Психологические особенности личности российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

На сегодняшний момент, предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Это связано с тем, что отношения на рынке порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность.
Достаточно сложно найти единого определения понятия «предпринимательство», а отсюда и – «предприниматель».

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

По мнению Юнга, экстраверты имеют наибольшую предрасположенность  к предпринимательству, а благодаря  социально- психологической теории депривации было установлено, что люди из национальных меньшинств и социально  неблагополучных, ущемлённых слоёв  населения имеют предпринимательский потенциал выше, чем выходцы из имущих слоёв[1].

Так же в кросс- культурном контексте существует проблема налогооблажения, восприятие оплаты налогов, причины ухода от них. В США  и Японии предпринимателя воспринимают позитивно, рассматривают его как человека, обслуживающего нужды и создающего рабочие места. В Европе к предпринимателям относятся менее позитивно. Это связано во- первых, с некоторой загадочностью и скрытностью его деятельности от общественности. Во- вторых, со стереотипами (в России предприниматель- как спекулянт советского времени). В- третьих, с поведением предпринимателей в интересах своего бизнеса. В- четвёртых, с завистью в отношении его доходов и прибыли[8].

К важных качествам  предпринимателя для психологического портрета можно отнести[3,5]:

в интеллектуальном блоке: дар комбинатора, компетентность, реальность восприятия, интуиция, перспективное мышление.

В коммуникативном  блоке: координаторский талант, способность к социально объективному общению с людьми, умение «плыть против течения.»

в мотивационно- волевом блоке: потребность в самоактуализации, потребность в общественном признании, склонность и готовность к риску, стремление к победе и борьбе,  мотивация к достижению.

Обычно у  нас предприниматель ассоциируется с человеком, имеющим хорошее здоровье, неиссякаемую энергию и большой оптимизм. Как показывают исследования, самыми необходимыми являются качества, приведённые в мотивационно- волевом блоке, так как предприниматель- фигура активно действующая[5].

Варнерид полагает, что нет чёткого разделения людей на группы «предприниматель» и «не предприниматель», а есть только различие в том, сколько предпринимательской активности они проявляют, и в том, сколько предприимчивости в этой активности. С этой точки зрения можно упомянуть о такой форме деятельности как парапредпринимательство (человек параллельно совмещает работу в бюджетной организации и предпринимательскую деятельность, иногда и на основе этой бюджетной организации), что сейчас очень распространено в нашей стране. И теперь можно говорить о предпринимателе- интрапренёре; это человек, который работает в организации, имеет предпринимательские способности и имеет финансовые ресурсы и полномочия разрабатывать и запускать в продажу новые товары и услуги минуя все бюрократические этапы[6].

    1. Психологические особенности российских предпринимателей

 

Исходя из характеристик  предпринимательства, становится хорошо видно почему правительство России боролось с предпринимательством, прибегая к тоталитаризму, чтобы исключить возможность появления предпринимателей как класса в стране.

На сегодняшний  день Российское предпринимательство  имеет 3 важные функции, влияющие на различные  области жизни[3].

  1. Экономическая функция. Предпринимательство формирует рыночную экономику, активно развивает разные промышленность и сельское хозяйство. Переход управления экономикой из рук государства к частным лицам (предпринимателям).
  2. Социальная функция. Меняется отношение общества к частному бизнесу в положительную сторону. Формируются новые социальные группы- предприниматели и бизнесмены. Формируется средний класс- социальный класс обеспеченных людей.
  3. Психологическая функция. Формируется классовое самосознание. Русская буржуазия осознает себя как часть активной политической и экономической силы способной влиять на различные области в жизни страны. Появляется возможность самореализовываться через бизнес, политику и т.д.

Так как предприниматели  рассматриваются с позиции активной социальной группы, то необходимо заметить, что они тесно взаимодействуют с такими слоями общества как клиенты (потребители их товаров и услуг), наёмные работники и работники госструктур. Важнейшую роль в бизнесе играют клиенты, так как они являются потребителями продукции предпринимателей и обеспечивают возврат финансов, оплачивая потребляемую продукцию. Так же между потребителями и предпринимателями существуют рекламно- информационные и имиджевые связи, которые могут быть решающими для развития бизнеса.

Наёмные рабочие  появляются в тот момент, когда  предприниматель уже не может самостоятельно выполнять все функции на своём предприятии. Сначала они появляются в качестве исполнителей производственных функций, а затем в качестве менеджеров. Разобщённость группы наёмных рабочих, не сплочённых профсоюзами отличает отечественных наёмных рабочих от западных. Зато разобщённость делает взаимодействие наёмных рабочих с предпринимателями более простой, но не исключает их конфронтации в перспективе.

Одна из составляющих государства, силовые структуры, время от времени оказывают влияние на различные бизнес- процессы, как позитивное, так и негативное. Ни для кого не секрет, что сейчас немалую долю экономики составляет теневой сектор. Для бизнеса это взятки и «откаты» между предпринимателями и отдельными чиновниками. Но с другой стороны, государство всё же осуществляет регуляцию бизнеса и получает за это субсидии в виде налогов.

Теперь перейдём к более конкретному рассмотрению вопроса об особенностях российских предпринимателей.

Само определение предпринимательства обращает наше внимание на самостоятельную деятельность, предполагающей высокий риск и большую ответственность. Как показали кросскультурные исследования, автономность и самостоятельность у российских предпринимателей выражена особенно ярко. Так же российские предприниматели среднего и малого бизнеса в отчуждены от общества и более защищены в психологическом смысле от социального неодобрения, чем европейские. Это связано с тем, что российский рынок развивается в условиях нестабильной экономики и несбалансированного рынка, без реальной поддержки государства, более того, проявляет ему сопротивление.

Западные, а  в особенности американские, теории мотивации считают успех главным  стремлением человека. Успех- удача  в достижении поставленной цели, то есть, предприниматель, принимая какое- либо решение, рассчитывает на его успех. Отечественные социологи говорят о том, что достижение успеха может зависеть от многих факторов, причин, обстоятельств, а так же быть результатом определённых форм поведения. Достижение предпринимательского успеха может зависеть от[3]:

  1. Случайное везение. Оказался в нужном месте в нужное время и не упустил шанс.
  2. Активный поиск наилучшего варианта, в том числе и методом проб и ошибок.
  3. Расчёт различных вариантов и выбор наиболее оптимального
  4. Получение конфиденциальной информации (или какого- либо другого ресурса) и использование ее в нужное время.
  5. Использование собственного опыта и способностей в той области, которая приносит доход.

Взгляды на мотивы и набор личностных качеств предпринимателя у российских и американских исследователей совпадает.

Мотивы[7]:

  1. Стремление быть «хозяином своей судьбы»
  2. Сделать жизнь и работу неотделимыми друг от друга.
  3. Желание иметь достойную оплату труда, тем самым значительно улучшить материальное положение.

Качества предпринимателя, которые выделял Карлоф:

  1. Решения предпочитает принимать самостоятельно
  2. Нацеленность на результативность, восприимчивость к новому
  3. Открытость к конструктивной критике
  4. Стремление к активному участию в бизнесе
  5. Приветствует нововведения и любит быстрое развитие
  6. Хорошо чувствует себя в деловом окружении
  7. Высокая требовательность к себе и своим компаньонам.

В каком- то смысле предприниматели ответственны за благополучие людей, которых они нанимают. Предпринимательским  риском называют опасность потери ресурсов, или недополучение доходов по сравнению с заранее рассчитанным планом. В поле предпринимательского риска могут входить потери трудовые, материальные, ущерб здоровью или угроза жизни, морально- психологический ущерб и ущерб престижу. Как уже не раз говорилось, предпринимательская деятельность всегда связана с риском, характерными чертами которого можно обозначить неопределённость, противоречивость, альтернативность.

Давайте выделим  некоторые основные черты предпринимательства, которые направлены на получение  прибыли в качестве главной цели, это: самостоятельность, рискованность, ответственность, инициативность и новаторство[7].

Таким образом, предпринимательство можно определить как новаторскую деятельность людей, которые принадлежат к особой социальной группе (предприниматели), члены которой обладают способностями и отличительными чертами группы (черты упомянуты выше), и вместе с этим выполняют функции, позволяющие развивать экономику и при этом получать прибыть.

Предпринимательская деятельность есть деятельность массовая, а значит, что поисковая активность становится фактором выживания деятельности, особенно во времена ее запрета, как это было в советские времена.

«Нарисовав» психологический  портрет предпринимателя, мы выделили черты личности, выделяющие его из других людей. В ряде черт, характерных для предпринимателя российские и зарубежные исследователи единодушны; это: стремление к самореализации, экономическая активность, стрессоустойчивость, принятие риска. Но имеется и ряд отличий, характерных для российского предпринимателя, это черты, такие как слабая включённость в социум, а со стороны социума- это низкая оценка деятельности и нравственных качеств предпринимателя[3].

3. поведение  предпринимателей.

Смирнов, Максимов, Акуленок мотивационную структуру  предпринимателя представляют так[2]:

  1. Острое желание проявить себя, удовлетворить честолюбие
  2. Стремление к независимости
  3. Желание принести пользу обществу
  4. Удовлетворение лидерской потребности
  5. Потребность в самоактуализации

Но среди  различных мотивационных структур, известных нам, не встречается мотивация вынужденного занятия этой деятельностью (может, даже и в ущерб своим интересам) ради обеспечения себя и/или семьи необходимыми предметами потребления, которая особенно актуальна для российских предпринимателей на сегодняшний день. Но, для того чтобы воплотить в реальность любой из данных мотивов необходим соответствующий доход. Автономов по этому поводу говорит, что символом успеха и необходимым условием удовлетворения потребностей является достижение большой прибыли.

Следующим немаловажными элементами предпринимательской деятельности являются средства и способ достижения цели, под которыми подразумеваются особые навыки и знания, а так же задатки и способности. Большинство исследователей придерживается мнения что способность к предпринимательству- врождённая особенность, а значит, научить предпринимательству нельзя.

Крутецкий определял  задатки как свойства нервной  системы и анализаторов, которые  определяются генетической программой, а так же индивидуальные формы  работы коры головного мозга, и проявляются у человека в виде способностей.

Е. Лидсей и Дж. Долан под предпринимательством понимают способность к творчеству, упоминая о том, что ключевой проблемой  инновационных процессов и предпринимательства- это создание ситуаций, максимально  развивающих творческую активность.

Основными качествами предпринимателя по Шумпетеру являются[2]:

  1. Развитая интуиция, которая восполняет недостаток информации, а специальная подготовка и знания, логический анализ могут быть источником неудач.
  2. Сильная воля, которая помогает преодолевать инерцию собственного и общественного мышления, сопротивление традиций, моральных и правовых норм.
  3. Развитое воображение, которое помогает рождать новые вариантные комбинации, снижать степень неопределённости, которая живёт в сознании предпринимателя.

Так же исследователи  отмечают ещё 2 необходимо важных качества предпринимателя:

  1. Способность доводить дело до конца
  2. Способность к объединению людей, благоприятствующих выполнению основных задач вокруг себя.

Ронстад приводит некоторые знания умения, которыми должен обладать предприниматель:

  1. Ясно понимать предпринимательство
  2. Отделять факты от мифов
  3. Находить нестандартные решения
  4. Ясно оценивать перспективность идей
  5. Знания, которые необходимы для создания дела
  6. Выработка новых коммерческих идей
  7. Умение принимать решения в условиях неопределённости
  8. Оценка внешней ситуации
  9. Оценка действий с точки зрения морали и этики
  10. Умение заключать сделки, вести переговоры и устанавливать связи
  11. Умение выслушивать конструктивную критику

Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя