Психологические особенности людей разных конфессий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:04, научная работа

Описание работы

Религия – это разностороннее, неоднозначное понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и, так или иначе, оказывала влияние на его развитие, начиная с поклонения древним богам, актов жертвоприношения и культовых обрядов и заканчивая тесной связью главы современного правительства с главой христианской церкви.

Содержание

Введение Стр. 3
Основная часть
Глава I
Проблемы психологии религии

Стр. 4
1.1 Разные подходы к изучению религии
Стр. 4
1.2 Личностные особенности религиозной личности

Стр. 6
Выводы к главе
Стр. 9
Глава II
Эмпирическое исследование особенностей
эмоциональной сферы представителей христианских конфессий



Стр. 11
2.1. Организация исследования
Стр. 11
2. 2. Анализ результатов
Стр. 12
Выводы к главе
Стр. 15
Заключение
Ссылки
Стр. 16
Стр. 17
Библиографический список Стр. 18

Работа содержит 1 файл

итого 2.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

XXXIX Региональная научно-практическая конференция

школьников  и учащейся молодежи Омской области

МОУ «Гимназия № 19» 
 
 
 

Научное направление «Психология» 
 

Особенности эмоциональной сферы 

представителей  христианских конфессий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Работу  выполнила:

                Чупик Анастасия Юрьевна,

                ученица 11 класса МОУ «Гимназия № 19»

                Руководитель:

                Изместьева  Наталья Александровна,

                учитель психологии

                МОУ «Гимназия № 19» 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск, 2007

   ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

Введение Стр. 3
Основная  часть  
    Глава I

      Проблемы  психологии религии

 
Стр. 4
      1.1 Разные подходы  к изучению религии
Стр. 4
      1.2 Личностные особенности  религиозной личности
 
Стр. 6
      Выводы к  главе
Стр. 9
    Глава II

    Эмпирическое  исследование особенностей

    эмоциональной сферы представителей христианских конфессий

 
 
 
Стр. 11
      2.1. Организация исследования
Стр. 11
       2. 2. Анализ результатов
Стр. 12
    Выводы к  главе
Стр. 15
Заключение

Ссылки

Стр. 16

Стр. 17

Библиографический список Стр. 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

       Религия – это разностороннее, неоднозначное  понятие и явление, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и, так или иначе, оказывала влияние на его развитие, начиная с поклонения древним богам, актов жертвоприношения и культовых обрядов и заканчивая тесной связью  главы современного правительства с главой христианской церкви.

       На  фоне восстановления храмов,  на фоне ставшим сейчас популярным и повсеместным освещении домов и жилых помещений, сохранения в рамках «государственных»  христианских праздников, существующих конфликтов на религиозной почве, значение религии не ослабевает.

       Религия как многосторонний факт изучается  множеством наук, в том числе и  психологией. Существует немало работ, посвященных вопросам религии: выделены существенных черты религиозной  личности, изучены последствия вовлеченности индивида в религиозную общину, влияние религиозности на поведение… Однако крайне мало изучены личностные предпосылки обращения человека к вере, его эмоциональная сфера, причины прихода индивида в религию. Между тем, знание этих причин позволяет контролировать многие процессы в современном обществе, связанные с религией. Именно этим и обусловлена актуальность данной работы. Тема работы –Особенности эмоциональной сферы представителей христианских конфессий. Объектом исследования являются личностные особенности, предрасположенности представителей христианских конфессий. Предмет исследования – их эмоциональная сфера. Целью исследования является выявление особенностей эмоциональной сферы представителей христианских конфессий. Задачи: 1) Подобрать и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования; 2) Подобрать методики для изучения эмоциональной сферы представителей христианских конфессий; 3) Выявить особенности эмоциональной сферы представителей христианских конфессий:

    • уровень жизненной удовлетворенности;
    • доминирующие эмоциональные переживания;
    • уровень личностной тревожности.

4) проанализировать  полученные результаты, сделать  выводы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 

       ГЛАВА I

       Проблемы  психологии религии 

       1.1 Разные подходы к изучению религии

       Религия - это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего  ему в «откровении» знание, которое  должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.д. Это также совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.

       В рамках религии такие попытки  приводят к появлению (в наиболее развитых религиях) богословия, или  теологии (от греч. teos- бог и logos- учение, буквально теология – учение о боге). В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы «изнутри», с позиций человека, принимающего «истины веры» и из них исходящего: религия - это «встреча» человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его «откровения», не  было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с богом». Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.

       Подход  к объяснению феномена религии «извне», не предполагающий заранее принятие ее истинности, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться философия. Философский подход – в отличие от теологического - в том, чтобы, не предполагая заранее существование «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания.

       Так возникает критический подход к  религии; критический не в том  смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности.

       Только  в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии – научный; религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, присущих научному мышлению. К концу XIX в. религиеведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания и историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом - религией как составной частью культуры в самом широком ее понимании.

       Предметом науки о религии не является предмет  религиозной веры, «священное», бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее  связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей. Ответы на эти и другие  вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.

       В данной работе  религия будет  рассматриваться в рамках научного подхода, в частности с точки  зрения психологии, т.е. работа основывается на психологии религии.

       Религия рассматривается психологией религии как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживание и через них на действия индивида или какой-то группы людей. Психология, оставаясь в рамке науки, изучает не связь человека с богом, а существующую у многих людей веру в божественную или сверхчеловеческую силу, то есть видит в религии человеческий феномен, не принимая заведомо то, что представляется верующему реальностью, за саму реальность.

       Психологическое исследование религиозной жизни, будучи ее научным исследованием, ограничивается изучением человека – руководствуется принципом «методологического атеизма». Психологический анализ религиозных представлений и верований состоит в том, что исследователь «выносит за скобки» вопрос об их истинности, оставляя его теологии и философии.

       Психология  религии непосредственно изучает, таким образом, субъективную сторону  религии: религиозность индивида в  его социальных связях, прежде всего  функциональных. Психологический анализ религиозности включает в себя изучение психических мотивов и установок, обусловливающих специфически религиозные представления, состояния сознания (вера, догма, исповедание), религиозное  поведение и действия (молитва, медитация, ритуалы), религиозные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2 Личностные особенности  религиозной личности

       К настоящему времени уже были проведены  некоторые исследования, касающиеся религиозной личности. В работах 60-х годов Олпорт предложил свою типологию, где выделил два основных типа религиозных личностей. К первому он отнес людей, для которых религия – лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, участие в деятельности религиозных общин, внешнее благочестие – все это для них средство продемонстрировать свою социальную респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу жизни. Для некоторых верующих этого типа религия является ценностью по другим соображениям: дает утешение, обеспечивает душевный комфорт, способствует преодолению отрицательных переживаний. В основе такого понимания религии в обоих его вариантах лежит представление о том, что смысл и ценность религии определяются ее функциональной полезностью. Таковы широко распространенные, стереотипные утверждения о том, что «религия нужна», потому что способствует нравственному оздоровлению общества, разрешению конфликтов  т. д. Это тип религиозных людей, чья религиозность определяется Оллпортом как «внешняя».

       Второй  тип представляют религиозные личности, для которых религия – самостоятельная  и конечная ценность. Нерелигиозные  интересы, потребности имеют для них второстепенное значение. Субъективно такой тип религиозности избавляет личность от тревог, страхов, забот, дает ощущение свободы и радости, они живут в мире, где все люди братья, и им самим ничто не мешает любить и сострадать всем людям, хотя именно этот тип объективно наиболее жестко связан рамками вероучения, догматизирующими мышление, лишающими его критической способности. «Внешняя» же ориентация может отрицательно влиять на душевное здоровье личности, способствуя возникновению неврозов.

       Однако  для данного исследования нам  наиболее важен вопрос о причинах прихода человека в религию, возможно выделение личностных особенностей индивида, обуславливающих этот приход, черты, наиболее характерные для  религиозной личности.

Информация о работе Психологические особенности людей разных конфессий