Психологические особенности людей пожилого возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
Задачи работы:
1. Составить психологический портрет старого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Расписать примерную профилактику старения.

Работа содержит 1 файл

ввввв.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ   ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО  ВОЗРАСТА

     ВВЕДЕНИЕ

     Один  из демографических признаков на планете Земля - это постарение  ее населения. Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости  в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Для современного человека после выхода на пенсию  реальность прожить  в среднем  еще  15-20 лет стала вполне очевидна.

     Актуальность  исследования:

     Что же может представлять собою жизнь человека в этот период старения? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности  и т.п.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться   быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап  жизни, в котором  есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих  этапах жизни)?

     Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия  социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого  возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном  облике царя голода, о котором в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной  работоспособности  и творчества  демонстрируют люди весьма  преклонного возраста.

     Но  жизнь свидетельствует и о  том, что в пожилом  и позднем  возрасте  человек  может быть глубоко  несчастным, одиноким, быть «обузой»  для  близких, «досадой»   для молодых  и даже испытывать  жестокое  к себе  обращение как в семье,  так и в государственном социальном  учреждении. 

     Как помочь человеку  в пожилом возрасте избежать всех этих   проблем и  постараться прожить более спокойно и радостно - вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

     Цель  данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

        Задачи работы:

     1. Составить психологический портрет старого человека.

     2. Обозначить круг возрастных изменений  в организме пожилого человека.

     3.  Расписать примерную профилактику старения.

     В ходе работы использовались биологические теории старения; социально-психологические подходы в теории старения и старости; психоаналитические подходы к старости, концепция Эрика Эриксона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ

     1.1 Теории старости и старения

     Исследование  процесса старения, являющееся предметом  изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.

       Понятие о сущности, причинах  и механизмах старения со временем  менялось. Это связывалось не только с развитием знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни, это определяло изменение условий жизни и социального строя, успехи медицины и другие преимущества прогресса и цивилизации.

       Современные представления о  теории старения в геронтологии  базируются на следующих положениях:

  • старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходищях в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;
  • старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Теория старения в гетерохронности развития и инволюции универсальна и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития.

     Процесс, описанный в теориях старения человека, сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности.

     Биологические теории старения.

     По  мнению исследователей в области  биологии, старение и смерть являются базовыми, существенными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в  теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории "программированного старения" и "непрограммированного старения".

      "Программированное" старение. Представители этой теории старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие организма и рост к репродукции. Сторонники этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать  закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой  биологической полезности.

      "Непрограммированное" старение

       Представители этой теории старения  исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают "непрограммированное" воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь, изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.

     В результате нормальных метаболических процессов в пределах клеток могут  образоваться ядовитые пробочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК.

     Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако биологические теории не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни.

     Социально-психологические подходы в теории старения и старости.

     Исключительно биологические или исключительно  социальные определения старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старения чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни как зависимой переменной.

       Биосоциальная сущность человека  дает основание рассматривать  личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе.

       В соответствии с этим Дж. Тернер  и Д.Хелмс делят в теории  старения процесс на три взаимосвязанных  и взаимопрекрывающихся процесса:

          

     Психологическое старение - как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми) специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками, так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической ассиметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные.

        Биологическое старение - биологические изменения организма с возрастом (инволюция).

       Социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.

       По мнению К.Виктор, биологический  подход также акцентирует внимание  на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных  и психических аспектах старения, социальный изучает старость  в социальном контексте по  трем напралениям:

             Индивидуальные переживания пожилого человека;

             Место пожилого человека в  обществе;

              Проблемы теории старости и  их разрешение на уровне социальной  политики.

       Таким образом, во всех этих  подходах можно вычислить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и проживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.

       Психоаналитические подходы к старости. Концепция Эрика Эриксона.

       В концепции Эриксона, рассматривающего  период старения личности в контексте ее целостного жизненного пути, выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется, согласно его концепции, в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположными тенденциями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая - тормозит его. Эти тенденции в явной или неявной форме включают и определённую черту личности, и отношение человека к миру, к своей жизни, к себе.

       Этот конфликт можно рассматривать  как основной направляющий элемент  этапной Я-концепции, представляющий  собой совокупность установок  "на себя".

       В более поздних работах Эриксон определяет новообразование каждой стадии теории старения,  как неустойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе кризисов у человек происходит перевес негативных свойств.

       Эпигенитические образования каждой  стадии Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждая из них включает два противоположных качества. Противоположные качества в структуре "Я" могут обозначать характеристики идеального и реального "Я".

       В контексте рассматриваемой  темы следует остановиться на  характеристике стадии интегративности  - мудрости. Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего Я. Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, организации своего будущего времени, в выработке осуществимых жизненных программ, адекватной оценке социальной действительности и т.д. Стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение личности к миру и жизни.

Информация о работе Психологические особенности людей пожилого возроста