека к вере, его эмоциональная сфера, причины прихода индивида в религию. Между тем, знание этих причин позволяет контролировать многие процессы в современном обществе, связанные с религией. Поэтому целью нашего исследования было выявление особенностей эмоциональной сферы представителей христианских конфессий.

       Полученные  в нашем исследовании результаты позволили нам сделать следующие  выводы.

       Индекс жизненной удовлетворенности у представителей христианских конфессий значительно ниже, чем у атеистов. А это значит, что у представителей христианских конфессий ниже степень удовлетворенности жизнью, выше уровень тревожности, ниже эмоциональная устойчивость, ниже уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

       И  у представителей христианских конфессий, и у атеистов доминирует склонность к переживанию радости, но у атеистов это склонность более сильно выражена. На втором месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий находится показатель склонности к переживанию страха (указывает на боязливость, человек все время видит трудности и опасности, у индивида выражена боязнь всего нового, неизвестного). У атеистов этот показатель ниже (разница между среднегрупповыми показателями склонности к переживанию страха у атеистов и представителей христианских конфессий составляет 3,3). Склонность к переживанию гнева тоже более сильно выражена у представителей христианских конфессий, что указывает на то, что они чаще, чем атеисты, сердятся, раздражаются, всякие препятствия вызывают у них досаду, сильное негодование.

       Уровень личностной тревожности у представителей христианских конфессий2 превышает  этот же показатель у атеистов. У 30% опрошенных представителей христианских конфессий высокая тревожность, в то время, как у атеистов высокая тревожность вообще не была выявлена. В целом, у представителей христианских конфессий преобладает средний уровень личностной тревожности, а у атеистов – низкий.

       Таким образом, эмоциональная сфера представителей христианских конфессий имеет свои отличительные особенности.

       Исходя  из этого, мы можем предположить, что  одной из причин прихода к вере является социальная дезадаптация индивида, неудовлетворенность жизненной  ситуацией, своей ролью в ней, неуверенность в собственных силах и чувство незащищенности.

       Мы  планируем продолжить данное исследование. Возможно изучить эмоциональную сферу представителей других религиозных течений, или с помощью других методик аналогичным образом попытаться выявить другие причины прихода индивида в религию. 
 

ССЫЛКИ

[1] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. Репр., 1993

[2] Гаражда В. И. Религиеведение, М., 1995

[3] Фрейд З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М., 1989 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1. Гаражда  В. И. Религиеведение, М., 1995

2. Фрейд З.  Будущее одной иллюзии// Сумерки  богов. М., 1989

3. Джемс  У. Многообразие религиозного  опыта. М., 1910. Репр., 1993 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические особенности людей разных конфессий