Психологические особенности личности подростка с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
2. Подобрать необходимые методики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Раздел 1. Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема…………………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза……………………………….…..6
1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР…………..10
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР……….13
Раздел 2. Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР……………………………..16
2.1. Методы и организация исследования………………………………….16
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация……………………………….18
2.3. Рекомендации………………………………………………..……………23
Заключение……………………………………………………….…………...26
Список использованной литературы…………………….………………....27

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Как видно из таблицы дети с нормальным онтогенезом в большей мере склонны  к проявлению сочувствия и сопереживания по сравнению с детьми с задержкой психического развития. Однако важно отметить, что всё же и те и другие подростки характеризуются слаборазвитыми эмпатическими способностями, по сравнению с другими возрастными группами (по данным исследований эмпатии: младшие школьники, например, в большей мере склонны к сочувствию). 

Относительно социального интеллекта, важно сказать, что задержка психического развития очень сильно влияет на эмоционально-волевую сферу подростка, вносит свои коррективы и в социальные способности и умения подростка с данной формой дизонтогенеза. Вообще, социальный интеллект - особый «социальный дар», интегральная  интеллектуальная способность, обеспечивающая гладкость в отношениях с людьми и  определяющая успешность общения и социальной адаптации. Очевидно, что ребенок и подросток с ЗПР не обладает в достаточной мере тем, что способствовало бы развитию у него социальной перцепции, социального мышления, социального интеллекта. Дети с ЗПР психически слабы, неустойчивы, им очень сложно следить за своим поведением, контролировать себя, познавать особенности своего невербального и вербального поведения, не говоря уже о том, чтобы научиться в полной мере анализировать последствия и особенности поведения других людей, специфику их речи и т.п. Это связано с общим низким уровнем работоспособности, внимания, низкими познавательными способностями, а также с тем, что подростки с ЗПР,  зачастую некритически относясь к себе, не стремятся к тому, чтобы сделать свою жизнь социально более адаптированной. Исходя из таблицы 2, мы видим, что подростки с ЗПР имеют в большинстве своем низкий уровень развития социальных умений и способностей.

Таблица 2 – Социальный интеллект подростков с ЗПР и подростков с нормальным онтогенезом

Общий уровень социального интеллекта

ЗПР

Норма

Средний показатель

2 человека

9 человек

Низкий показатель

10 человек

4 человека

Проверка гипотезы

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что подростки с ЗПР по сравнению с подростками с нормальным онтогенезом имеют определенные особенности в таких личностных характеристиках, как агрессивность, социальный интеллект, эмпатия, мы использовали непараметрический критерий различия Манна-Уитни (пакет STATISTICA версия 6.0) Мы выбрали обозначенные характеристики личности, т.к. предполагаем, что подростки с ЗПР могут иметь особенности в их проявлении и выраженности, что связано со спецификой данной формы дизонтогенеза.

Статистическая гипотеза: в уровне психологических характеристик таких, как агрессивность, эмпатия, социальный интеллект,  у подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза есть различия.

Правило принятия решения: если p-level < 0,05, то гипотеза верна и принимается, если p-level >0,05, то гипотеза неверна и отвергается. Результаты проверки гипотезы представлены ниже.

Таблица 3  – Проверка гипотезы

Название методики/ название шкалы

Значение

U-критерия

p-level

Гипотеза

верна / неверна

Опросник Басса-Дарки

физическая агрессия

716

0,408

неверна

косвенная агрессия

720

0,422

неверна

раздражение

471

0,0013

верна

негативизм

565,5

0,0196

верна

обида

489,5

0,0064

верна

подозрительность

751

0,6333

неверна

вербальная агрессия

707

0,366

неверна

чувство вины

457

0,0008

верна

Опросник Мехрабиена-Эпштейна  Диагностика эмпатии

669

0,2667

неверна

Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»

Способность предвидеть последствия поведения

356

0,0013

верна

Способность понимать невербальное поведение

432

0,0024

верна

Вербальная экспрессия

562

0,018

верна

Способность анализировать межличностное взаимодействие

533

0,0082

верна

Общий уровень социального интеллекта

489

0,0044

верна

 

Таким образом, как видно из таблицы 3, мы можем заключить, что наша гипотеза подтвердилась частично (т.к. нами были выявлены различия в значениях по отдельным шкалам методик).

Действительно, подростки с ЗПР из нашей выборки имеют определенные психологические особенности. Во-первых, для них характерна повышенная раздражительность, обидчивость. Во-вторых, подростки с ЗПР негативней относятся к происходящему, чем дети с нормальным течения онтогенеза, однако при этом они  чаще испытывают угрызения совести и чувство вины. Такие дети отличаются низким социальным интеллектом, что  свидетельствует о существовании трудностей в понимании и прогнозировании поведения людей, в восприятии оттенков речи человека и  невербальных проявлений его поведения, что в свою очередь усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации

 

 

2.3. Рекомендации

На основе проведенного анализа и полученных данных относительно особенностей подростков с ЗПР, мы можем обозначить следующие проблемы: высокая агрессивность и низкие социальные способности таких детей.

Высокую агрессивность и склонность к аутоагрессии (чувство  вины) у таких детей необходимо корректировать. В современной психологической практике существует ряд программ, направленных на коррекцию подростковой агрессивности. В основном коррекция идет на поведенческом уровне, но в случае детей с ЗПР необходимо учитывать всё особенности данной формы дизонтогенеза в подростковый период, в частности эмоционально-волевую незрелость.

Для развития социального интеллекта, а, следовательно, и для улучшения социальной адаптации, необходима разработка и проведение трениноговых программ, включающих в себя упражнения, направленные на формирование социальных умений по восприятию невербальных и вербальных особенностей человека при взаимодействии и общении, анализу поведения людей в  проблемных и обыденных ситуациях; развитию высокой чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и способности представлять себе результаты своих действий или поступков других, ориентироваться в общепринятых нормах и правилах поведения.

Вследствие высокой утомляемости и неустойчивости работоспособности эти дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже - на последнем уроке, чем на первом, не успевают за темпом работы в классе. Постепенно увеличивается объем неусвоенного учебного материала, растет педагогическая запущенность, что делает их хронически неуспевающими учениками.

Как правило, у таких учеников в дальнейшем развивается негативное отношение к школе, патологическое формирование личности и характера. Практика показывает, что тетради неуспевающих учеников бывают очень типичными: двойки, двойки, единицы, перечеркнутые красным карандашом задания и грозные послания родителям: "Задание не выполнено", "Почему так много ошибок?", "Ваш ребенок не хочет работать!" и т. д. В результате ребенок совершенно теряет веру в свои силы, желание учиться, чувствует свое положение безвыходным.

Неправильно организованная педагогическая коррекция на-носит большой вред, осложняет и без того тяжелое положение, способствует развитию невротических расстройств, реакции протеста и в конечном итоге приводит к полной "школьной дезадаптации". А если действовать по-другому? Постараться выяснить причины неуспеваемости, поговорить с родителями, посмотреть, в каких условиях ребенок рос и развивался, подумать, чем можно помочь.

Для эффективного решения этих вопросов чаще всего необходимо убедить родителей проконсультировать сына или дочь у детского психоневролога. Только врач может определить причины неуспеваемости и правильные меры педагогической коррекции. В любом случае необходимым является осуществление индивидуального подхода к такому ученику. "Но ведь это невыполнимо, - скажет учитель.- Ведь у меня их 30 человек!" Нет, при желании выполнимо. Обратите внимание, как работает ребенок: успевает ли за темпом всего класса, быстро ли устает, что дается ему труднее. В любых ситуациях старайтесь сохранять спокойный тон, не кричите, не оскорбляйте его перед всем классом, будьте доброжелательны. Пусть малыш будет уверен, что вы его любите, что всегда к нему справедливы.

Занимаясь с отстающим учеником, старайтесь не допускать, чтобы у него образовалась педагогическая запущенность, какой-нибудь пробел. С этой целью не переходите к изучению нового материала, пока не усвоен пройденный. Если малыш очень медлителен, неловок (а это бывает при задержке моторного развития), ни в коем случае нельзя торопить его и тем более снижать оценку за то, что он не успел выполнить все задание или не очень качественно его выполнил.

Все равно такие дети, как бы ни старались, не могут работать быстрее, так как это зависит от состояния их центральной нервной системы. Предоставьте ребенку возможность работать в свойственном ему темпе. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и по достоинству оценить то, что он успел сделать, а после урока или дома (в зависимости от ситуации) доработать остальное. В противном случае чем больше ребенок будет торопиться, тем хуже выполнит задание.

Необходимо учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют.

При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. Однако к решению вопроса о переводе ученика в следующий класс надо подходить строго индивидуально, с учетом степени этого продвижения и общего состояния здоровья ребенка.

В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые получили в настоящее время широкое распространение в массовых школах. В этих классах при общем щадящем режиме обучения и жизни создаются наиболее благоприятные условия для организации медико-педагогической коррекции. Однако решить вопрос о переводе ученика в такой класс самостоятельно учитель не может.

Главное - их необходимо своевременно заметить в классе и найти наиболее эффективный способ индивидуальной работы. Правильная оценка характера отклонений у ребенка дает учителю возможность найти наиболее успешные пути педагогического воздействия.

При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

 

Выводы по 2 разделу

В практической части нашей работы мы поставили перед собой цель выявить психологические особенности подростков с задержкой психического развития. С поставленной целью, а также с задачами мы справились. В ходе исследования мы проверяли истинность выдвинутой нами гипотезы, которая частично подтвердилась: действительно подростки с ЗПР имеют определенные особенности.

В ходе проведения  анализа мы также  установили следующее:

1. Подростки с ЗПР отличаются от подростков с нормальным течением онтогенеза в среднем более высоким уровнем агрессивности. В частности, для них характерны такие черты, как обидчивость, негативизм, раздражительность, а также они отличаются развитым чувством вины, обусловленным, предположительно, особенностями воспитания и обучения в специализированных школах.

2. Развитие эмпатических способностей у подростков с ЗПР и подростков с нормальным онтогенезом не различается.

3. Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и общей плохой социальной адаптацией.

4. С подростками с задержкой психического развития необходимо вести комплексную работу по коррекции агрессивности и развитию социальных умений и формированию социальных способностей.

 

Заключение

Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:

1. В теоретическом разделе нашей работы мы проанализировали литературу по проблеме задержки психического развития у детей и подростков. Нами были рассмотрены понятия дизонтогенез и задержка психического развития. Говоря о причинах возникновения ЗПР, можно выделить биологические и социальные факторы, например, особенности развития в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды жизни. Одним из факторов также может быть, например, особенности воспитания в неблагополучной семье. Мы также рассмотрели особенности общего развития в подростковый период и описали известные в психологии особенности подростков с задержкой психического развития.

Информация о работе Психологические особенности личности подростка с ЗПР