Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:04, научная работа
Религия – это разностороннее, неоднозначное понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и, так или иначе, оказывала влияние на его развитие, начиная с поклонения древним богам, актов жертвоприношения и культовых обрядов и заканчивая тесной связью главы современного правительства с главой христианской церкви.
Введение Стр. 3
Основная часть
Глава I
Проблемы психологии религии
Стр. 4
1.1 Разные подходы к изучению религии
Стр. 4
1.2 Личностные особенности религиозной личности
Стр. 6
Выводы к главе
Стр. 9
Глава II
Эмпирическое исследование особенностей
эмоциональной сферы представителей христианских конфессий
Стр. 11
2.1. Организация исследования
Стр. 11
2. 2. Анализ результатов
Стр. 12
Выводы к главе
Стр. 15
Заключение
Ссылки
Стр. 16
Стр. 17
Библиографический список Стр. 18
Разные ученые по-разному отвечали на этот вопрос. Внимание этому вопросу уделяли У. Джемс, З. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл и другие.
У. Джемс утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. [1] Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений. Одним из нас присущ, необходим и полезен «научный опыт», а другим – «религиозный опыт». С этой точки зрения религия – дело глубоко личное: у каждого своя религия, сформировавшаяся в рамках его индивидуальной психики. Социальные проявления религии вторичны и малосущественны, производны по отношению к религиозному опыту индивида. Решающее значение имеет опыт немногих: «первичный религиозный опыт» дан исключительным личностям, «религиозным гениям», способным ощутить, воспринять присутствие божества, мистически слиться с ним. От них религиозные чувства воспринимаются и воспроизводятся обычными людьми.
Религиозное переживание есть именно религиозное переживание, оно отлично от всех других переживаний и чувств – эстетических, этических и т. д. Это – ощущение соприкосновения, встречи с иным миром, оно ближе всего приближается к чувству благоговения.
Отличительная особенность религиозных чувств – религиозной любви, религиозного страха или радости и т. д. заключается не в их психологическом содержании, а в направленности на религиозный объект. Религиозная любовь, например, это общее всем людям чувство любви, только обращенное к богу, так же как и страх, связанный в религии с опасением божественного наказания.
Религия
скрывает в себе некий психологический
механизм, благотворно действующий
на людей. Она несет облечение
мук, вселяет надежду в
Похожих взглядов в рамках собственной философии придерживался и К. Маркс. [2] Согласно его взглядам, религия – это порождение таких социальных условий, которые характеризуются существенной ограниченностью человеческой жизни и деятельности. Это условия, при которых значительная часть общества – угнетенные и презренные существа, принужденные всю жизнь работать на других; «другие» владеют и их судьбами, и их помыслами, навязывая им свои ценности, свое понимание социального порядка и жизни. Это условия глубокого раскола общества, когда интересы одной его части могут быть обеспечены только за счет другой. В этих условия только иррациональные факторы – верования и ценности, которые не могут быть проверены и не подлежат проверке, которые как бы заданы извне в качестве сакральных, - играют решающую роль в поддержании социального порядка, культурной интеграции. Центральную роль в учении Маркса, как же как до него у Л. Фейербаха, а в последствии у З. Фрейда, играл тезис о компенсационной роли религии. Религия – это «сердце бессердечного мира»: страдания и лишения человека в «этом мире» не напрасны, за них он будет вознагражден в будущей жизни, он должен относиться к ним как к испытанию и принимать со смирением.
З. Фрейд в своих исследованиях пришел к выводу, что существует связь между религией и субъективными влечениями, желаниями личности. [3] Среди этих стремлений, возникающих первоначально в форме бессознательного намерения или желания, главную роль играет сексуальный инстинкт. Социальные нормы вынуждены ограничивать произвол индивида, вводить его поведение в определенные границы, иначе невозможна совместная жизнь людей, культура. Подавление мощных природных стремлений социальными нормами и порождает религию. Религия есть не что иное, как иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества, желаний, которые остаются неудовлетворенными и вытесняются в сферу бессознательного. Религия – способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, той узды, которая сдерживает его природные инстинкты, ограничивает его эгоистические, агрессивные, сексуальны стремления.
Религия в силу сказанного есть также способ защиты культуры от индивида с его инстинктами, которые ведут к разрушению и хаосу, если им дать свободу.
Формирование
религиозных представлений
Позднее
Фрейд расширил свое толкование истоков
религии: «Боги сохраняют свою троякую
задачу: нейтрализуют ужас перед природой,
примиряют с грозным роком, выступающим
в образе смерти, и вознаграждают
за страдания и лишения, выпадающие
на долю человека в культурном сообществе».
[3, стр. 154]
Выводы к главе
Таким образом, можно подвести итог. На протяжении всей истории было совершенно множество попыток дать определение религии, однако каждое из них отражало какие-то конкретные признаки этого понятия, но не понятие целиком. Эти признаки образуют то, что называется феноменом религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.
На основе этого сложилось три пдхода к изучению этого вопроса. Первый - теологический (от греч. teos- бог и logos- учение, буквально теология – учение о боге). В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы «изнутри», с позиций человека, принимающего «истины веры» и из них исходящего: религия - это «встреча» человека с богом. Второй - философский подход – в отличие от теологического – заключается в том, чтобы, не предполагая заранее существование «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания. Наконец, третий подход – научный: к концу XIX в. религиеведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания и историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом - религией как составной частью культуры в самом широком ее понимании.
В рамках психологии религия рассматривается как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживание и через них на действия индивида или какой-то группы людей. Психологический анализ религиозности включает в себя изучение психических мотивов и установок, обусловливающих специфически религиозные представления, состояния сознания (вера, догма, исповедание), религиозное поведение и действия (молитва, медитация, ритуалы), религиозные отношения.
Говоря о причинах прихода человека в религию, ученые выделяют два основных типа религиозных личностей. К первому относятся люди, для которых религия – лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Второй тип представляют религиозные личности, для которых религия – самостоятельная и конечная ценность. Нерелигиозные интересы, потребности имеют для них второстепенное значение
У. Джемс утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений. Одним из нас присущ, необходим и полезен «научный опыт», а другим – «религиозный опыт». С этой точки зрения религия – дело глубоко личное: у каждого своя религия, сформировавшаяся в рамках его индивидуальной психики. Религия скрывает в себе некий психологический механизм, благотворно действующий на людей. Она несет облечение мук, вселяет надежду в отчаявшегося, становится стимулом к творческим достижениям художников, мыслителей, ученых, поэтов.
З. Фрейд в своих исследованиях пришел к выводу, что существует связь между религией и субъективными влечениями, желаниями личности. Среди этих стремлений, возникающих первоначально в форме бессознательного намерения или желания, главную роль играет сексуальный инстинкт. Социальные нормы вынуждены ограничивать произвол индивида, Религия – способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, той узды, которая сдерживает его природные инстинкты, ограничивает его эгоистические, агрессивные, сексуальны стремления.
Однако,
не смотря на многочисленные работы в
области психологии религии, до сих пор
мало изучены личностные предпосылки
прихода индивида в религию: особенности
людей, обратившихся к вере, в частности
их интеллектуальная, эмоциональная сферы.
ГЛАВА II.
Эмпирическое исследование особенностей
эмоциональной
сферы представителей
христианских конфессий
2.1 Организация исследования
Цель: выявление особенностей эмоциональной сферы представителей христианских конфессий;
Задачи:
Исследование проводилось осенью 2006 года. Выборку составили 20 человек в возрасте от 20 до 22 лет, не состоящие в браке, студенты Омских ВУЗов.
Для
диагностики эмоциональной
2.2.
Анализ результатов
С
помощью методики «Индекс жизненной
удовлетворенности» нами были получены
результаты, которые приведены в Приложении
4, Таблице 1 и в виде гистограммы на рис.
1
Таблица 1
Среднегрупповые показатели
индекса жизненной удовлетворенности
представителей
христианских конфессий
и атеистов
Представители христианских конфессий | Атеисты |
23.2 | 30.8 |
Рис. 1 Среднегрупповой
показатель индекса
жизненной удовлетворенности
атеистов и представителей
христианских конфессий
Из
Таблицы 1 и рис. 1 мы видим, что индекс
жизненной удовлетворенности
С
помощью методики изучения качественных
эмоциональных характеристик Л. А. Рабинович
нами были получены результаты, которые
приведены в Приложении 4, Таблице 2 и в
виде гистограммы на рис. 2.
Таблица 2
Среднегрупповые показатели
качественных эмоциональных характеристик
атеистов
и представителей
христианских конфессий
Модальность | Атеисты | Представители христианских конфессий |
Радость | 37.6 | 26.3 |
Гнев | 15.9 | 16.8 |
Страх | 16 | 19.3 |
Информация о работе Психологические особенности людей разных конфессий