Психологические особенности личности российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

На сегодняшний момент, предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Это связано с тем, что отношения на рынке порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность.
Достаточно сложно найти единого определения понятия «предпринимательство», а отсюда и – «предприниматель».

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

По мнению Хизрича  и Питерса, большинство этих качеств и умений можно выработать у людей, которые имеют особые врождённые задатки, то есть, они говорят о том, что необходим первичный отбор на курсы предпринимателей.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что недостаточно просто обладать заданными характеристиками (так же описанными выше), но необходимы так же благополучные условия для их развития и использования.

Агеев считает  новаторство неизбежным атрибутом  существующих ныне производств, а, следовательно, определяет предпринимательство как новаторскую экономическую деятельность, то есть новаторство состоит в комбинировании производственных факторов, или открытие нового товара или услуги (с целью последующей экономической прибыли, конечно).

Кретов понимает под предпринимательством способ мышления инициативного человека, который способен быстро мобилизовать ресурсы на производства какой- либо сверхприбыльной отрасли.

 

4.Активность предпринимателей

4.1. Активность - готовность  действовать в неопределенности - целеполагание

Одним из первых среди качеств, необходимых предпринимателю является активность. Это можно заметить даже просто понаблюдав за различными деятелями в бизнесе: они все обладают чуть ли не фанатичной активностью, а так же многие любят шутить что бизнес- это удел тех, кто постоянно отличается завидной активностью по жизни, и только тех.

Встречаются так  же люди, которые обладают задатками  предпринимателя, при обсуждении бизнес- планов и новых проектов они принимают  активное участие, но когда дело доходит  до реализации своих обсуждений, они не оказываются не способными проявить себя на деле, то есть они сталкиваются с таким явлением как «сопротивляемость». Позже было выяснено, что эти люди готовы были проявить свою активность только в ситуациях, имеющих гарантированный успех.

Одним из объяснений такого поведения является то, что  люди вполне способны к достижению цели, но постоянно срывают намеченные сроки, оттягивая постоянно все  дела на последний момент, давая  себе при этом различные отговорки  и обещания. А так же, есть люди которые постоянно стремятся к совершенству и в последний момент отказываются от активных действий, мотивируя это боязнью «потерять лицо». То есть, эти люди готовы при необходимости проявить даже гиперактивность, но только в тех ситуациях когда либо нет выбора, кроме как что-либо выполнить, либо когда действие будет иметь успешный результат.

Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимателей и потенциальных предпринимателей (те, кто хотел бы и мог бы быть предпринимателем) отличает то, что  предприниматели всегда готовы к активным действиями и руководствуются принципом: «любой, пусть даже небольшой результат на пути достижения цели лучше, чем отсутствие результата».

Главный вид  активности, который должен присутствовать у начинающего предпринимателя- поисковая активность, соединённая с готовностью действовать не имея гарантии успеха. Предприниматель имеет главной целью добиться сделки и будет пытаться ее совершить, не исключая метод проб и ошибок, тем самым создавая свой собственный алгоритм действий на будущее. Зачастую для этого делают бизнес- план, чтоб значительно сократить время на поиски методом «проб и ошибок», но бизнес- план не всегда воплощается в жизнь.

Таким образом, первый взгляд на природу активности в бизнесе показывает, что речь идёт не только об активности в физиологическом смысле (хотя, люди с высокой моторной активностью имеют больше шансов на достижение успехов в предпринимательстве) которую приходится проявлять в зависимости от различных обстоятельств, деятельность таких людей вполне осмыслена, и  мотивирована теми целями, которые он перед собой поставил[7].

4.2. Активность и мотивация

Нам давно уже  не секрет, что мотивы, потребности  и интересы дают энергетику нашим  действиям даёт упорство, которое  помогает нам достигать поставленные цели.

Говоря о  мотивации человека в бизнесе  необходимо понимать что такое мотивация  достижений и уровень притязаний.

Мотивацией  к достижению называют стремление человека добиваться в жизни успеха, следующее  из потребности в социальном уважении и признании. Такие люди вызывает у нас образ человека авторитетного, агрессивного и постоянно доминирующим.

Уровнем притязаний называют уровень целей, которые  намеревается достичь человек.

Характерные особенности  нашей мотивации достижения и  уровня притязаний складываются в зависимости от того как мы реагируем на неудачи, так как в жизни мы обречены не только на успехи.

Между уровнем  притязаний и реальностью стоит  самооценка- мощный регулятор человеческой психики. Она контролирует несоответствия, возникающие между желаниями человека и окружающей действительностью. Регулировать она может либо усиливая мотивацию достижения, либо снижать ее, подавлять и трансформировать или саморазрушаться («самоедство»), в результате чего у человека может начать развиваться мотив избегания неудачи, он будет тормозящей силой.

Активность  можно представить в виде формулы:

То есть, активность будет тем выше, чем сильнее  развито у человека стремление к  достижению цели и чем ниже вероятность  действия его самооценки мотивируясь  избеганием неудачи.

Истиная проблема мотивации в том, что зачастую люди понимают что им нужно делать теоретически, но не могут собрать  в себе силы чтобы действовать  в направлении осуществления  действий.

Попробуем в  связи с этим увидеть, что происходит с мотивами и активностью бизнесмена в его текущей деятельности, какие реальные сложности возникают в его повседневной практике, каким именно образом концентрируется и рассеивается его энергия действия[7].

4.3. Целеполагание и  активность

До сих пор  в России предпринимателя воспринимают как спекулянта, воротилы, да и понятия «предприниматель» и «криминал» не очень- то различают. Это давит на сознание самих предпринимателей так, что плотно там оседает. Образ предпринимателя не очень позитивен. Это самым прямым образом сказывается на постановке и достижении цели, а, следовательно, активности. Эту проблему называют проблемой целеполагания через отрицание или проблемой негативного определения целей.

Главная цель, относящаяся  к самой природе бизнеса- зарабатывание  денег, и все люди, которые занимаются бизнесом ориентированы на эту цель.

Общая задача бизнеса  отличается от определения цели бизнеса. Общая цель бизнеса должна удовлетворять  своим мотивам и интересам, то есть должна присутствовать позитивная цель, достижение которой было бы важно для человека, занимающегося этим бизнесом. Негативная формулировка цели приводит человека к потере смысле деятельности, которой он занимается; и в этом случае нельзя забывать, что мотив деятельности может реализовываться через различные промежуточные цели.

Часто, говоря о  мотивации достижения часто говорят  о том, что необходимо поставить  цель, потом сделать всеми возможными способами ее более привлекательной, тогда всё получится. Но в реальности мотивы и потребности глубоко  скрытые психические образования, многие из которых обнаруживаются случайно. То же самое и в бизнесе: человек большую часть свой жизни положил на то, чтобы прийти в бизнес и добиться там успехов, но придя в этот самый бизнес понял, что это ему совсем не по душе; в то же время человек, который никогда не замечал  за собой капиталистических и бюрократических черт с приходом в бизнес их раскрывал в себе и получал истинное удовольствие от занятия предпринимательской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что преследование  «пустых целей» плохо сказывается на личности человека, цена подобных ошибок достаточно высока: набор личностных проблем, различные кризисы и сексуальные расстройства. Но в то же время, если предпринимательство- стезя человека, то он получит своеобразную награду, помимо улучшения своего материального состояния: острое ощущение внутренней свободы и независимости, связанное с азартом и риском и ощущение человеком себя как творца собственной судьбы[4].

 

Заключение.

В настоящее  время несмотря на то, что как  занятие предпринимательство существует, такой профессии, однако, нет. По моему мнению, это скорее всего связано с тем, что многие исследователи придерживаются точки зрения, что это врождённый дар, и научить этому практически невозможно. Это определённый набор личностных качеств, которые могут по разному проявляться, активизироваться в зависимости от среды в которой пребывает человек и зависят от целей и мотивов индивида.

Главными мотивами являются:

  1. Острое желание проявить себя, удовлетворить честолюбие
  2. Стремление к независимости
  3. Желание принести пользу обществу
  4. Удовлетворение лидерской потребности
  5. Потребность в самоактуализации

Личностные  качества предпринимателя, которые  мы выделили основными в работе являются:

  1. Развитая интуиция, которая восполняет недостаток информации, а специальная подготовка и знания, логический анализ могут быть источником неудач.
  2. Сильная воля, которая помогает преодолевать инерцию собственного и общественного мышления, сопротивление традиций, моральных и правовых норм.
  3. Развитое воображение, которое помогает рождать новые вариантные комбинации, снижать степень неопределённости, которая живёт в сознании предпринимателя.
  4. Способность доводить дело до конца
  5. Способность к объединению людей, благоприятствующих выполнению основных задач вокруг себя.
  6. Ясно понимать предпринимательство
  7. Отделять факты от мифов
  8. Находить нестандартные решения
  9. Ясно оценивать перспективность идей
  10. Знания, которые необходимы для создания дела
  11. Выработка новых коммерческих идей
  12. Умение принимать решения в условиях неопределённости
  13. Оценка действий с точки зрения морали и этики
  14. Умение заключать сделки, вести переговоры и устанавливать связи
  15. Умение выслушивать конструктивную критику и т.д.

 

Список литературы:

 

  1. Емельянов Е.Н., Поварницина С.Е. Психология бизнеса
  2. Дружинин В. Н. Психология предпринимательства
  3. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Дорофев Е.Д. Социально- психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей// Социально- психологические  исследования  руководства и предпринимательства/ Отв.ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
  4. Энциклопедия начинающего предпринимателя. Практические рекомендации
  5. Заславская Т.И. Бизнес- слой российского общества: сущность, стуктура, статус// Общественные науки и современность. 1995. № 10
  6. Мелия М.И. Бизнес- это психология// «Альпина бизнес букс», 2005.
  7. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей.- М., Изд-во ИП РАН, 2001.
  8. Российские предприниматели.40 историй успеха. М., 2003.

 

 


Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя