Психологические особенности личности российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

На сегодняшний момент, предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Это связано с тем, что отношения на рынке порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность.
Достаточно сложно найти единого определения понятия «предпринимательство», а отсюда и – «предприниматель».

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Факультет психологии

Кафедра организационной психологии

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономическая психология»

 на  тему: Психологические особенности личности российского предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена:

студенткой 1 курса магистратуры

682 группы Климачевой Оксаной

Руководитель: Купрейченко А.Б.

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

 

 

Введение

 

На  сегодняшний момент, предпринимательство  является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Это связано с тем, что отношения на рынке порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность.

Достаточно сложно найти единого определения понятия  «предпринимательство», а отсюда и  – «предприниматель». Прежде всего, это связано с тем, что сама деятельность вбирает в себя многочисленные функции, которые нельзя объединить в единый блок. Помимо этого, понятие не латентно, а постоянно развивающееся и приобретающее все более новые черты, как с экономической точки зрения, так и с социальной и психологической.

Так например,  исследователи XX в. особое внимание уделяли личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло свое отражение в следующих суждениях: «Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать». (Комментарии к Гражданскому кодексу РФ (части первой). Москва, 2008.).

« С точки зрения экономиста, предприниматель - это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок. С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность. С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места». [ Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Минск-Москва, 1991.].

Предпринимать — значит проявить активность, инициативность до того как будут определены условия и последствия деятельности. Предприимчивостью на сегодняшний день мы называем способность быстро адаптироваться и принимать решения в условиях неопределённости. Исходя из этого, предпринимательство можно определить как особый вид экономической  деятельности, предполагающий у предпринимателя наличие определённых психологических качеств, раскрытие которых является главной задачей психологии предпринимательства.

Для понимания природы предпринимательства многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов. Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов (факторов) экономики наряду с природными — землей, трудом, капиталом, информацией и временем.

Из истории  предпринимательства можно привести следующее определение предпринимательства (по Коулу) - это целесообразная деятельность индивида или группы индивидов, нацеленная на создание, сохранение, увеличение ориентированной на получение прибыли организационной единицы, являющейся совокупностью капитала, информации, ресурсов и труда, для того, чтобы добиться денежной или какой- либо иной выгоды, являющейся мерой успеха в зависимости от экономических, политических и социальных условий того периода развития общества, позволяющего определённую степень свободы в принятии решений.

 

  1. Предпринимательство как вид экономической деятельности

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности, следовательно, его целью будет удовлетворение потребностей человека в пище, жилье, одежде, других материальных и духовных благах, т.е. обеспечение его жизнедеятельности. В более широком плане предпринимательство связано с экономической эффективностью, экономическим ростом, полной занятостью, стабильным уровнем цен, экономической свободой и материальной обеспеченностью. (Предпринимательское право СЭ Жилинский) Поведение людей обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Обращаясь к экономической теории, "золотой век" предпринимательства имел место где-то до второй трети XIX века. До этого времени бизнес был еще достаточно простым, чтобы один человек без труда мог держать его в голове и выполнять одновременно все три главные роли, то есть быть одновременно владельцем, управляющим и предпринимателем. В то же время, начиная с середины XIX века, логика развития бизнеса во многих отраслях потребовала значительного укрупнения предприятий с соответствующим возрастанием сложности бизнеса. Наступило время, когда один человек уже не мог выполнять все три функции. Отмечалась тенденция вытеснения из бизнеса единой фигуры предпринимателя - владельца и в связи с этим происходило "умирание" капитализма и переход к использованию социалистических практик. Например, повсюду на Западе законодательно была установлена минимальная зарплата, была ограничена трудовая неделя, введены меры социальной поддержки безработных и т.д. Наряду с этим западным странам в целом удалось сохранить необходимый уровень предпринимательской дееспособности в обществе. При этом в экономике укрепилась роль управленца ("революция менеджеров"). Собственники были вытеснены с предприятий и трансформировались в инвесторов. Функция производителей инноваций была перенесена на наемных работников-профессионалов с формированием соответствующих профессиональных групп. А управленцы верхнего звена четко связали себя с функцией поиска и внедрения инноваций, исполняя, по сути, роль предпринимателей. Данный переход в целом завершился к середине XX века, когда общественный продукт стал производиться в основном крупными корпорациями.

(Россия: предпринимательство и развитие страны, Павел Крупкин, Политический класс,  № 12, Декабрь  2008, C. 61-70)

Обратимся к  смежному понятию – «бизнес», которое  получило широкое распространение за рубежом и в России, и определим как оно связано с предпринимательством. А. Хоскинг определил бизнес как "деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Представляется, что по своей сути бизнес и предпринимательство довольно близкие понятия. Однако имеется определенный смысл в том, чтобы все же различать их. Предпринимательство - это вид деятельности (частный случай бизнеса), очень тесно связанный с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Отсюда возникает вопрос, как человек, деятель становится предпринимателем? Рассмотрим стартовые ситуации [2].

  1. Под давлением обстоятельств. В этом случае человек переходит от одного вида деятельности к совершенно иному.
  2. Путём «из специалиста в предприниматели». Сначала человек работает в качестве наёмного специалиста в какой- либо отрасли бизнеса, потом начинает понимать что да как делается в этом бизнесе и что может позволить ему стать независимым, занимаясь этим же самым делом, но уже без наёмщика. Таким образом он совершает первый шаг предпринимательство.
  3. Инкубаторные предприниматели. Существуют государственные программы для развития и поддержания предпринимательской деятельности, где специально создаются центры, так называемые «бизнес инкубаторы», где все желающие могут пройти подготовку, сдать экзамены, в соответствии с теорией написать бизнес- проекты начинают своё дело при поддержке государства в виде налоговых и кредитных льгот.
  4. Предприниматели по традиции. В этом случае «дело» передаётся по наследству. Важно, что будущий предприниматель знает о своей судьбе, с детства живёт в этой атмосфере, усваивает некоторую часть опыта и психологически готов к тому, чем ему необходимо будет заниматься.
  5. Предприниматели «по природе». Это люди с так называемой «коммерческой жилкой», у которых имеется ярко выраженный «предпринимательский дух». Предприниматель всегда начинается с определённой ситуации, в которой человек с такими заданными качествами успешнее преодолеет все трудности и сделает шаг в предприниматели.

На пути становления  будущий предприниматель сталкивается с рядом проблем, приведем некоторые из них.

  1. Чем заняться, осуществить выбор. Лучше всего перебрать свои возможности, интересы, хобби, или чем бы вообще хотелось заниматься, то есть, основываться на своих желаниях и умениях. Самая главная проблема здесь состоит в правильности выбора и внутренней психологической готовности начать что- либо делать.
  2. Проблема уже посущественнее: Где взять деньги. Для того чтобы начать своё дело необходим стартовый капитал. Главная трудность состоит не в том где взять деньги, ведь возможность занять не исключена (те же самые кредиты), а в уверенности что удастся вернуть их в определённый срок и в требуемом количестве. Неизбежность риска- одна из главных характеристик предпринимательства.
  3. Оформление юридических документов и выход на ступень рыночных отношений. Именно на этой ступени предприниматель сталкивается с основной составляющей бизнеса: клиентами, заказчиками, покупателями и решается вопрос, останется он в этом бизнесе или нет, то есть найдёт ли он клиентов, готовых купить товар по той цене, которую предлагает предприниматель и как он справится с конкурентами.
  4. Роль менеджера. В процессе деятельности предприниматель обрастает связями, у него определённый рабочий коллектив, штат, складывается своя рабочая структура и ему уже необходимо поддерживать хорошие отношения, контакт с теми людьми, с которыми он работает, то есть начинать заботиться и решать проблемы работников, которых он привлёк в свою фирму, а значит, осваивать новую роль- роль менеджера.

По словам Майкла Гербера, предприниматель существует только одно мгновение - когда делал выбор и решался на риск создания дела. Роль предпринимателя заканчивается в тот момент, когда она переходит в роль менеджера, отвлекая предпринимателя от организационных дел управлением людьми, вовлечённых в дела данной организации.

Отсюда можно сделать вывод о том, кто является предпринимателем и какими ключевыми атрибутами обладает [5]:

  1. Нацеленность на успех в коммерческих операциях и стремление к получению прибыли
  2. Наличие коммерческой идеи
  3. Действие в условиях риска
  4. Одновременное выполнение функции держателя капитала, управляющего и работника.
  5. Свобода в выборе методов деятельности
  6. Определённый набор личностных качеств

Таким образом, предприниматель - человек, который неоднократно добился коммерческого успеха и принял личное участие в формировании стартового капитала предприятия, принимает личное участие в ведении своего дела, несёт материальную и юридическую ответственность, свободен в принятии решений по развитию предприятия и распоряжении получаемой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические особенности личности предпринимателя

 

Со временем портрет предпринимателя меняется. Рассмотрим каким образом это  происходит и от каких факторов  зависят его различные характеристики.

Зомбарт одним  из первых создал психологический портрет  предпринимателя. Он утверждал, что  одной из составляющих частей капиталистического духа, наряду с бюрократичностью и  мещанством является дух предпринимательства. По его мнению, предприниматель обладает качествами завоевателя (упорство, постоянство, сила воли, энергичность, духовная свобода), организатора (способность заставлять людей работать, правильно их оценивать), торговца (способность внушать людям доверие и пробуждать в них интерес к своей продукции). Мещанину необходимы другие качества, такие как хозяйственность, из которой вытекают разумная экономия, бережливость, рациональное ведение дел, деловая этичность, которая проявляется  в виде благонадёжности и солидности. Последней составляющей капиталистического духа является бюрократия. Бюрократ должен быть предан корпорации, работать ради ее прибыли, что является прямым способом продвижения по карьерной лестнице и личного благополучия; коллективный интерес, потребность быть инструктированным, дисциплинированность. Очень примечательно то, что такой разносторонней характеристике капиталистического духа Зомбарт поставил предпринимателя на первую ступень, первое место. Если из этой структуры убрать предпринимателя, то получится совсем другой хозяйственный уклад.

Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя