Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
Задачи работы:
1. Составить психологический портрет старого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Расписать примерную профилактику старения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
Один из демографических признаков на планете Земля - это постарение ее населения. Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна.
Актуальность исследования:
Что же может представлять собою жизнь человека в этот период старения? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?
Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода, о котором в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной работоспособности и творчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста.
Но
жизнь свидетельствует и о
том, что в пожилом и позднем
возрасте человек может быть
глубоко несчастным, одиноким, быть
«обузой» для близких, «досадой»
для молодых и даже испытывать
жестокое к себе обращение как
в семье, так и в государственном социальном
учреждении.
Как
помочь человеку в пожилом возрасте
избежать всех этих проблем и
постараться прожить более
Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
Задачи работы:
1. Составить психологический портрет старого человека.
2.
Обозначить круг возрастных
3. Расписать примерную профилактику старения.
В
ходе работы использовались биологические
теории старения; социально-психологические
подходы в теории старения и старости;
психоаналитические подходы к старости,
концепция Эрика Эриксона.
Глава 1. ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
1.1 Теории старости и старения
Исследование
процесса старения, являющееся предметом
изучения различных медико-
Понятие о сущности, причинах
и механизмах старения со
Современные представления о
теории старения в
Процесс, описанный в теориях старения человека, сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности.
Биологические теории старения.
По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, существенными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории "программированного старения" и "непрограммированного старения".
"Программированное" старение. Представители этой теории старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие организма и рост к репродукции. Сторонники этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической полезности.
"Непрограммированное" старение
Представители этой теории старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают "непрограммированное" воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь, изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.
В результате нормальных метаболических процессов в пределах клеток могут образоваться ядовитые пробочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК.
Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако биологические теории не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни.
Социально-психологические подходы в теории старения и старости.
Исключительно
биологические или
Биосоциальная сущность
В соответствии с этим Дж. Тернер
и Д.Хелмс делят в теории
старения процесс на три
Психологическое старение - как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми) специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками, так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической ассиметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные.
Биологическое старение - биологические изменения организма с возрастом (инволюция).
Социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.
По мнению К.Виктор, биологический
подход также акцентирует
Индивидуальные переживания пожилого человека;
Место пожилого человека в обществе;
Проблемы теории старости и
их разрешение на уровне
Таким образом, во всех этих подходах можно вычислить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и проживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.
Психоаналитические подходы к старости. Концепция Эрика Эриксона.
В концепции Эриксона, рассматривающего период старения личности в контексте ее целостного жизненного пути, выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется, согласно его концепции, в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположными тенденциями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая - тормозит его. Эти тенденции в явной или неявной форме включают и определённую черту личности, и отношение человека к миру, к своей жизни, к себе.
Этот конфликт можно
В более поздних работах Эриксон определяет новообразование каждой стадии теории старения, как неустойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе кризисов у человек происходит перевес негативных свойств.
Эпигенитические образования
В контексте рассматриваемой
темы следует остановиться на
характеристике стадии
Информация о работе Психологические особенности людей пожилого возроста