Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:04, научная работа
Религия – это разностороннее, неоднозначное понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и, так или иначе, оказывала влияние на его развитие, начиная с поклонения древним богам, актов жертвоприношения и культовых обрядов и заканчивая тесной связью главы современного правительства с главой христианской церкви.
Введение Стр. 3
Основная часть
Глава I
Проблемы психологии религии
Стр. 4
1.1 Разные подходы к изучению религии
Стр. 4
1.2 Личностные особенности религиозной личности
Стр. 6
Выводы к главе
Стр. 9
Глава II
Эмпирическое исследование особенностей
эмоциональной сферы представителей христианских конфессий
Стр. 11
2.1. Организация исследования
Стр. 11
2. 2. Анализ результатов
Стр. 12
Выводы к главе
Стр. 15
Заключение
Ссылки
Стр. 16
Стр. 17
Библиографический список Стр. 18
Рис. 2 Среднегрупповой показатель
качественных эмоциональных характеристик
атеистов
и представителей христианских
конфессий
Из Таблицы 2 и рис. 2 мы видим, что и у атеистов, и у представителей христианских конфессий доминирует склонность к переживанию радости. Это говорит о том, что человек постоянно весел, доволен, радостно настроен, даже в трудных условиях не теряет хорошего расположения духа; всякие огорчения у него быстрее сглаживаются, он чутко отзывается на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения. Однако у атеистов эта склонность более сильно выражена. На втором месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий находится показатель склонности к переживанию страха (указывает на боязливость, человек все время видит трудности и опасности, у индивида выражена боязнь всего нового, неизвестного). У атеистов этот показатель ниже (разница между среднегрупповыми показателями склонности к переживанию страха у атеистов и представителей христианских конфессий составляет 3,3). На третьем месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий и атеистов находится склонность к переживанию гнева, которая указывает на то, что человек часто сердится, раздражается; всякие препятствия, стеснения, помехи, даже самые незначительные, вызывают досаду, негодование. Также, и у атеистов, и у представителей христианских конфессий прослеживается сходная тенденция: в большей степени выражена склонность к переживанию радости, на втором месте идет склонность к переживанию страха, и на третьем – к переживанию гнева. Кроме того, у христиан нет такого большого разрыва в показателях склонности к переживанию радости, гнева и страха. При этом средние показатели склонности к переживанию гнева и страха у представителей христианских конфессий выше, чем у атеистов.
С помощью опросника личностной тревожности нами были получены результаты, которые приведены в Приложении 4, Таблице 3 и в виде диаграммы на рис. 3 (а, б).
Таблица 3
Соотношение
представителей христианских
конфессий и атеистов
в зависимости
от уровня личностной
тревожности
Группы | Личностная тревожность | ||
высокая, % | средняя, % | низкая, % | |
Представители христианских конфессий | 30 | 60 | 10 |
Атеисты | 0 | 30 | 70 |
Рис. 3 а) |
Рис. 3 б) |
Рис. 3 а) соотношение представителей христианских конфессий в зависимости от уровня личностной тревожности
б)
соотношение атеистов
в зависимости
от уровня личностной
тревожности
Из
Таблицы 3 и рис. 3 (а, б) мы видим, что
уровень личностной тревожности у представителей
христианских конфессий значительно превышает
этот же показатель у атеистов, однако
оставаясь в рамках умеренного, в то время
как у атеистов – низкая тревожность.
Низкая тревожность требует повышения
внимания к мотивам деятельности и повышение
чувства ответственности. Но иногда низкая
тревожность в показателях теста является
результатом активного вытеснения личностью
высокой тревоги с целью показать себя
в «лучшем свете».
Выводы к главе
Для выявления особенностей эмоциональной сферы представителей христианских конфессий мы подобрали следующие методики: 1) методика «Индекс жизненной удовлетворенности», предназначенная для диагностики показателя, отражающего общую адаптированность, приспособленность человека к жизни; 2) методика изучения качественных эмоциональных характеристик, которая позволяет выявит эмоциональные переживания тех модальностей, которые наиболее характерны для данного индивида: радость, гнев, страх; 3) Опросник личностной тревожности.
Исследование проводилось осенью 2006 года. Выборку составили 20 человек в возрасте от 20 до 22 лет, не состоящие в браке, студенты Омских ВУЗов.
Нами
были полученные следующие результаты
исследования. Индекс жизненной удовлетворенности
значительно выше у атеистов, чем у представителей
христианских конфессий. А это значит,
что у представителей христианских конфессий
ниже степень удовлетворенности жизнью,
выше уровень тревожности, ниже эмоциональная
устойчивость, ниже уровень удовлетворенности
ситуацией и своей ролью в ней. И у атеистов,
и у представителей христианских конфессий
доминирует склонность к переживанию
радости, но у атеистов это склонность
более сильно выражена. На втором месте
по степени выраженности у представителей
христианских конфессий, как и у атеистов,
находится показатель склонности к переживанию
страха, которая также выражена сильнее,
чем у атеистов. Склонность к переживанию
гнева тоже более сильно выражена у представителей
христианских конфессий. Уровень личностной
тревожности у представителей христианских
конфессий значительно превышает этот
же показатель у атеистов, однако оставаясь
в рамках умеренного, в то время как у атеистов
– низкая тревожность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религия – это разностороннее, неоднозначное понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Сегодня, на фоне восстановления храмов, на фоне ставшим сейчас популярным и повсеместным освещении домов и жилых помещений, сохранения в рамках «государственных» христианских праздников, существующих конфликтов на религиозной почве, значение религии не ослабевает. Существует немало работ, посвященных вопросам религии: выделены существенных черты религиозной личности, изучены последствия вовлеченности индивида в религиозную общину, влияние религиозности на поведение… Однако крайне мало изучены личностные предпосылки обращения человека к вере, его эмоциональная сфера, причины прихода индивида в религию. Между тем, знание этих причин позволяет контролировать многие процессы в современном обществе, связанные с религией. Поэтому целью нашего исследования было выявление особенностей эмоциональной сферы представителей христианских конфессий.
Полученные
в нашем исследовании результаты
позволили нам сделать
Индекс жизненной удовлетворенности у представителей христианских конфессий значительно ниже, чем у атеистов. А это значит, что у представителей христианских конфессий ниже степень удовлетворенности жизнью, выше уровень тревожности, ниже эмоциональная устойчивость, ниже уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.
И у представителей христианских конфессий, и у атеистов доминирует склонность к переживанию радости, но у атеистов это склонность более сильно выражена. На втором месте по степени выраженности у представителей христианских конфессий находится показатель склонности к переживанию страха (указывает на боязливость, человек все время видит трудности и опасности, у индивида выражена боязнь всего нового, неизвестного). У атеистов этот показатель ниже (разница между среднегрупповыми показателями склонности к переживанию страха у атеистов и представителей христианских конфессий составляет 3,3). Склонность к переживанию гнева тоже более сильно выражена у представителей христианских конфессий, что указывает на то, что они чаще, чем атеисты, сердятся, раздражаются, всякие препятствия вызывают у них досаду, сильное негодование.
Уровень личностной тревожности у представителей христианских конфессий2 превышает этот же показатель у атеистов. У 30% опрошенных представителей христианских конфессий высокая тревожность, в то время, как у атеистов высокая тревожность вообще не была выявлена. В целом, у представителей христианских конфессий преобладает средний уровень личностной тревожности, а у атеистов – низкий.
Таким
образом, эмоциональная сфера
Исходя из этого, мы можем предположить, что одной из причин прихода к вере является социальная дезадаптация индивида, неудовлетворенность жизненной ситуацией, своей ролью в ней, неуверенность в собственных силах и чувство незащищенности.
Мы
планируем продолжить данное исследование.
Возможно изучить эмоциональную сферу
представителей других религиозных течений,
или с помощью других методик аналогичным
образом попытаться выявить другие причины
прихода индивида в религию.
ССЫЛКИ
[1] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. Репр., 1993
[2] Гаражда В. И. Религиеведение, М., 1995
[3] Фрейд
З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов.
М., 1989
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Гаражда В. И. Религиеведение, М., 1995
2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М., 1989
3. Джемс
У. Многообразие религиозного
опыта. М., 1910. Репр., 1993
Информация о работе Психологические особенности людей разных конфессий